Философии техники

АДОРНО ТЕОДОР (1903-1969) – представитель франкфуртской школы философии техники, акцентирующая своё внимание на её гуманитарную направленность. Школа сложилась в Германии 1930-1940-х гг., но в связи с приходом фашистов к власти большинство её представителей вынуждено было эмигрировать. Адорно утверждает, что в «массовой» культуре теряется уникальность, самостоятельность человека, происходят унификация всех людей, превращение их в серую некритическую массу. При этом порабо­тителем выступает не техника, а ее хозяин. Но нельзя противопоставлять технику и гуманизм. Разрыв между техникой и гуманизмом, порождён обществом видимости. В книге «О технике и гума­низме» он ставит вопрос об ответственности техников за плоды своего труда и отвергает возможность суще­ствования моральных норм, препятствующих познанию. Согласно Адорно, противоречие между общественным и техническим разумом нельзя игнорировать, от него невоз­можно просто открещиваться, его необходимо предметно решать. Принесёт ли совре­менная техника пользу или вред человечеству, зависит «не от техников и даже не от самой техники, а от того, как она ис­пользуется обществом». Он формулирует проблемы «нового идеала образования», считая, что культура расплачивается за неистинность, за видимость, ото­рванность от гуманистической идеи. Сегодня лишь в критике образования, в критическом самосознании техники является надеждой на такое образование, которое ставит перед собой задачу воспитания личности.

АМЕРИКАНО-ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ – особенно эффективно функционировала в середине XX в. Основателем её является Американский философ и социолог Л. Мэмфорд, который в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую концепцию генезиса и развития мировой культуры. Его более поздние работы («Миф машины», 1966 и др.) стали основой «технического пессимизма» (антитех­ницизма), в рамках которого акцент ставился на негатив­ных сторонах современных технических форм для «челове­ческого развития». Р. Арон стремился преодолеть «разочарование» в рамках постулирования становления «единого индустриаль­ного общества». Французский социолог и философ Ж. Эллюль рас­сматривает технику как специфический феномен, подразу­мевая не только технико-технологическую систему, но и определенный тип рациональности. Представление о техни­ческом прогрессе связывается с формированием новых соци­окультурных отношений («информационное общество»). Американский философ, представитель постпозитивистского течения в англо-американской философии наукиСтивен Эделстон Тулмин применяет выработанную им дисциплинарная модель эволюции науки к описанию исторического развития техники. Если критерии отбора успешных вариантов в науке являются главным образом внутренними профессиональными критериями, в технике они внешние, т.к. здесь для оценки новаций важны не только собственно технические критерии (эффективность или простота изготовления), но и оригинальность, конструктивность и отсутствие негативных последствий.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – школа в философии техники, возникшая в 70-80-е гг. XX в., которая разработала проект «всеобщей технологии» как науки о технике. Центральным в этой науке, по мнению Г. Рополя, должно стать понятие социально-экономической системы, описываемое на языке теории информации и функциональные законы. Он представляет технологию как: а) совокупность полезных, искусственных, предметных образований (артефактов); б) совокупность человеческих действий и приспособлений, с помощью которых создаются артефакты; в) совокупность человеческих действий, в которых эти артефакты участвуют. Данное определение позволяет сделать первое категориальное обоснование бытия технологий – в себе, для себя и вне себя. «Аналитическая философия техники» стремилась выработать и конструировать комплексное знание о технике, выступая с требованием ценностного подхода к проблемам техники: «Технические проблемы, – писал Г. Рополь, – являются одновременно и моральными проблемами». Школа исследовала сущность технического знания, разрабатывая теорию систем.

АНТРОПОЛОГИЯ ТЕХНИКИ – учение А. Хунинга, которое претендовало на выполнение интерпретаций знаний о технике – поднимать эти знания до уровня её теоретического осмысления, насыщая их научными понятиями. Основными функциями антропологии техники, по А. Хунингу, являются: 1) функция интеграции – объединять знания о технике, 2) функция эмансипации – освобождать сознание человека от ложного понимания технического прогресса. Главным в антропологии техники выступают требования сделать философию техники средством формирования и развития самосознания ученых и инженеров, рассматривать прогресс техники во взаимодействии техники с человеком. Главнейшим при этом является исследование развития самого человека.

БЕЛЛ ДАНИЕЛ (р. 1919) американский социолог и политолог, автор концепция постиндустриального общества, который вкниге «Грядущее постиндустриальное общество» предложил историческую периодизацию обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Постиндустриальный этап начинается в XXI веке. Этот этап связан главным образом с компьютерными технологиями, телекоммуникацией. В его основе лежат четыре инновационных технологических про­цесса: 1) переход от механических, электрических, электромеханических систем к электронным привел к неве­роятному росту скорости передачи информации;2) миниатюризация, т.е. значительно изменение ве­личины, «сжатие» конструктивных элементов, проводящих электрические импульсы; 3) дигитализация,т.е. дискретная передача информации посред­ством цифровых кодов; 4) современное программное обеспечение, которое позволяет быстро и одновременно решать раз­личные задачи без знания какого-либо специального языка. Таким образом, постиндустриальное общество представляет собой новый принцип социально-технической организации жизни. Белл выделяет главные преобразования, которые были осуществлены в американском обществе, вступившем в пору постиндустриального развития: а) в сферу услуг вклю­чились новые отрасли и специальности (анализ, планиро­вание, программирование и др.); б) коренным образом из­менилась роль женщины в обществе – благодаря развитию сферы услуг произошла институционализация равноправия женщин; в) совершился поворот в сфере познания – целью знания стало приобретение новых знаний, знаний второго типа;г) компьютеризация расширила понятие «рабочее ме­сто». Основным вопросом перехода к постиндустриальному обществу Белл считает успешную реализацию следующих че­тырех равновеликих факторов: 1) экономическая активность; 2) равенство социального и гражданского общества; 3) обес­печение надежного политического контроля; 4) обеспечение административного контроля. Постиндустриальное общество характе­ризуется уровнем развития услуг,их преобладанием над все­ми остальными видами хозяйственной деятельности. В этом обществе особенно важны организация и обработка инфор­мации и знаний. В основе этих процессов лежит компью­тер – техническая основа телекоммуникативной революции, котораяхарактеризуется сле­дующими признаками: а) главенством теоретического знания; б) наличием интеллектуальной технологии; в) ростом численности носителей знания; г) переходом от производства товаров к производству услуг; д) изменениями в характере труда; е) изменение роли женщин в системе труда. Д. Белл определяет пять основных проблем постиндустриального общества: 1) слияние телефонных и компьютерных систем связи; 2) замена бумаги (в том числе и ценных бумаг) электронными средствами связи и дистанционным копированием документов; 3) расширение телевизионной службы через кабельные системы, замена транспорта телекоммуникациями с исполь­зованием видеофильмов и систем внутреннего телевидения; 4) реорганизация хранения информации и систем ее за­проса на базе компьютеров и интерактивной информацион­ной сети (Интернет); 5) расширение системы образования на базе компьютер­ного обучения; использование спутниковой связи для обра­зования жителей сельских местностей; использование видео­дисков для домашнего образования. Он считает информацию средством достижения власти и свободы, что предполагает необходи­мость государственного регулирования рынка информации, т.е. возрастание роли государственной власти и возможность национального планирования. В структуре национального пла­нирования он выделяет такие варианты: а) координация в области информации (потребности в рабочей силе, капиталов­ложениях, помещениях, компьютерной службе и пр.); б) мо­делирование; в) индикативное планирование (стимулировать или замедлить методом кредитной политики). Белл оптимистически оценивает перспективу мирового развития на путях перехода от «национального общества» к становлению «международного общества» в виде «организо­ванного международного порядка», «пространственно-вре­менной целостности, обусловленной глобальностью ком­муникаций».

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948) – крупный русский мыслитель, обративший внимание на социальные функции техники и проблемы воздействия техники на социальное бытие современного человека. Отдельные высказывания о роли техники можно найти практически во всех работах Бердяева, включая его знаменитую книгу «Смысл истории», вышедшую в 1923 году. Концентрированное изложение своих мыслей по этим проблемам он дал в большом очерке «Человек и машина», опубликованном в журнале «Путь» за 1933 год. Специально технике посвящена одна из глав последнего, изданного посмертно, крупного произведения Бердяева – «Царство духа и царство Кесаря». Кроме того, социальные и философские аспекты техники рассмотрены в статье «Человек и техническая цивилизация», вышедшей в последний год его жизни. Он подчеркивал, что вопрос о технике стал в начале XX в. вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Бердяев считал, что власть техники родилась в капиталистическом мире, а сама техника стала наиболее эффективным средством развития капиталистической системы хозяйства. При этом коммунизм перенял от капиталистической цивилизации её беспредельный гипертехницизм, и создал религию машины, которой он поклоняется как тотему. Тем самым обнаруживается глубокое внутреннее родство между атеистической верой коммунизма и безрелигиозностью современного мира. Бердяев полагал, что господство техники открывает новую ступень действительности: «новая реальность», воплощением которой является машина, по своей сути отличается от природной как неорганической, так и органической реальности. Специфический характер реальности, созданной машинной технологией, виден в том воздействии, которое последняя оказала, с одной стороны, на жизнь человека, а, с другой, – на окружающую среду. Это воздействие является результатом нового типа организации, которую Бердяев называл «техносистемой» и рассматривал как совокупность экономических, промышленных и технологических организаций, распространяющих своё влияние на весь мир. Различные элементы техносистемы не имеют общего управления, действуя отчасти в конкуренции, а отчасти – в кооперации друг с другом. Ими руководят не столько конкретные личности, сколько с трудом опознаваемые анонимные и безличные управляющие силы. Деятельность техносистемы ведет к интеграции и унификации в масштабах земного шара различных укладов жизни, человеческих ожиданий и потребностей. Именно в этом смысле можно рассматривать техносистему, как «новую ступень действительности». Таким образом, современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871-1944) – русский философ, теолог, экономист, священник Православной Церкви, который в работе «Философия хозяй­ства» рассматривал сущность техники, связывая её с совершенствованием тра­диционных и созданием новых производственно-хозяйствен­ных структур. Техника – это необходимое условие эффективного функционирования этих структур. Потребности общества обусловливают ди­намизм техники. Социализация техники, т.е. реализация це­левых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Он предприни­мает попытку преодолеть противоречие между хозяйствен­ной деятельностью человека, основанной на познании «ме­ханизма природы», и самой природой («организмом»). По его мнению труд связывает объект, человека и природу; это – «мост» между «Я» (субъект) и «не-Я» (объект). И этот «мост» связан с техникой, которая выступает как «хозяй­ство в возможности».

ВЕБЛЕН ТОРСТЕЙН (1857-1929) – американский экономист норвежского происхождения, основоположник и теоретик институционализма, сторонник технократического преобразования общества с учетом влияния культурных тра­диций социальных институтов. Анализируя природу институционализма (от лат. наставление, понятие восходит к институциям – учебникам римских юристов, дающих системный обзор дей­ствующих правовых норм) он при­ходит к выводу об отставании взглядов людей от изменений в области технологий и производства. В книге «Теория праздного класса» (1899) для преодоления социального «паразитизма» он предлагает произвести технократическую революцию с установлением власти научно-технической интеллигенции (технократии), не допуская, однако, к власти рабочего класса и пред­лагает собственный сценарий этой технократической револю­ции. По его мнению, мощная забастовка инженеров приведёт к параличу старого порядка и вынудит «праздный класс» доб­ровольно отказаться от своей монополии на власть в пользу научно-технической интеллигенции. В «техноструктуре», куда входят инженеры, ученые, менеджеры, акционеры, автор ви­дел движущую силу такой технократической революции, це­лью которой является изъятие собственности от собственника и передача ее в руки технократии.

ГУМАНИТАРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ – исторически вторая тенденция рассмотрения возникновения и развития философии техники, которая рассматривает технику в объективном аспекте её возникновения и представляет собой совокупность усилий ученых, литераторов, религии и философии (т.е. гуманитарных сфер сознания), пытаясь осмысливать технику в гуманитарном аспекте, в её связи со всем спектром человечески духовных ценностей и действий, отдавать предпочтение гуманитарному началу перед техническим. Эта традиция зарождается уже в романтическом движении, в «Рассуждении о науках и искусстве» Жан Жака Руссо, находит свое продолжение в философии экзистенциализма и близких к ним философов – А. Бергсона, К. Ясперса, Г. Марселя, Г. Маркузе. Особенно ярко эта традиция представлена работами Л. Мэмфорда в его мифе о машине, первого профессионального философа, обратившегося к проблематике философии техники, Хосе Ортеге-и-Гассета, М. Хайдеггера, Ж. Эллюля. При этом особо подчеркивается значимость человеческой интерпретации – его способности творческого отношения к миру. Ортега обращает внимание на то, что человеческая природа есть некий сырой материал, из которого та или иная личность должна что-то творить для себя и техника может рассматриваться как известный вид человеческого проектирования. Утверждая, что человек не «делающее», а «мыслящее» существо, Мэмфорд пишет: «Если бы внезапно исчезли все механические (технические) изобретения последних пяти тысячелетий, это было бы катастрофической потерей для жизни. И всё же человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации..., то всё, что мы имеем на белом свете, угасло бы и исчезло быстрее, чем фантазии Просперо, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу».

ДЕССАУЭР ФРИДРИХ (1881-1963) немецкий философ-неотомист, рассматривающий технику не только как часть природы, подчиняющуюся её закономерностям, но и как некую «трансцендентную сущность», выходя­щую за пределы человеческого познания, и проникающую в область сверхъестественного (при этом функции человека – это реализация им «божественного предназна­чения»). Основные работы: «Техническая культура?» (1908), «Философия техники. Проблема реализации» (1927), «Душа в сфере техники» (1945), «Споры вокруг техники» (1956). Научно-техническое знание становится способом бытия человека в мире. Он полагает, что к трем критикам И. Канта (критике чистого разума, морального поступка и эстетического восприятия) следует добавить четвертую – критику технической деятельности. Именно в процессе технической деятельности человек устанавливает положительное отношение с кантовской «вещью в себе». Сущность техники сосредотачивается в том ключевом моменте, когда она впервые появляется на свет в виде замысла, проекта или наброска конструкции и проявляется не в промышленном производстве (которое лишь воспроизводит в массовом порядке результаты открытий и изобретений) и не в технических устройствах как таковых (которые лишь используются потребителями), но в самом акте технического творчества. Анализируя акт технического творчества, он приходит к выводу, что оно осуществляется в полной гармонии с естественными законами и при «подстрекательстве» со стороны человеческих целей; эти законы и цели являются необходимыми, однако недостаточными условиями изобретения. Артефакты (т.е. технические устройства), которые предстоит изобрести, нельзя обнаружить в мире явлений; для этого разум должен перейти границы опыта и устремиться к трансцендентальным «вещам-в-себе», которые соответствуют техническим объектам. Техническое творчество реализуется в гармонии с естественными законами природы и сообразно человеческим целям. Однако ни сами по себе естественные законы, ни цели человека не являются достаточными условиями для возникновения новой техники. Помимо этого существует ещё своего рода «внутренняя обработка», которая и приводит, по убеждению мыслителя, сознание изобретателя к контакту с неким царством «предустановленных способов решений» технических проблем. Ведь изобретение какой-либо технической конструкции не является нечто таким, что можно было бы обнаружить в мире явлений. Ф. Дессауэр рассуждает в духе платоновской философии. В учении Платона кроме чувственного мира существовал ещё мир вечных и неизменных идей, – это некое идеальное царство. Чувственный мир имел материальную природу, мир же идей – духовную. В этом царстве находились идеи всех вещей, идеи всех ценностей, идей всех геометрических тел и т.д. Поэтому, когда человек открывал для себя новую истину, он, в действительности, по Платону, лишь приобщался к этому царству идей, в котором уже всё содержалось. Аналогично рассуждает и Ф. Дессауэр: техническое решение – это приобщение изобретателя к царству идей. Техническое изобретение воплощает в материи «бытие идей». И, следовательно, техника является выражением этого духовного царства идей (или «предустановленных решений»). Дессауэр постулировал существование неких верховных, предусмотренных технических идей, которые не рождаются в человеческом разуме, а лишь улавливаются им. Технические идеи, по его мнению, не что иное, как мысли Бога, проявление светлого разума творца. Предмет техники может существовать материально, но он может обнаружить себя и в мире идей, в области «возможного бытия». «Первоначальным бытием» предмета техники является его «возможное бытие» как идея Бога, а конечной ступенью – познанное бытие. Признавая обусловленность техники природными предпосылками, Дессауэр, тем не менее, отвергал существование исторических, общественных факторов в оценке генезиса и развертывания техники. Она рассматривалась им как самостоятельный феномен, имеющий неизменную специфику. Когда мы говорим о технике, утверждал он, как о целостности, то имеем в виду нечто постоянное, непреходящее, небренное, находящееся вне течения времени. Говорить о прогрессе техники можно только относительно единичных объектов техники. Дессауэр не считал автоматизацию новым явлением технического прогресса. Напротив, он полагал, что она планомерно развивается с древних времен, будучи неизменным результатом действия вечных законов самой техники. Природу изобретения Дессауэр трактует в духе неотомистской философии, как реализацию человеком божественной идеи. Техническое творчество предполагает встречу человеческого сознания со сферой «предданных решений технических проблем». Изобретение не есть просто выдумка, произвольный продукт человеческого воображения. Оно формирует условия для материального воплощения трансцендентальной реальности (для «существования сущности»), олицетворяет реальное бытие идей. Техника понимается Дессауэром как становление высших возможностей бытия посредством людей. Развиваемая этим философом трактовка моральной значимости техники не ограничивается соображениями практических выгод и пользы. Создание техники, по Дессауэру, соответствует кантовскому категорическому императиву или божественной заповеди. Современная техника не должна восприниматься как средство облегчения условий человеческого бытия – она есть «участие в творении», «величайшее земное переживание смертных». Техника создается людьми, однако ее могущество превышает все их ожидания. Дессауэр считает, что автономные последствия, преобразующие мир, свойственны только технике и что это свидетельствует в пользу взгляда на технику как на трансцендентную моральную ценность.

ИНЖЕНЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ – исторически первая тенденция рассмотрения возникновения и развития философии техники, которая рассматривает технику в субъективном аспекте её возникновения и указывает, что является её субъектом, деятельным носителем. Эта традиция представляет собой попытку техников и инженеров выработать некоторую философию своей сферы деятельности. Первое выражение этой традиции восходит к натуральной философии Ньютона и к «механической философии» Р. Бойля. Шотландец Э. Юр выдвинул другой термин – словосочетание «философия производства» (1835 г.). Э. Капп в 1875 г. выражение «философия техники»» использует в своей теории органопроекции: «в орудии человек систематически воспроизводит самого себя», поэтому «собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа – изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки – чашей; в мече, копье, весле, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно. К этой традиции принадлежат также труды П. Энгельмейера, А. Дюбуа-Реймана, Э. Чиммера, Союза немецких инженеров. Инженерная философия техники анализирует технику изнутри, т.е. через интерпретацию технического бытия человека, которое является для этой традиции главным в понимании других типов человеческого мышления и действия. Вникая в различные детали техники и технические процессы, инженерная философия техники отодвигает на второй план изучение связей техники с другими аспектами человеческого бытия.

КАПП ЭРНСТ (1808-1896) – один из основателей немецкой школы философии техники, соединивший гео­графическую концепцию Карла Риттера с фило­софией Карла Маркса, предварительно «перелицевав» гегелев­ский идеализм в материализм, в своей концепции «органицизма». В 1877 Капп опубликовал работу «Основные направления философии техники», где впервые анализируется феномен техники и формулируется система проблем, которая стала предметом исследования философии. В его труде «Общая и сравнительная география» исторический процесс представлен как результат активного взаимодействия человека и окружающей его среды, причём в течение веков человек обретает способность адекватно реагировать на вызовы природы и преодолевать свою зависимость от нее. Свой антропологический анализ природы и человека он изложил в книге «Узаконен­ный деспотизм и конституционные свободы», которая вызвала бурное негодование властей в Германии (судом автор был обвинён в клевете и выслали из Германии в Америку). Техника рассматривается как «точка интеграции» со­циокультурных процессов, а человек – как её движущая и определяющая сила), а её развитие анализируется на основе теории «орга­нической проекции», где технические системы представляют собой подобие человеческим органам, и, прежде всего, руке. Капп рассматривает соединение человеческих рук (антропологии) с орудиями труда как исходный пункт для философских размышлений о технике и её сущности. «Первотехника» возникает в процессе бессознательного проектирова­ния «человеческих органов». Со временем, созданные орудия труда, становятся объектом изучения (т.е. происходит инверсия) и выявляются их механистические закономернос­ти, на основе которых осуществляется процесс их непосредствен­ного (сознательного) проектирования. Вдохновленный идеей древнего грека Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, Капп увлекся тайной связи че­ловеческого тела, рук с деятельность мозга. Он акцентирует своё внимание на всем те­лесном организме – на его ближайших связях с «Я», которое только в связи с телесностью и осуществляет процесс мыш­ления; как соучастник, мыслит, существуя. При этом воедино сливаются и психология, и физиология. И этот процесс, как верно отмечает Капп, происходит на ниве созданной челове­ком искусственной среды: «То, что вне человека, состоит из создания природы и человека. Человек не удовлетворен тем, что ему предоставила при­рода, поэтому он «реформирует» окружение в угоду себе. Полагаясь на это его самотворчество, природа, словно созда­вая его, не всё предусмотрела и предложила человеку действовать по принципу – «доделаешь сам». «Первотехника» возникает в процессе бессознательного проектирова­ния «человеческих органов». Со временем, созданные орудия труда, становятся объектом изучения (т.е. происходит инверсия) и выявляются их механистические закономернос­ти, на основе которых осуществляется процесс их непосредствен­ного (сознательного) проектирования. Капп пишет: «Исходящий от человека внешний мир механической работы может быть понят лишь как реальное продолжение организма, как перенесение вовне внутреннего мира представлений». Понимая «внутренний мир» как человеческое тело, Капп делает вывод, что внешнее – это продолжение человеческого тела, точнее – механическое подражание его органов. На этом выводе строится его концепция «органопроекции», суть которой в следующем: «все средства культуры, будут ли они грубо материаль­ной или самой тонкой конструкции, являются не чем иным, как проекциями органов». Так Капп разрабатывает принцип технической деятельности человека и всего его культурного творчества в целом. Среди человеческих органов Капп осо­бое место отводит руке. Она имеет тройное назначение: во-первых, является природным орудием; во-вторых, служит образцом для механических орудий и, в-третьих, играет глав­ную роль при изготовлении вещественных подражателей, т.е. является «орудием орудий». Именно из этого естественного орудия возникают орудия искусственные: молот как продол­жение кулака, чаша для питья вместо ладони и т.