Независимо от того, верите ли вы в Бога или нет, считаю, что нужно жить так, будто бы Бог есть.
Существует два вида веры в Бога.
Первый:
Господи, верую, поэтому ДАЙ.
Здоровья, богатства, дочери муж|, сыну детей. Это – вера
огромного количества людей.
Но есть иной вид веры:
Господи, верую, поэтому ВОЗЬМИ. Ты УЖЕ дал так много, что я боюсь только одного: не успеть воспользоваться Твоими подарками. Такова была вера И. С. Баха и Рембрандта, Ахматовой и Пушкина.
О творческом мышлении
Я думаю, что творческая способность – это возможность многозначного восприятия жизненных сфер, явлений, мыслей, событий и возможность передавать эту многозначность в образах созидания.
В истории мышления существует немало мифов, указывающих на эту способность и формы ее проявления.
Для нетворческого мышления вода, выливающаяся из ванной, в которую мы садимся, – всего лишь основание для переживаний, для Архимеда – вопрос.
И вместо того чтобы, ругаясь, бежать за тряпкой, он задается ненужными (с точки зрения одномерного мышления) вопросами:
|
|
«Почему вода вылилась, сколько воды вылилось, почему и что толкнуло вверх его (Архимеда) тело, погруженное в жидкость?» «С какой силой толкнуло?»
То же – с яблоком и Ньютоном. Почему яблоко полетело вниз, а не вверх?
Творческая личность не довольствуется положением вещей и пробует добраться до сути явлений. При этом проявляется многогранность восприятия, вплоть до парадоксов.
А ведь «гений – парадоксов друг».
Необходимость поставить вопрос.
Вопрос важнее ответа. Мы не можем добраться до истины, ибо не можем правильно сформулировать вопрос.
Есть такая притча
Один ребенок приходит из школы домой, а папа его
спрашивает:
«Ты сумел правильно ОТВЕТИТЬ на все вопросы?»
Другой ребенок приходит и его спрашивают:
«Ты сумел правильно ПОСТАВИТЬ все вопросы?»
И эта притча – о двух типах познания, из которых первый – пассивный, а второй – активный. Ведь когда вопрос поставлен, вступает в действие сократова выкладка на песке.
О двух кругах познания
Сократ рисует на песке два круга. Один – большой, а другой – маленький.
Большой круг – знания Сократа, а маленький – его учеников. Все, что за пределами круга – незнание. Линии обоих кругов отделяют знание от незнания. Таким образом, у Сократа линия незнания больше, чем у его учеников.
Творческий человек, поставив вопрос, вызывает этим миллионы новых вопросов. Появляющаяся многозначность изменяет картину вещей и явлений.
И в этом случае творчество – это возможность переставить вопрос в иную плоскость, в иное измерение, где может существовать подобие ответа.
|
|
Когда Мандельштам пытался определить форму «Божественной комедии» Данте, то понял, что литературоведение ему не в помощь.
Он стал искать недостающую сферу познания. И... нашел: Кристаллография!!!
При помощи этой науки он определил кристаллическую суть формирования творения Данте.
Музыка же в этом смысле – не наслаждение просто, а измерение, которое может дать невербальные ответы на вопросы.
Следующая стадия мышления – возможный перевод в вербальность.
Таким образом, еще одна особенность творческой личности – умение действовать и соотносить разные сферы. И чем личность более творческая, тем этих разных сфер больше и тем они полярнее.
Давид Юм в «Трактате о человеческой природе» написал: «Человеческий ум обладает способностью соединять все идеи, между которыми не наступает противоречия».
Таким образом, знаменитый символ нелепицы:
«в огороде – бузина, а в Киеве – дядька» –
не бессмыслица, ибо предлагает много толкований. От бытовых до философских.
Давайте попробуем творчески поработать над этой нелепицей. Сколько различных вариантов толкования мы можем найти?
Вариант первый: отлынивание от работы
Дядька вместо того чтобы заниматься огородом, фланирует по Киеву.
Вариант второй: социальный
Дядька, живущий в Киеве, где столько возможностей, даже и не подозревает, как сложно жить здесь, где в огороде только бузина.
Вариант третий: биолого-социальный
Эта фраза – аллегория многообразия форм жизни во Вселенной:
от бузины в огороде до дядьки в Киеве.
Дядька произрастает в Киеве, а бузина – в огороде. Или: дядька живет в Киеве, а бузина – в огороде.
Вариант четвертый: лингвистический
Огород – город. Слово «город» опущено, ибо его заменяет название города.
Заменим слово «Киев» словом «город»
Дядька – в городе, а бузина в огороде.
Вариант пятый: саркастический
Радоваться ли от того, что дядька в Киеве, когда весь огород в бузине?!
Вариант шестой: эзотерический (имеющий скрытый, тайный смысл)
Язык довел дядьку до Киева, а бузина останется в огороде.
Каждому – свое.
Вариант седьмой: ностальгический
Дядька – в Киеве, и не может увидеть бузину в огороде, не может попить киселя из бузины, не может насладиться бузинными блинами.
Миллионы людей используют «киевского дядьку»
как символ бессмыслицы, а ведь
можно написать целую книгу, используя эту блестящую
мысль в градациях
от лингвистики до философии,
от народного юмора до зашифрованной высшей мудрости.
И все по очень простой причине.
Дело в том, что бессмыслицей это высказывание станет, если убрать из него противительный союз «а». Ведь как известно их, этих противительных союзов, три – «а», «но» и «да» и они взаимозаменяемы. Попробуем заменить: «В огороде бузина, но в Киеве дядька».
Чувствуете что произошло?
Еще один вариант:
«В огороде бузина, да в Киеве дядька»
А если вы займетесь изучением качеств бузины, и посмотрите в словаре у Даля, то поймете, почему в этой гениальной сентенции участвует именно бузина. Ведь она и красива, как черемуха, и использовалась в кулинарных целях.
(Продолжение следует)