Сущностная сфера | Доминирующий метод воспитания | Метод самовоспитания |
Интеллектуальная | Убеждение | Самоубеждение |
Мотивационная | Стимулирование | Мотивация |
Эмоциональная | Внушение | Самовнушение |
Волевая | Требование | Упражнение |
Саморегуляции | Коррекция | Самокоррекция |
Предметно-практическая | Воспитывающие ситуации | Социальные пробы |
Экзистенциональная | Метод дилемм | Рефлексия |
Таким образом, выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания (см. табл. 5): убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).