Понятие этикета. Интегративная и сегрегативная функции этикета как проявление его противоречивой сущности. Профессионально-деловой этикет как система правил и норм поведения, имеющая цель эффективно регулировать профессионально-деловое общение. Нравственно-психологическая семантика этикетных норм.
Моральные принципы профессионально-делового этикета:
- принцип гуманизма как отражение признания достоинства специалиста: вежливость, тактичность, скромность, точность профессионально-делового поведения.
- принцип целесообразности действия как характеристика особенности современного профессионально-делового этикета.
- принцип эстетической привлекательности: деловой стиль одежды, правила вербального (словесного) и невербального (мимика, жесты, позы) общения.
- принцип учёта национальных особенностей как свидетельство уважения и сохранения национальных традиций в профессионально-деловой сфере.
Ситуации современного профессионально-делового этикета:
- ситуации повседневного делового общения (деловые встречи, совещания, переговоры, телефонный разговор, внешний облик делового человека);
|
|
- ситуации протокольные (презентации, банкеты, приёмы и т.д.)
Культура речи специалиста как инструмент и условие успешности профессионально-делового общения. Нормы речевого этикета.
Профессионально-деловой этикет как форма проявления нравственной культуры специалиста, условие эффективности его профессиональной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании профессиональной этики используются следующие формы:
- лекции, семинары, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы, проводятся дискуссии, ролевые игры, контрольные работы, тестирование;
- самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний, к промежуточной аттестации и зачёту.