Инженерное проектирование
Проектирование необходимо отличать от конструирования. Для
проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е.
потребность в создании определенных объектов, вызванная либо "разрывами" в
практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями
развивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядочения
движения транспорта в связи с ростом городов) и т.п. Продукт
проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в
особой знаковой форме - в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов,
моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности должен
быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого
уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические
характеристики проектируемой технической системы.
Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности привело
в последнее время к необходимости ее теоретического описания: во-первых, в
|
|
целях обучения и передачи опыта и, во-вторых, для осуществления
автоматизации самого процесса проектирования и конструирования технических
систем. Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и его
обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХ
века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного
на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию
относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было
формирование системотехнической деятельности, направленной на создание
сложных технических систем.
Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ
столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью
точного графического изображения замысла инженера для его передачи
исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается
с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей
технической системы, ее предварительном исследованием.
В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее"
проектирование. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического
и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления
технической системы на производстве; второе – направлено на разработку общей
идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных
в соответствующей технической науке. Проектирование следует отличать от
|
|
конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является
социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов. Продукт
проектировочной деятельности в отличии от конструкторской выражается в особой
знаковой форме – в виде текстов, чертежей, таблиц и т.д. Результатом
конструкторской деятельности является опытный образец, с помощью которого
уточняются расчеты, проводимые в проекте и конструктивно-технические
характеристики проектируемой технической системы.
В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется
исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их сходства
и различия. Другая тенденция развития проектирования включает анализ и
моделирование практических видов деятельности человека, процессов управления
и принятия решения. Процесс принятия решения базируется на теории
статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на анализе
операций и методах исследования операций, методе оптимизации и т. д.
Следующая тенденция тесно связана с проблемой инновации, с проблемами научных
и технических изменений. В этой связи необходимо упомянуть куновское
исследование структуры научных революций и анализ функций парадигмы в
развитии научного мышления. Данные тенденции не проявляются в процессе
проектирования обособленно, а являются результатом деятельности
междисциплинарной проектировочной группы. Деятельность такой группы выдвигает
специальные требования к характеру синтеза различных научных и инженерных
дисциплин, разных критериальных систем.
Для современной проектировочной деятельности характерны следующие тенденции:
a) расширение спектра информации, которая принимается в процессе
проектирования. Сегодня необходимо учитывать широкие связи и отношения
систем, большое число различных профессиональных сфер, которые замыкаются на
проектировочную деятельность. Эта тенденция проявляется и в создании
многоцелевых банков данных и автоматизированных систем. Сложные проекты дают
возможность многоцелевого применения данных на различных фазах процесса
проектирования и последующих фазах использования;
b) возрастающая сложность и математическая трудность инженерных расчетов в
процессе проектирования. Эта тенденция проявляется из-за необходимости более
детального анализа и моделирования основных компонентов с помощью компьютера.
В области применения теории вычислительных машин недавно выделились две новые
сферы – обработка данных и научно-технические расчеты;
c) сложность процесса проектирования выдвигает настоятельную
необходимость его специального исследования, имитации, проверки возможности
различных вариантов планируемых решений. Отсюда возникает совокупность
технических информационных и других требований, включаемых в оценочную
деятельность;
d) прогностическая сторона проекта. Проектировочная деятельность должна
быть научно и технически обоснована на базе новейших результатов исследования
и разработок, доступных здесь и сейчас. Но в то же время проектировщик всегда
должен принимать во внимание более или менее отдаленное будущее, перспективу.
Т. е. проектирование все более смещается с эмпирически данного мира на
область "возможных миров", которые могут и улучшить и ухудшить ситуацию,
существующую в нашем современном мире.
Проблема ответственности и техника.
"Первое и наиболее общее условие ответственности – это способность причинять,
т.е. способность действующего человека (агента) воздействовать на мир;
второе, - способность агента контролировать свои действия; третье, - то, что
он до некоторой степени может предвидеть их результаты. Наличие этих
|
|
необходимых условий дает возможность говорить об ответственности." (Ханс
Йонас).
Еще в 1906г. Генри Гозли Праут, в прошлом военный инженер, выступая перед
Корнельской ассоциацией гражданских инженеров, выразил следующую мысль:
"Инженеры, более чем кто-либо, будут вести человечество вперед. на инженерах.
лежит такая ответственность, с которой человечество никогда не сталкивалось"
[3]. Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых технических
специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению,
особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни
людей и т. д. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже
государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального,
экологического ущерба, который может быть следствием реализации некоторых
проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков,
объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение
альтернативных проектов становятся важнейшим атрибутом современной жизни.
Начальная цель инженерной деятельности – служить человеку, удовлетворению его
потребностей и нужд. Однако современная техника часто употребляется во вред
человеку. Это относится не только к использованию техники для
целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации
инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не
предусмотрели того, что наряду с точными экономическими и четкими
техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и
требования безопасного, бесшумного, удобного, экологического применения
инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать
враждебной человеку. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый
план проблему этики и социальной ответственности инженера и проектировщика
перед обществом и отдельными людьми.
Сегодня человечество находится в такой ситуации, когда невнимание к проблемам
|
|
внедрения новой техники может привести к необратимым негативным результатам
для всей цивилизации и земной биосферы. Кроме того, мы находимся на той
стадии научно-технического развития, когда такие последствия возможно и
необходимо предусмотреть и минимизировать уже на ранних стадиях разработки
новой техники. Перед лицом вполне реальной экологической катастрофы, которая
может стать результатом деятельности человечества, необходимо переосмысление
самого представления о научно-техническом и социально-экономическом
прогрессе. В настоящее время уже существуют практические изменения в
структуре инженерной деятельности, которые, хотя бы частично, позволяют
обществу контролировать последствия технических проектов в обозримом будущем.
Так, в 1972г. в США был принят закон об оценке техники. Этот закон
предусматривал создание Бюро по оценке технике, задачей которого стало
обеспечение сенаторов и конгрессменов объективной информацией в данной
области. Основными задачами бюро являются:
1) идентифицировать имеющие место или предвидимые последствия техники и
технологических программ;
2) устанавливать причинно-следственные отношения;
3) показать альтернативные технические методы для реализации специфических
программ;
4) показать альтернативные программы для достижения требуемых целей;
5) приняться за оценку и сравнение следствий альтернативных методов и программ;
6) представить результаты законченного анализа ответственным органам
законодательной власти;
7) указать области, в которых требуется дополнительное исследование или сбор
данных, чтобы предоставить достаточную поддержку для оценки того, что
обозначено в пунктах с (1) по (5) данного подраздела;
8) осуществить дополнительные родственные виды деятельности.
Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью инженерной
деятельности. Иногда оценку техники называют также социально-гуманитарной
(социально-экономической, социально-экологической и т. п.) экспертизой
технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий техники является
междисциплинарной задачей и требует подготовки специалистов широкого профиля,
обладающих не только научно-техническими, но и социально-гуманитарными
знаниями. Однако это не означает, что ответственность отдельного рядового
инженера при этом уменьшается – напротив, коллективная деятельность должна
сочетаться с индивидуальной ответственностью.