Культурно-творческая деятельность – деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
Культурно-досуговая деятельность – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
Культурно-просветительская работа также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.
|
|
Отличительные черты культурно-творческой деятельности:
-гуманистический характер
-культурологический характер
-развивающий характер
Функции культурно-творческой деятельности:
-развивающая
- гуманистическая
-созидательная
- ценностно-ориентационная
- познавательная
- самодеятельная
Формы культурной деятельности:
репродуктивная (тиражирование культурных достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).Также выделяют следующие формы:
1) материально-производственная деятельность человека и ее результаты (предметы обихода, искусственно созданная «обстановка»),
2) духовная деятельность (и ее результаты): наука, нравственность, искусство, философия, право, воспитание, взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему миру…
Классификация духовной деятельности:
1) научные достижения (цель: «понять окружающее», «Истина») – наиболеепроверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивыво времени, лишены национальной или классовой специфики, возможно их использование как на пользу, так и во вред отдельным людям и человечеству в целом,
2) нравственные понятия и рассуждения (цель: «изменить в лучшую сторону отношение человека к людям и внешнему миру», «Добро») – исторически переменчивы (людоедство племен, уничтожение слабых в Древнем Риме), полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным устройством общества,
|
|
3) ценности искусства (цель: «выражение внутреннего мира и своего восприятия внешнего мира», «Красота») – огромная зависимость от национальных и исторически-культурных факторов, явное отражение в них личности автора, иррациональность (иногда – почти полное отсутствие логики).
Виды деятельности: художественный, творческий, научное творчество, техническое творчество.
Объекты: музеи, школы, кружки, школы танцев.