Романский период

Дошедших до наших дней образцов романского текстиля не много. Уцелели только очень дорогие ткани, предназначенные для особо торжественных случаев.

От Х в. сохранились орарь и епитрахиль св. Кутберта из Даремского собора выполненные между 909 и 916 гг. Вышивка на этих предметах подражает стилю книжной миниатюры.

К ХI в. относится поразительный и великолепный "ковер из Байё", извечный также под названием ковра королевы Матильды. В действительности это не ковер, а вышивка, которая была выполнена не королевой Матильдой, а -профессиональными вышивальщицами, скорее всего английскими. Она была изготовлена в 1077 г. для Одона, епископа Байё, сводного брата Вильгельма Завоевателя, и представляет собой полосу холста длиной в 68,3 м при ширине 50 см, на которой вышиты 58 последовательных сцен завоевания Англии, снабженные объяснительными латинскими надписями. Контуры рисунка выполнены стебельчатым швом, остальные части - гладью. Фигуры людей на фоне деревьев и схематичных зданий изображены с большой живостью. На широком бордюре мы видим сцены из Эзоповых басен, различные сельские картины, такие, как пахота, сцены охоты, а также чисто декоративные мотивы. Эта вещь представляет значительный документальный интерес, ибо она изобилует деталями жизни ХI в. Вышивка отличается замечательной композицией и использует восемь цветов: три различных синих, ярко-зеленый, темно-зеленый, красный, желтый и серый. В раскраске сюжетов наблюдается некоторая причудливость: там фигурируют, например, синий конь и человек с зелеными волосами.

Другое выдающееся произведение ХI в. в этом жанре - вышивка из Героны с сюжетом из Книги Бытия. Ее композиция тщательно продумана: в центре ее изображен на троне Христос Пантократор, прочие сцены расходятся от него лучами, что имеет одновременно и символический и декоративный смысл. Мы видим, таким образом, эпизод сотворения мира и человека, обрамленный большим кругом. Круг вписан в квадрат, в углах которого искусно размещены аллегорические фигуры ветров, дующих в охотничий рог. На кайме вышито "Воздвижение креста" и календарь. Как и на ковре из Байё, латинские надписи объясняют содержание сцен. Вышивка выполнена тамбурным швом цветной шерстью по льняной ткани.

Среди интересных текстильных образцов, дошедших до наших дней, имеется ряд предметов епископского облачения: шелковая туфля папы Климента II с тканым узором, датируемая 1046 г. и изготовленная из ткани византийского происхождения; митра, предположительно принадлежавшая св. Отто; вышитая шелком и золотом епитрахиль Фомы Бекета; епископская сандалия св. Готара, мантия св. Месма, риза св Ива.

Византийское и иранское влияния отчетливо заметны на ранних испанских тканях; мы встречаем на них орнаментальные мотивы, изображения Гильгамеша со львами, двуглавого орла, мотив симметричных львов на мантии св. Бернана ХI в.

Из числа произведений текстильного искусства ХI в. упомянем мантию папы Бонифация VIII, мантии императора Генриха II и его супруги Кунигунды. Перечисленные изделия имеют подчеркнуто геральдический декор и обладают высокими художественными достоинствами, но все же им далеко до шедевра мусульманских мастерских Сицилии - коронационной мантии Рожера II.

Готика

При рассмотрении текстиля следует провести различие между тканями в собственном смысле, с одной стороны, и вышивками и шпалерами, с другой.

Франция, играющая столь большую роль в развитии прикладных искусств готики, занимает относительно скромное место в области текстиля. В художественном ткачестве первенство принадлежит Германии, Испании и в особенности Италии, достигшей в этом исключительного расцвета.

В Германии, в прославленной мастерской при монастыре св. Эммерама в Регенсбурге в ХIII и ХIV вв. создаются такие замечательные шедевры, как алтарное покрывало с Распятием, вышитым шелком и золотой нитью по льну. Ряд парчовых тканей, украшенных симметричными парами животных, иногда заключенными в медальоны, говорят о влиянии Сицилии, в Гальберштадтском соборе имеется парчовая ткань с узором из двуглавых орлов. На других тканях изображены человеческие фигуры в нишах, увенчанных арочками, которые напоминают нам о романском и готическом зодчестве.

В тканях Испании преобладают ориентальные мотивы, поскольку большинство ткачей в этой стране были мусульманами. Для тканей южных областей страны характерно бесконечное повторение геометрических узоров и изображение древа жизни с птицами по бокам. Примерно в это же время в христианских областях Испании используются другие мотивы, такие, как геральдические символы, замок с тремя башнями и лев, поднявшийся на задние лапы; чередование этих мотивов, заключенных в мелкие восьмиугольные медальоны. Продукция северных районов не мешала христианам высоко ценить ткани мусульманского юга.

Как уже сказано, Италии принадлежало первенство в художественном ткачестве среди стран готической Европы. Раньше всего это ремесло расцвело в мастерских Сицилии, где под началом мастеров-норманнов работали ткачи, среди которых было много выходцев из Греции. В орнаментах сицилийских ткачей использовались мусульманские мотивы. Однако на этом острове со смешанным национальным составом взаимодействовали восточные и западные влияния, что мы можем видеть на примере Люзиньянской плащаницы (Лион, Музей ткани). Плащаница состоит из двух слоев ткани разной окраски, синей и желто-бежевой, с декором из шевронов, переходящих в цветы лилии и окаймленных арабскими надписями. Из Сицилии происходит и ткань, хранящаяся в церкви Сен-Сернен в Тулузе, украшенная павлинами и пеликанами. Надписи с названиями птиц вытканы латинскими буквами, однако, восточные ткачи, привыкшие к арабскому письму, расположили надписи справа налево. Сицилийского происхождения также камзол Карла де Блуа из шелковой парчи, затканной золоченой нитью с чередующимися орлами и львами в многоугольных медальонах; он представляет собой редчайший образец светской одежды ХIV в. (Лион, Музей ткани; илл. 519).

Текстильный центр в Лукке существовал с ХII в., но мощное развитие его началось только после 1382 г., когда в этот город переселились беженцы из Сицилии. С этого времени в Лукке главным образом производят дорогие ткани, предназначенные большей частью для церкви, придворных и феодальной знати. В подробных инвентарных описях папской сокровищницы 1295 и 1361 гг. шелка из Лукки упоминаются гораздо чаще других; названо десять штук узорного шелка из Лукки с гербом рода Савелли, к которому принадлежал папа Гонорий IV, и двадцать девять штук с гербом рода Каэтани, к которому принадлежал папа Бонифаций VIII. Среди высокопоставленных заказчиков из других стран значатся короли Франции и Англии и герцог Бургундский. Луккский торговый дом Морикони имел в конце ХIV в. отделения в Брюгге и в Париже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: