Юриспруденция»

(код) (наименование)

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

03090002 «Конституционное, муниципальное право»

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Юридический
КАФЕДРА   Конституционного и муниципального права

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
       
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:      
- лекций, по семестрам -    
-    
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам -    
-    
- практические занятия, по семестрам      
9 сем.    
В интерактивной форме, час      
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:      
- контрольные работы по семестрам -    
- курсовые работы по семестрам -    
- курсовые проекты по семестрам -    
- др. виды работы по семестрам      
Зачеты, по семестрам, час 9 сем.    
Экзамены, по семестрам, час -    
Всего ЗЕТ по учебному плану    

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Рабочий учебный план подготовки магистра по профессионально-образовательной программе направление 030900 «Юриспруденция» магистерская программа 03090002 «Конституционное, муниципальное право»

________________________________________________________________________________

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

Доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор   Берлявский Леонид Гарриевич  
(ученая степень, звание, должность)   (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

кафедрой конституционного и муниципального права   Востриков Игорь Владимирович  
(наименование)   (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления   Напалкова И.Г.  
Учебно-методическим управлением     Иванова Е.А.  

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке магистранта(с учетом квалификационных требований ФГОС)

Целью изучения дисциплины «История и методология юридической науки» является обучение магистрантов пониманию методологических основ современной юридической науки, а также формирование методологических навыков для самостоятельной научно-исследовательской деятельности. К основным задачам данного учебного курса относятся изложение с позиций современного науковедения, истории и методологии юридической науки в контексте методологической ситуации в современном отечественном и зарубежном правоведении; демонстрация и сравнительный анализ познавательного потенциала основных методологических стратегий, используемых в юридической науке. Выполнение задач обучения возможно лишь при условии изучения нормативных актов, учебно-методических материалов, рекомендуемой специальной литературы. Задачи изучения дисциплины: - освоение магистрантами базовых категорий истории и методологии юридической науки; - формирование представлений о прогрессе в методологии правовых исследований в XX веке; - изучение общие закономерностей исторического развития методологии правовых исследований; - изучение магистрантами методологии юриспруденции как самостоятельной обласиь юридического познания; - изучение классических и неклассических методологий в юридической науке, оснований их разграничения; -.закрепление знаний, полученных в рамках изучения общепрофессиональных специальных дисциплин, посвященных отдельным аспектам истории и методологии юридической науки.  

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Магистрант должен знать:
  • теоретические основы классического и современного правоведения
  • основные сочинения выдающихся ученых-юристов;
  • основные понятия юридического науковедения.
Магистрант должен уметь: · анализировать правовые концепции и их методологические основы в контексте исторических типов научной рациональности; · определять основные тенденции развития современной юридической методологии; · уметь анализировать и использовать познавательные возможности конкретных методологических программ в рамках юридических исследований.
У магистранта должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3); способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4); способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11); способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); способность организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14); способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Актуальные проблемы теории государства и права М1.Б.1 Право как социально явление, его сущностные характеристики. Правоотношение: понятие, объекты, субъектный состав. Актуальные проблемы уголовного права ФТД.4. Предмет и метод уголовного права. Состав преступле­ния; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность преступлений, обстоятельства, исключающие преступность деяния; освобождение от уголовной ответственности и наказания; принудительные меры медицинско­го характера. Актуальные проблемы гражданского праваФТД.2. Предмет и метод уголовного права. Понятие, содер­жание и виды гражданско-правовых договоров; заключение, при­менение и расторжение договоров; отдельные виды договорных и иных обязательств; обязательства по передаче имущества и пользование; обязательства по производству работ; Риторика права М1. ДВ3 Речевые жанры, коммуникативные стратегии и тактики речи. Способы построения публичной речи в различных ситуациях общения. Структура публичного выступления. Диалогизация публичной речи. Международно-правовые способы защиты прав человека ФТД 6. Права человека, их классификация. Основные способы защиты прав человека.        

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Объяснительно-илюстративный метод (монологическое и проблемное изложение сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала) _______________________________________________________________________________________________ Интерактивный метод «сократовский диалог» (состоит в последовательной постановке вопросов, подводящих студента к определенному правильному утверждению, что позволяет научить студента грамотно задавать вопросы и составлять алгоритм диалога; вопросы могут задавать студенты в рамках работы малых групп. _______________________________________________________________________________________ Интерактивный метод «работа в малых группах» (предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждением полученных результатов; развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения; предусматривает в рамках группы ролей: ведущего, секретаря, докладчика. Использование данного метода позволяет сформулировать решение задачи и объективно оценить свою работу и результаты работы других групп по выработанной заранее шкале баллов) _______________________________________________________________________________________. Творческие задания (используются для активизации познавательной деятельности студентов на практических занятиях)   О- И ___     СД   ___ РМГ   ____ ТЗ

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.2Аудиторные занятия (практические)

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Модуль№1. «Эволюция юридических типов научного познания» (Включает в себя темы № 1-2; завершается выполнением контрольной работы № 1).    
      Тема 1. Формирование юридических типов научного познания. 1. Исторические и социокультурные факторы формирования юридических типов научного познания. Проблема исторического возраста юридической науки. 2. Власть и юридическая наука: процесс взаимовлияния. Исторические модели воздействия власти на организацию научных исследований в области права. Конституционная свобода научного творчества и развитие юридической науки. 3. Роль и задачи всеобщей (классической) истории юриспруденции в формировании юристов. Истоки юридической науки. Естественно-правовые концепции в Древней Греции. Римская юриспруденция, ее научное и цивилизационное значение. Средневековая юриспруденция как дисциплинарная форма организации юридической науки. 4. Классический тип научной рациональности и особенности юридической науки нового времени. Юриспруденция эпохи Просвещения. Легистская интерпретация в правоведении. Юристы Великой французской революции. Юснатурализм и юридический позитивизм: различие методологических стратегий. Рационалистические методы в классической юридической науке: дедуктивно-аксиоматический метод классического юснатурализма. Д П, О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
      Тема 2. Прогресс в методологии правовых исследований в XX веке. 1. Гегелевское наследие в понимании собственности, права, гражданского общества. Юриспруденция марксизма. 2. Эмпирические методы в классической науке: индуктивный метод юридического позитивизма. Этатистский и социологический позитивизм в правоведении. Методы догматической юриспруденции. Методы социологического позитивизма. 3. Принцип историзма в юридических науках; историческая школа права, сравнительно-историческое правоведение (М.М.Ковалевский, П.Г.Виноградов и др.). М.Вебер и проблема легитимации власти. 4. Основные течения в юриспруденции XX века: социологическая школа права; солидаризм; психологическая школа права; нормативизм; теория элит; фашистская юриспруденция; юриспруденция западной социал-демократии; новые левые (Г.Маркузе и др.). Юридический либертаризм в правоведении: право как всеобщая форма равенства, свободы и справедливости. Либертарно-юридическая концепция юриспруденции. Коммунитаризм в праве. Контрольная работа № 1. Д П, О-И   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
      Модуль№2. Общие закономерности исторического развития методологии правовых исследований (Включает в себя темы № 3-7; завершается выполнением контрольной работы № 2).    
      Тема 3. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания. 1. Понятие методологии юридической науки. Метод, методологический принцип, методологическая стратегия, методология: соотношений понятий. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания. Метод и теория. Структура и функции юридической научной теории. Проблема преемственности и «несоизмеримости» правовых теорий. 2. Проблемы классификации методов. Методы научного и философского познания права. Юридическая наука и юридическая техника. Юридико-технические методы. 3. Типы методологии познания правовой реальности. Классические и постклассические методологии познания права: общая характеристика. Классические методы юридической науки. Логические методы. Диалектический метод. Понятие, предмет, задачи и практическое значение догматического метода. Нормативный метод. Историко-правовой метод. Сравнительно-правовой метод. 4. Концепция универсального научного метода в классической науке. Осознание специфики методологии социогуманитарного знания и требование методологической рефлексии в постклассической науке. Плюрализм и комплементарность методов в современной юридической науке. Междисциплинарный характер современного правоведения. 5. Постклассические методы юридической науки. Герменевтический метод в юридической науке. Семиотический метод и аналитическая стратегия в правоведении. Метод юридической деконструкции. Интегральная (синтезирующая) стратегия в юридической методологии. Системный подход и структурно-функциональная стратегия Антропный принцип в юридической методологии. Интерсубъективность как принцип юридической методологии. Принцип историзма в юридической методологии. Культурологический принцип юридической методологии. Коммуникативный принцип юридической методологии. Д П, О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
      Тема 4. Классические и неклассические методологии в юридической науке: основание разграничения. 1. Научное знание как социокультурный феномен. Юридическая наука в системе социально-гуманитарного знания. Понятие и типы научной рациональности, научной парадигмы, научной картины мира. Основные модели динамики научного знания. Кумулятивистская и парадигмалистская модели развития юридической науки. Внутринаучные и социокультурные факторы эволюции юридической науки. 2. Общая характеристика классических типов методологии в юридической науке (естественно-правовая, позитивистская, социологическая концепции). 3. Общая характеристика неклассических типов методологии в юридической науке (историческая, философская, психологическая, либертарная, коммуникативная и др. концепции права). 4. Постклассический тип научной рациональности и специфика постклассической юридической науки. Психологический вариант развития юриспруденции. Лингвистическая революция и постклассические варианты правопонимания. Институционализм в праве (М.Дюверже, П.Данливи и др.). Вестминстерская модель в публичном праве. Аналитическая юриспруденция. Феноменологическое правоведение. Правовая герменевтика. Правовой экзистенциализм. Неомарксистские интерпретации права. Постструктурализм в правоведении. Формирование интегрального правоведения. Коммуникативные стратегии в современной юридической науке. О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
      Тема 5. Принципы научно-правовых исследований. 1. Содержание отдельных принципов правового познания (историзма, развития, системности, объективности, конкретности, инновационности, практичности). 2. Соотношение принципов правового исследования и правового расследования. 3. Позитивистский идеал научной рациональности: общая характеристика. Проблема ценностной нейтральности научного знания в позитивистской традиции науки. Позитивистская традиция в классической юридической науке. «Первый» позитивизм как методологическая основа юридического позитивизма. 4. Неопозитивистские интерпретации научного знания. Научная программа логического позитивизма и принцип "верификации" научного знания. Возможности принципа "верификации" в теоретических и отраслевых юридических науках. Аналитическая философия: программа анализа языка науки. Значение аналитической философии для юридической науки и юридической техники. 5. Постпозитивистские интерпретации научного знания. Концепция роста научного знания и принцип «фальсификации» научного знания К. Поппера. Возможности принципа «фальсификации» в теоретических и отраслевых юридических науках. Теория научных революций Т. Куна. История юридической науки в контексте теории научных революций: допарадигмальный и парадигмальный периоды в эволюции юридической науки. 6. Юридическая наука как деятельность научных сообществ. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Неокантианство: обоснование специфики гуманитарного знания. 5. Конвеционалистская концепция науки и принцип несоизмеримости научных теорий. Значение научных «конвенций» в исторической эволюции юридической науки. Феноменологическая философия науки. Феноменологические критерии научности в применении к юридической науке. Научное знание и герменевтика. Герменевтический характер юридической науки. Коммуникативный характер современной юридической науки. П, О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
6-7     Тема 6. Система методов правовых исследований. 1. Классификации методов правовых исследований. Общая характеристика общенаучных методов. 2.Описание общеправовых методов и специальных методов отдельных юридических наук. Примеры использования в правовых исследованиях методов неюридических наук. Особенности проектного метода правовых исследований 3. Организация и принципы регулирования научно-исследовательской деятельности. Общие положения о субъектах научно-исследовательской деятельности в сфере права: научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Научное исследование как форма существования и развития юридической науки. Юридические науки в номенклатуре научных специальностей. 4. Система организаций, ведущих научно-исследовательскую деятельность в сфере права: академические институты, научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, научные общества, редакции юридических научных журналов. 5. Взаимосвязь юридической науки и практики. Проблема актуальности научных исследований в сфере права. Прагматический аспект юриспруденции. 6. Соотношение предмета и объекта правового исследования. Различение цели и задач правового исследования. Установление причин и предпосылок правовых явлений для обнаружения юридических закономерностей. 7. Условия и критерии научности юридического исследования. Проблема истинности правового познания. Инновационность («научная новизна») и эффективность («практическая значимость») как базовые принципы научного исследования. Правовая наука и прогнозирование. 8. Методические основы отдельных форм правовых исследований. Способы внедрения в юридическую практику результатов проведенного исследования. Методика апробации и защиты результатов научного исследования в области права. Методика ведения научной дискуссии по вопросам юриспруденции. О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
8-9     Тема 7. Стили и образы юридического познания. 1. Стиль юридического познания как элемент правовой культуры. Образ юридического познания: понятие и характеристика. Англо-саксонский, романо-германский, мусульманский стили и образы юридического познания. Труды юристов как источники права в различных странах (Р.Глэнвилл, Г.Брактон, А.Дайси, Д.С.Милль, Ш.Монтескье, А.Эсмен, Г.Еллинек, П.Лабанд и др.). Консерватизм в праве (интерпретации Э.Берка, «группа Солсбери»). Нацистская юриспруденция: стиль антигуманизма (Шмит, Фрик, Тирак, Ротенбергер и др.). Нюрнбергский процесс над нацистскими судьями (февраль 1947 г.) и его роль в формировании современных стилей юридического познания. 2. Стили исследования и образ дореволюционной российской юриспруденции: С.Е.Десницкий, А.П.Куницын, К.А.Неволин, П.Г. Редкин и др. Развитие юридического государствоведения (А.Д. Градовский, Ф.Ф. Кокошкин), социологии права (Н.М.Коркунов, П.А. Сорокин), торгового права (Г.Ф. Шершеневич), уголовного права (школа Н.С.Таганцева и др.), юридической психологии (Л.И. Петражицкий), теории государства и права (Б.А.Кистяковский, Е.Н. Трубецкой и др.), философии права, истории политических и правовых учений (Б.Н.Чичерин, С.А.Муромцев, П.И. Новгородцев), международного права (Ф.Ф.Мартенс и др.). 3. Юристы в условиях революций и гражданской войны: между профессионализмом и политической целесообразностью. Советская юридическая мысль. «Период величайшей законодательной импровизации» (Л.Д.Троцкий, Ю.Ларин). Разработка концепции «пролетарского права» (П.И. Стучка, Д.И. Курский, М.Ю.Козловский, Н.В. Крыленко), «революционного правосознания» (М.А. Рейснер и др.). 4. Административная высылка ученых-юристов 1922 г. и ее роль в развитии отечественной правовой науки. Противоречивость юридических исследований нэповского периода (И.Разумовский, Е.Б.Пашуканис и др.). Российская правовая наука в эмиграции. Русские юридические факультеты в Праге и Харбине (Н.Устрялов, Ю.Ключников и др.). 5. Стиль и образ юридической науки сталинского периода. Этатизация всех отраслей научных исследований. I Всесоюзный съезд марксистов-государственников и правовиков (1931 г.). Доклады Л.М.Кагановича. I Совещание по вопросам науки советского государства и права (1938 г.). Роль А.Я.Вышинского в развитии правоведения сталинского периода. Репрессии против ученых-юристов. Советская юридическая наука 50-х – 80-х годов XX в.: основные тенденции и направления. Юриспруденция в постсоветской России: в поисках новой парадигмы. Юриспруденция в постсоветской России: в поисках новой парадигмы. Контрольная работа № 2. Д П, О-И, Д   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15

2.1. Самостоятельная работа студента

Для того чтобы правильно заполнить этот раздел, необходимо открыть учебный план очной формы обучения в электронном виде и из закладок курсы («1 курс», «2 курс», «3 курс», «4 курс», «5 «курс») выписать распределение часов самостоятельной работы по данной дисциплине между семестрами (курсами).

2.2Аудиторные занятия (практические)

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы Реализуемые компетенции
    Модуль№1. «Эволюция юридических типов научного познания»    
    Тема 1. Формирование юридических типов научного познания. Вопросы для самостоятельного изучения - правовые исследования как форма познания правовой действительности; - понятие методологии правовых исследований; - соотношение теории и методологии в юриспруденции; - критерии оценки политико-юридических доктрин и опыта правового регулирования; - соотношение методологии, философии и истории в юриспруденции; - критерии оценки опыта правового реуглирования; - методы познания политико-юридических явлений в примитивном обществе; - работы классиков политико-юридической мысли Древнего Востока и применяемые в них научные методы; - правовые исследования в Древней Греции и присущая им методология. Методология правовых исследований в Древнем Риме; - правовые исследования и их методология в Голландии и Великобритании в XVII веке; - теория и методология правовых исследований в Западной Европе и США в XVIII в. - методология правовых исследований в западноевропейской юридической науке в первой половине XIX века; - методология правовых исследований в западноевропейской юридической науке во второй половине XIX века; - развитие методологии правовых исследований в России второй половины XIX. Д П, О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
    Тема 2. Прогресс в методологии правовых исследований в XX веке. Вопросы для самостоятельного изучения - правовые исследования и их методология в европейских странах и США в первой половине XX века; - методология правовых исследований в Европе и США во второй половине XX века; - особенности методологии советской теории и практики правовых исследований; - методологические основы неокантианства в юриспруденции; - метод З. Фрейда и его влияние на развитие юриспруденции; - прогрессивные и регрессивные методологические основания изучения права в трудах В.И. Ленина; - на основе систематизации знаний об известных отечественных и зарубежных правоведах составить «Энциклопедию правовых концепций 1-й половины XX века». В энциклопедии применительно к каждому ученому должны быть указаны: а) общее название направления юридической науки, к которому он принадлежал, б) фамилия, имя, страна, годы жизни ученого, в) его основные труды. Д П, О-И   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
    Модуль№2. Общие закономерности исторического развития методологии правовых исследований    
    Тема 3. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания. Вопросы для самостоятельного изучения -метод, методологический принцип, методологическая стратегия, методология: соотношений понятий; - эмпирический и теоретический уровни юридического познания; - метод и теория. Структура и функции юридической научной теории; - проблема преемственности и «несоизмеримости» правовых теорий. - дать общую характеристику методологии правовых исследований, свойственную одному из западных ученых-правоведов второй половины XX века. При ответе обязательно ссылаться на первоисточник; - самостоятельно, на основе рекомендуемой литературы изучить термины: «интуитивное право», «этатизм», «аналитическая юриспруденция», «чистая теория права», «свободная школа права»; - провести анализ своего магистерского (дипломного) исследования с точки зрения наличия в нем элементов того или иного типа правопонимания. Сделать вывод о доминирующем типе правопонимания, проявившемся в работе. Д П, О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
    Тема 5. Принципы научно-правовых исследований. Вопросы для самостоятельного изучения - на основе рекомендуемой литературы изучить понятия: «постмодерн», «синергетика», «герменевтика», «естественно-позитивная концепция права»; - провести сравнительный анализ принципов правового исследования, общепринятых в юридической науке, и принципов правового расследования, закрепленных в действующем процессуальном законодательстве, с точки зрения совпадения и различия в их содержании. Заполнить таблицу:
Принципы правового исследования (указать источники) Принципы правового расследования (указать нормативные акты, статьи)
     

- привести пример соблюдение минимум 3-х принципов правового исследования в своем магистерской работе. Провести анализ работы с точки зрения наличия нарушений основных принципов проведения исследования;

- на основе рекомендуемой литературы изучить понятия:

«историзм»,

«развитие»,

«системность»,

«объективность»,

«конкретность»,

«инновационность»,

«практичность»;

- изучить содержание отдельных принципов правового познания:

историзма,

развития,

системности,

объективности,

конкретности,

инновационности,

практичности.

П, О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
6-7   Тема 6. Система методов правовых исследований. Вопросы для самостоятельного изучения - составить схему системы юридических методов, используемых в своем магистерском исследовании. Факт использования каждого метода необходимо иллюстрировать фрагментом из текста работы; - привести примеры использования в юридических исследованиях методов неюридических наук (по одному примеру применительно к каждой науке): а) истории, б) социологии, в) политологии, г) психологии, д) математики, е) биологии, ж) другой науки. - на основе рекомендуемой литературы изучить понятия: «логический метод», «индукция», «дедукция», «дефиниция», «описание», «классификация», «формально-юридический метод», «сравнительно-правовой метод», «метод правового моделирования»; - определить предмет и объект своего магистерского исследования; - сформулировать цель и задачи своего магистерского исследования; - на примере свершившегося юридического факта, описываемого в магистерском исследовании, изложить его причины, предпосылки и повод. Обозначить причины и предпосылки свершения какого-либо желаемого юридического факта; -на основе рекомендуемой литературы изучить понятия: «предмет исследования», «объект исследования», «цель исследования», «задача исследования», «функции исследования», «причинно-следственная связь», «необходимые условия», «достаточные условия». О-И, СД   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
8-9   Тема 7. Стили и образы юридического познания. Вопросы для самостоятельного изучения - привести примеры закрепления политико-правовых идеалов в законодательных актах: а) дооктябрьского периода, б) советского периода, в) современного периода (как федерального, так и регионального или местного значения); - охарактеризовать исторический тип государства и права, присущего одной из республик, входящих в состав СНГ (на свой выбор); - на основе рекомендуемой литературы изучить понятия: «наилучшая форма правления», «общественно-экономическая формация»; - труды юристов как источники права в различных странах (Р.Глэнвилл, Г.Брактон, А.Дайси, Д.С.Милль, Ш.Монтескье, А.Эсмен, Г.Еллинек, П.Лабанд и др.). - консерватизм в праве (интерпретации Э.Берка, «группа Солсбери»); - нацистская юриспруденция: стиль антигуманизма (Шмит, Фрик, Тирак, Ротенбергер и др.). Нюрнбергский процесс над нацистскими судьями (февраль 1947 г.) и его роль в формировании современных стилей юридического познания. - стили исследования и образ дореволюционной российской юриспруденции: С.Е.Десницкий, А.П.Куницын, К.А.Неволин, П.Г. Редкин и др. Развитие юридического государствоведения (А.Д. Градовский, Ф.Ф. Кокошкин), социологии права (Н.М.Коркунов, П.А. Сорокин), торгового права (Г.Ф. Шершеневич), уголовного права (школа Н.С.Таганцева и др.), юридической психологии (Л.И. Петражицкий), теории государства и права (Б.А.Кистяковский, Е.Н. Трубецкой и др.), философии права, истории политических и правовых учений (Б.Н.Чичерин, С.А.Муромцев, П.И. Новгородцев), международного права (Ф.Ф.Мартенс и др.). Д П, О-И, Д   ОК-3, ОК-4, ПК-11, ПК-13, ПК-14, ПК-15
    Темы эссе (рефератов) 1. Основные методологические подходы в советской юридической науке в 20-е – 30-е гг. 20 в. 2. Социологические направления в юридической науке. 3. Идеи правового государства в трудах С.А. Котляревского. 4. Разработка концепции правового государства в российской науке начала XX века. 5. Аналитическая философия права: концепции и проблемы. 6. Юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения. 7. Развитие юридической науки в трудах Б.Н. Чичерина. 8. Конституционная герменевтика как направление в юриспруденции. 9. Юридический псевдоморфоз как проблема российской юридической науки. 10. Суды в динамической правовой системе: проблемы исследования. 11. Современное состояние отечественной юриспруденции. 12. Эволюция понятия правового сознания. 13. Закон и право в философии античности. 14. Высылка представителей российской интеллигенции в 1922 г.: правовые аспекты. 15. Понятие государства в национал-социалистическом германском праве (1933–1945). 16. Наука и власть: контекст социальной истории науки. 17. Нетрадиционные подходы к исследованию права. 18. Право как коммуникация. 19. Концепция цивилистики в трудах Ю.С. Гамбарова. 20. Развитие теории права И.А. Ильиным. 21. Развитие Е.В. Васьковским концепции российской адвокатуры. 22. Основные течения в истории науки уголовного права в России начала XX века. 23. А.И. Елистратов и эволюция административного права в России начала XX века. 24. А.И. Загоровский и эволюция семейного права в России начала XX века. 25. А.И. Каминка и развитие предпринимательского права в России начала XX века. 26. А.Ф. Кони и российская юриспруденция. 27. П.И. Новгородцев эволюция философии права в России начала XX века. 28. И.А. Покровский об основных проблемах гражданского права начала XX века. 29. С.А. Муромцев – исследователь римского права. 30. Н.С. Таганцев как исследователь российского уголовного права начала XX века. 31. Исторические традиции российской школы сравнительного права. 32. Курс государственной науки Б.Н. Чичерина. 33. Н.М. Коркунов об истории философии права. 34. Г.Ф. Шершеневич об истории философии права. 35. Е.Н. Трубецкой об энциклопедии права.      

2.2. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения Часы
1. Деловые и ролевые игры

моделирование практической ситуации: При изучении темы «Принципы научно-правовых исследований» студенты дают критическую оценку исторических этапов методологии исследования проблемы, положенной в основу своей магистерской (дипломной) работы:

Этап методологии исследования проблемы (наименование, даты) Ученый, название работы Краткая характеристика методологического перехода на данном этапе
       
 
2. Разбор конкретных ситуаций Применяются на практических занятиях. Применяется на семинарских занятиях. Пример ситуации при изучении темы «Прогресс в методологии правовых исследований в XX веке»: На основе систематизации знаний об известных отечественных и зарубежных правоведах составить «Энциклопедию правовых концепций 1-й половины XX века». В энциклопедии применительно к каждому ученому должны быть указаны: а) общее название направления юридической науки, к которому он принадлежал, б) фамилия, имя, страна, годы жизни ученого, в) его основные труды.  
3. Использование информационных ресурсов и баз данных 1. Базы данных по классическим и современным юридическим сочинениям: - Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»; - Сайт Библиотека «Гумер». Право и Юриспруденция // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/_Index_Pravo.php; - Сайт Журнала «Право и жизнь» // http://pravogizn.h1.ru; - Сайт «Журнала Российского права» // http://lawlist.narod.ru/library/magazine/magazine_russian_pravo/ - Научная электронная библиотека «Elibrary.ru» // http://elibrary.ru/defaultx.asp - Портал правовой информации LEGIS // http://www.legis.ru/ - Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» // http://www.law.edu.ru/ 2. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к практическим занятиям, выполнении творческих заданий  
4. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий . Компьютерная программа «Тестирование молодых избирателей» для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов. Разработана РОЦИТ. Ауд.201, 202 2. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используются при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к практическим занятиям, выполнении творческих заданий.  
5. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При разработке рабочей программы дисциплины учтены: - История и методология правовых исследования. Программа дисциплины / Сост. Дробышевский С.А., Емцов Г.Н. – Красноярск, 2008. - Исаков В.Б. История и методология юридической науки // Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Магистр публичного права». Направление 521400 – «Магистр юриспруденции». - М., - ГУ-ВШЭ. – 2009. – С.9-27. - Сафарян Г.Г. История и методология юридической науки. Учебно-методический комплекс. – Ереван, 2008. - Будилина Т.В., Емцов Г.Н. История и методология правовых исследования. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов – Красноярск, 2008.  
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Использование активных методов обучения: блиц-опрос, мозговой штурм, работа в малых группах на семинарских занятиях: 1) Творческие задания: - составление схем «Общее и особенное в методологических подходах к исследованию», «Место истории и методологии в системе правопознания», «Классификация методов юридического исследования» 2) Практические ситуации: -.соотнести неклассические типы правопонимания с классическими на предмет обнаружения их «исторических корней» в естественно-правовой, позитивистской или социологической доктрине. Составить схему «Генеалогическое древо неклассических типов правопонимания». - самостоятельно, на основе рекомендуемой литературы изучить категории: «человекоцентристский подход к правопониманию», «государствоцентристский подход к правопониманию», «легизм», «юснатурализм», «позитивизм», «метафизические концепции права». - привести пример соблюдение минимум 3-х принципов правового исследования в своем магистерской работе. Провести анализ работы с точки зрения наличия нарушений основных принципов проведения исследования. - определить предмет и объект своего магистерского исследования. Сформулировать цель и задачи своего магистерского исследования. На примере свершившегося юридического факта, описываемого в магистерском исследовании, изложить его причины, предпосылки и повод. Обозначить причины и предпосылки свершения какого-либо желаемого юридического факта  
7. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач Коллоквиум на тему: «Общее и особенное в методологии юридического исслеодвания (семинар 7 модуль 2).    
8. Другие Выездные занятия    

3.Средства обучения

3.1 Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок, с указанием наличия в библиотеке, на кафедре Наличие в библиотеке
  Основная литература  
1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. – М., 2003.  
2. Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. – М., 1999.  
3. Антология мировой правовой мысли. - В 5-ти т. - М., 1999.  
4. Антонович А. Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права) // www.garant.ru  
5. Берлявский Л.Г. Власть и отечественная наука (1917-1941 гг.). - Ростов-на-Дону, 2006.  
6. Берлявский Л.Г. Государственно-правовое регулирование отечественной науки (1917-1929 гг.). - Ростов-на-Дону, 2008.  
7. Берлявский Л.Г. Административная высылка деятелей науки и культуры 1922 г. // Государство и право. 2008. № 2. С.72-77.  
8. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.  
9. Гессен В. М. Основы конституционного права // www.garant.ru  
10. Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917) // www.garant.ru  
11. Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Т. I-III. // www.garant.ru  
12. Дмитриев Ф. М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до учреждения о губерниях // www.garant.ru  
13. Зигель Ф. История права // www.garant.ru  
14. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.  
15. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право // Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998.  
16. Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских основных законов // www.garant.ru  
17. Ллойд Д. Идея права. М., 2002  
18. Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима // www.garant.ru  
19. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. – М., 2007.  
15. Остин Дж. Определение области юриспруденции // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 3. М., 1999.  
20. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2003.  
21. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1999.  
22. Русская философия и социология права. Хрестоматия. Краснодар, 2007.  
23. Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права // www.garant.ru  
24. Трубецкой Е. Н. Естественное право // Труды по философии права. СПб., 2001.  
25. Фельдштейн Г.С. Главные течения в истории науки уголовного права в России // www.garant.ru  
26. Холл Дж. Интегративная юриспруденция // Антология мировой правовой мысли. В 5т. Т. З.М., 1999  
27. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. М., 1987  
28. Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб., 1998.  
29. Шершеневич Г. Ф. История философии права // www.garant.ru  
  Дополнительная литература  
30. Атарщикова Е. Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.  
31. Батиев Л.В. Политические и правовые учения XVII века. СПб., 2008.  
32. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999  
33. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.  
34. Варьяс М. Ю. Правопонимание: опыт интегративного подхода. М., 1999.  
35. Витрук Н.В., Рабинович П.М. Петр Емельянович Недбайло // Государство и право. 2008. № 1. С.116-120.  
36. Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и все еще незавершенный проект // Правоведение. 2000. №. 3.  
37. Графский В.Г. Павел Виноградов как историк права // Историко-правовые исследования: Россия и Англия. М., 1990. С.91-109.  
39. Гурвич Г.Д. Интуитивистская философия права: Лев Иосифович Петражицкий // Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / Пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной. СПб., 2004.  
40. Жуков В.Н. Философия права (теоретико-методологический аспект) // Государство и право. 2009. № 3. С.21-31.  
41. Зарубежная политико-правовая мысль // Государство и право. 2008. № 8. С.116-124.  
42. Кроткова Н.В. Взгляды С.А. Котляревского на конституционный строй Российской Империи и Советской России // Государство и право. 2008. № 10. С.69-77.  
43. Кроткова Н.В. Указатель публикаций по истории политических и правовых учений в журнале «Государство и право» (1927-2008 гг.) // Государство и право. 2008. № 8. С.116-124; № 9. С.119-128.  
44. Лапаева В.В. Либертарная концепция права В.С. Нерсесянца // Государство и право. 2008. № 3. С.73-84.  
45. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002.  
46. Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 г. и развитие теории государства и права (некоторые методологические аспекты) // Государство и право. 2008. № 12. С.39-47.  
47. Марченко М.Н. Методологические аспекты познания российских Конституций 1978 и 1993 гг.: сравнительный анализ // Государство и право. 2008. № 12. С.15-23.  
48. Нерсесянц В.С. Фундаментальное исследование русской и английской политико-правовой мысли XVIII-XIX веков // Историко-правовые исследования: Россия и Англия. М., 1990. С.3-14.  
49. Петров М.К. Системный подход к организации регионального научного центра. – Ростов-на-Дону, 2009.  
50. Томсинов В.А. Российские правоведы XVIII—XX веков. Очерки жизни и творчества. В 2-х т. М., 2007.  
51. Томсинов В.А. История юриспруденции в России. – М., 2006.  
52. Честнов И. Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия. СПб., 1999.  
53. Честнов И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2003.  
54. Четвериков В. А. Современные концепции естественного права. М., 1988.  

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
1. Мультимедийный экран (ауд.307) Обучающее предназначение. Применяется в процессе лекционных занятий с целью демонстрации наглядных пособий и дидактических материалов; для реализации интерактивных методик преподавания юридических дисциплин.
2. Мультимедийная доска (ауд. 201) Обучающее предназначение. Используется при проведении лекционных, семинарских занятий, при проведении студенческих научно-практических конференций. Применяется в процессе использования интерактивных методик преподавания и для выполнения студентами различных творческих заданий по дисциплине. Применяется для использования в учебном процессе информационных ресурсов и баз данных, работы с мультимедийными учебниками и пособиями.
3. Компьютерные классы (ауд.201, 202) ПК используются в целях осуществления промежуточного контроля знаний студентов посредством электронной базы тестовых заданий.

5.Текущий, промежуточный контроль знаний студентов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
  Контрольные работы (для промежуточного контроля по темам курса) Контрольная работа №1. 1. Исторически первой формой изучения юриспруденции была… 1) философская трактовка; 2) религиозно-мифологическая трактовка; 3) юридическая трактовка; 4) нормативистская трактовка.   2. Патерналистские представления о государстве были распространены в: 1) в теориях раннего христианства; 2) в теориях Нового времени; 3) в теориях Древнего Китая и Древней Индии; 4) в теориях позднего христианства   3. Древневосточный мыслитель - основоположник теории насилия, объясняю-щей происхождение государства… 1) Конфуций 2) Мо-цзы 3) Шан Ян 4) Шэнь Бу-хай   4. Стали впервые различать право и закон в государстве: 1) Древнего Египта 2) Древнего Китая 3) Древней Индии 4) Древней Греции   7. Определение государства как общего дела народа принадлежало… 1) Платону 2) Аристотелю 3) Цицерону 4) Ульпиану   8. Платон выделял формы правления… 1) монархию, демократию, политию; 2) аристократию, охлократию, олигархию; 3) монархию, аристократию, демократию; 4) монархию, республику, политию   9. Аристотель подразделял формы правления на «правильные» и «неправиль-ные» по критерию… 1) частной собственности; 2) интересов большинства; 3) интересов меньшинства 4) юридического равноправия;   10. Форма правления, которую Аристотель считал «правильной»… 1) демократию 2) политик» 3) олигархию 4) тимократию   11. Главная цель теологической концепции юриспруденции…   1) Обоснование превосходства светской власти над церковной 2) Обоснование превосходства церковной власти над светской 3) Обоснование толерантности 4) Обоснование равнозначности светской и церковной властей   12. Теория двух мечей было сформулирована в …   1) В IХ веке 2) В Х веке 3) В IХ – Х веках 4) В IХ – ХI веках   13. Последовательность видов законов в юриспруденции Средневековья (по Фоме Аквинскому): 1) Человеческие законы 2) Естественные законы 3) Божественные законы 4) Вечные законы   14. В юриспруденции Средневековья доминируют парадигмы… 1) либеральные; 2) религиозные; 3) гражданские; 4) психологические.   15. Теоретик, осуществивший наиболее четкое размежевание политической науки, философии и этики: 1) Платон; 2) Ф. Аквинский; 3) Н. Макиавелли; 4) Августин   16. Лейтмотивом эпохи Возрождения являлся… 1) антиклерикализм 2) гуманизм 3) обоснование частной собственности 4) обоснование правового государства   17. Эпоха Реформации в Германии относится к… 1) 14 веку 2) 15 веку 3) 16 веку 4) 17 веку   18. Автором концепции государственного суверенитета считается… 1) Ф. Аквинский 2) Макиавелли 3) Ж.Боден 4) М.Лютер   19. Политическим идеалом средневековья являлось… 1) правовое государство 2) теократия 3) абсолютная монархия 4) республика   20. Политическим идеалом Нового времени является… 1) правовое государство 2) государство всеобщего благоденствия 3) парламентаризм 4) абсолютная монархия   21. В ХVII веке в понимании юриспруденции были господствующими в Европе подходы… 1) психологический 2) нормативистский 3) социологический 4) естественно-правовой   22. Теория естественного права и договорного происхождения государства ос-новывалась на … 1) солидарности 2) покорности власти 3) свободе 4) соподчинении людей   23. Главное отличие теории договорного происхождения государства от тео-логической теории состоит в том, что: 1) не божественная воля, а власть отца семьи стала причиной образования го-сударства 2) не божественная воля, а состояние войны всех против всех стало причиной образования государства 3) не божественная воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства 4) не божественная воля, а определенные традиции и обычаи народа стали причиной образования государства   24. «Отцом» международного права принято считать… 1) Г.Гроция 2) Ж.Бодена 3) Ж.Ж.Руссо 4) Б. Спинозу   25. Концепция общественного договора принадлежит теоретику Нового вре-мени: 1) Г. Гроцию; 2) П. Гольбаху; 3) Д. Лильберну; 4) Б. Спинозе   26. Правовед, трактовавший естественное состояние общества, предшествую-щее государству, как состояние «войны всех против всех,…к борьбе путем сражения»…. 1) Дж. Локк 2) Т. Гоббс 3) Дж. Лильберн 4) Д. Мильтон   27. Для создания гарантий естественных прав, по мнению Д. Локка, люди от-казались… 1) от права индивидуально участвовать в управлении делами общества и госу-дарства 2) от права коллективно обеспечивать естественные права и законы 3) от права самостоятельно обеспечивать естественные права и законы 4) от права коллективно участвовать в управлении делами общества и государ-ства   28. Наиболее четко сформулировал принцип разделения властей юрист Ново-го времени: 1) Д. Мэдиссон; 2) Т. Гоббс; 3) Ш. Монтескье; 4) Ж.-Ж Руссо.   29. Рационалистическая трактовка юриспруденции наиболее четко представ-лена в трудах каких теоретиков эпохи Просвещения: 1) Д. Дидро, Ф. Вольтера, К. Гельвеция; 2) Г. Гельвеция, Ж. – Ж. Руссо, У. Годвина; 3) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах; 4) Ф. Вольтера, К. Гельвеций, Г.Гегеля   Контрольная работа № 2.   30. Г. Гегель считал, что договорная концепция происхождения государства носит идеалистический характер, потому что… 1) государство создано богом 2) государство – результат исторического развития семьи 3) народ как неорганизованная масса не способен к совместным действиям 4) государство – произведение сил природы   31. Идея народного суверенитета и прямого народовластия принадлежит теоретику Нового времени: 1) А. Токвилю; 2) Ж. – Ж. Руссо; 3) Б. Констану; 4) Ш. Монтескье   32. Концепция гражданского общества, конституционной монархии и сослов-но-корпоративной демократии принадлежит теоретику: 1) И. Канту; 2) И. Бентаму; 3) Г. Гегелю; 4) Б. Констану.   33. Природа правовых отношений, абсолютизируемых в марксизме… 1) антропологическая; 2) классовая; 3) гражданская; 4) психологическая.   34. Разработка теории разделения власти принадлежит мыслителю… 1) Гоббсу 2) Руссо 3) Монтескье 4) Гегелю   35. Правовед, связывавший прогресс с развитием идеи свободы… 1) Гроций 2) Кант 3) Гегель 4) Локк 36. Критерием содержания закона в естественно-правовой теории является… 1) соответствие закона индивидуальной психике человека 2) соответствие закона естественной природе человека 3) соответствие закона духовной природе человека 4) соответствие закона биологической сущности человека   38. Последовательность законов, сформулированных Ш. Монтескье, предше-ствующих человеческим законам: 1) стремление добывать себе пищу 2) просьба, обращенная одним человеком к другому 3) мир среди людей 4) желание жить в обществе   39. Источник права по Канту заключается: 1) в велениях государства 2) в нормах 3) в разуме людей 4) в божественной воле   40.Впервые обосновал концепцию гражданского общества … 1) М.Вебер 2) К.Маркс 3) Ф.Гегель 4) Ж.-Ж. Руссо   41. Право, как волю господствующего класса, возведенную в закон, опреде-лил… 1) Руссо 2) Маркс 3) Кант 4) Гегель   42. Тенденция к социологизации юриспруденции и пересмотра юридического формализма наметилась в трудах ученых ХIХ века: 1) Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Д. Милля; 2) Р. Иеринга, С. Муромцева, К. Маркса; 3) Р. Иеринга, С. Муромцева, Э. Дюркгейма, М. Вебера. 4) Р. Иеринга, П. Новгородцева, К. Маркса.   43. Школа юриспруденции, трактовавшая право как фактически сложившийся порядок общественных отношений: 1) теологическая школа права 2) естественная школа права 3) социологическая школа права 4) историческая школа права   44. Марксистская теория отрицает самоценность права как основы регулятив-ной системы общества, потому что: 1) преувеличивает ценность права в реализации заложенной в нем цели 2) преувеличивает субъективное представление личности о должном порядке общественных отношений 3) преувеличивает связь права с экономическим строем, с классовыми струк-турами, с принуждением и насилием 4) преувеличивает взаимосвязь права и государства как составных частей единого способа выражения и осуществления свободы людей в их с социаль-ной жизни   45. Теоретик, обосновавший идею «живого права», самопроизвольно возни-кающего в обществе: 1) Р. Паунд 2) Е. Эрлих 3) К. Маркс 4) Р. Иеринг   46. Последовательность ступеней формирования правовых норм по Е. Эрлиху: 1) развитие основ правовых положений через юриспруденцию 2) укрепление существующего порядка 3) образование новых союзов, когда ослабевает первоначальный порядок   47. Автором реалистической теории права является… 1) Л. Гумплович; 2) Дж. Остин; 3) Р. Иеринг; 4) Л. Дюги   48. Автором концепции солидаризма является… 1) Ф. Ницше; 2) Р. Штаммлер; 3) Л. Дюги; 4) Р. Иеринг.   49) Основоположники исторической школы права… К. Савиньи, Г. Гегель, Г. Пухта; Г. Пухта, Г. Гуго, Г. Гегель; К. Савиньи, И. Кант, Г. Гуго; Г. Гуго К., Савиньи Г., Пухта.   50) Найдите соответствие определения понятия «право» правовой школе: 1) право – это продукт народного убеждения () 2) возникновение права связано с божественной волей () 3) человеку от природы свойственны естественные права () 4) Право исходит из государства, выступает как приказ власти () А) естественная школа права Б) теологическая школа права В) реалистическая школа права Г) историческая школа права Д) нормативистская школа права   51) Общим для естественно-правовой и социологической школ права являет-ся… 1) Разграничение прав человека и прав собственности 2) Разграничение права и закона 3) Разграничение правовой нормы и правового обычая 4) Разграничение закона и прецедента   52) Правовед, определивший право как защищенный государством интерес… Г. Берман Р. Паунд Р. Иеринг А. Росс   53) Согласно психологическому подходу Н. М. Коркунова основой права яв-ляется… 1) коллективное сознание 2) массовой сознание 3) групповое сознание 4) индивидуальное сознание Н. М. Коркунов утверждал, что власть есть сила, обусловленная не волей   54) «Чистая теория права» исходит из постулата: 1) право представляет собой в сознании людей систему определенных притя-заний и обязанностей, которые используются государством в регулировании общественных отношений 2) право представляет собой иерархическую систему норм, представляемую в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а ниж-няя вытекает из верхней 3) право представляет собой взаимодействие различных социальных факторов и нормативно-регулятивной системы и обратного воздействия этой системы на удовлетворение реальных социальных потребностей конкретных людей 4) право представляет собой основу для достижения в обществе, дифферен-цированном на уровне коллективов и отдельных личностей, мира и стабильно-сти   55) Определение права, принадлежащее В. С. Соловьеву… 1) право – это совокупность норм, устанавли

double arrow