д. В концеп­ции органопроекции нашлось место и для подобия челове­ческих глаз, начиная с увеличительного стекла, оптических приборов; акустическая техника стала подобием органа слуха, например эхолот, улавливающий шум винтов приближаю­щейся подводной лодки, и т.д. Но человеческая рука выделя­ется среди всех этих органов: она, как считает Капп, – «орган всех органов». В своей концепции он выделяет три важных признака: 1) по своей природе органопроекция является процессом непрерывного, бессознательного самообнаружения, отдельные акты которого не подлежат одновременно протекающему процессу осозна­ния; 2) она носит необходимый характер, поскольку связь между механической функцией и данным органическим образованием строго предопределена (так «узнают» себя друг в друге лупа и человеческий глаз, насос и сердце, труба и горло, ручное орудие и рука и т.д.) и в технике исполь­зуется путём сознательного пере­несения за пределы первоначальных отношений; 3) по своему содержанию органопроекция реализуется как процесс активного взаимодействия между естественными орудиями (всеми органами человека) и орудиями искусствен­ными, в ходе которого они взаимно совершенствуют друг друга. В заключении Капп делает следующие выводы: а) в процессе взаимодействия орудие поддерживало развитие естественного органа, а последний, достигая более высокой степени ловкости, приводил к усовершенствованию и развитию орудия; б) человек делает своё тело «масштабом» для природы и привыкает пользоваться этим мерилом. (пять пальцев руки, десять пальцев обеих рук дают соответственно пятеричную и десятичную системы исчисления).

КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕ­СТВА: 1. Концепция Ф. Дессауэра, где в соответствии с платоновскими традициями техническое творчество тракту­ется как реализация предустановленных идей, которые предшествуют человеческому существованию. Человек «из­влекает» идеи и «помещает» их в сферу «чувственного вос­приятия». Творец, наделив человека способностями к твор­ческой деятельности, создал условия для воплощения боже­ственных идей, обогащения человеком эмпирического мира вещей. 2. Концепция М. Хайдеггера, где техническое твор­чество рассматривается как процесс «перевода» вещей из одного состояния в другое, а именно – в «орудийное». Этот «перевод» обусловливается самой сущностью природы, кото­рая как бы ведет творчество инженера к новым технологи­ческим объектам и решениям. Техническое творчество трак­туется как способ раскрытия онтологической определенности вещей и «испытания» гуманистических убеждений личности.

МАРКС КАРЛ (1818-1883) – признанный лидер в формиро­вании философии техники как особого направления и исследования социальных аспектов технического прогресса, который в пятой главе «Капитала» анализирует человеческий труд, поскольку именно он «потреб­ляется» (т.е. имеет потребительную стоимость), а техниче­ские средства – лишь его проводник. Для него орудия труда – это «овеществленная сила знания». Вытеснение ручного труда машинным привело к рево­люционным преобразованиям трудового процесса. Характер новой эпохи Маркс определял через прогресс средств труда, представляющих собой не только мерило развития рабочей силы, но и показатель самих общественных отношений. При переходе от ремесленной техники к технике машинной карликовое орудие человеческого организма, мускульная энергия были заменены силами природы, а на смену традиционным знаниям, исполь­зовавшимся в процессе ручного труда, пришли естественно­научные знания точных наук. Промышленный труд вытесняет труд ремесленный, тем самым машина становится кровным врагом ремесленника. Наступает время массовых увольнений, миллионы тружеников становятся безработными. Кровным врагом рабочего становится машина – средство труда. Причина этого кроется в капиталистическом применении машин. Машина аксиологически нейтральна. Она просто оказалась не в тех руках, сле­довательно, необходимо передать ее в другие руки: в руки став­ших безработными рабочих. Победы техники куплены ценой моральной деградации. По мере того, как человечество подчиняет себе природу, че­ловек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.

МАРКСИСТСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ – развивалась преимущественно в рамках советской идеологии на основе учения К. Маркса, который сформулировал положение о превращении на­уки в «непосредственную производительную силу». Это озна­чает возможность и необходимость материализации законо­мерностей природы, выявленных наукой. Речь идёт о социа­лизации и практизации научного знания. Этим тенденциям в полной мере отвечает система технического знания. Техника трактуется в рамках марксизма, как материаль­ная форма целесообразной деятельности. Динамика техники, обусловлена социальной практикой, социально-экономичес­кими взаимоотношениями. Именно совокупность экономичес­ких отношений определяет социальные функции техники. Если технологические функции технических средств выражают их отношение к предмету труда и природе, то социальные фун­кции – систему общественных отношений (экономических, политических, социокультурных и др.). Отсюда выводится противоречивость феномена техники в социальной динамике. С одной стороны, техника обеспечива­ет эффективность деятельности во всех ее проявлениях; а с другой стороны, в условиях антагонистических обществен­но-экономических формаций человек попадает в зависимость от технических систем. В динамике технического развития человек отчуждается от своей сущности. Эти противоречия техники должны преодолеваться (если следовать марксистс­кой доктрине) в рамках социалистического типа развития, где предполагалось сочетание технического и социокультур­ного прогресса.

МЭМФОРД ЛЬЮИС (1895-1988) – американский философ и социолог, автор технофилософской концепции и учения о «мегамашине», приверженец «нового курса» Ф.Д. Рузвельта. Его многочисленные труды были посвящены философии техники: «Техника и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952), «Миф о машине» (в 2т., 1967-1970). Он является представителем негативного технологи­ческого детерминизма. Главная причина всех социальных зол – возрастающий разрыв между уров­нем технологии и нравственностью. Научно-технический прогресс, совершенный со времен Г. Галилея и Ф. Бэкона, – это «интеллектуальный империализм», «жертвой» которого стали гуманизм и социальная справедливость. Науку он рассматривал как суррогат религии, а ученых – как сословие новых жре­цов. О роли техники в обществе Мэмфорд имел серьезные рас­хождения с Марксом. Ум­ственная энергия человека превосходила его потребности, и орудийная техника была частью биотехники мозга. Истоки этой «доба­вочной умственной энергии» Мэмфорд видит не только в тру­де, а в коллективном существовании и общении. Историю европейской цивилизации он делит на три основных этапа: 1) с 1000 по 1750 г. – этап интуитивной техники, связан­ной с применением силы падающей воды, ветра и использо­ванием природных материалов: дерева, камня и т.д., которые не разрушали природу, а были с ней в гармонии; 2) XVIII-XIX вв. – этап «рудниковой цивилизации», который основан на палеотехнике (ископаемой технике), т.е. эмпирической техники угля и железа, который характеризуется отходом от природы и попыткой го­сподства человека над природой; 3) с конца XIX в. по настоящее время – это завершающая фаза функцио­нирования и развития западной цивилизации, в пределах ко­торой происходит на строго научной основе восстановление нарушенной в предыдущей фазе гармонии техники и приро­ды. Анализу этого периода Мэмфорд посвятил книги «Миф о машине» (1969, 1970), «Человек как интерпретатор» (1950) и другие произведения. Рассматривая историю развития тех­ники, он выделяет два её главных типа: 1) биотехнику, которая ориентиро­вана на удовлетворение жизненных запросов и естественных потребностей и устремлений человека; 2) моно­технику, котораяори­ентируется на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное производство. Её цель – укрепление системы личной власти. Она враждебна не только природе, но и человеку. Её авторитарный статус восходит в своих истоках к раннему периоду существования человеческой цивилизации, когда впервые была изобретена «мегамашина» машина со­циальной организации нового типа, способная повысить че­ловеческий потенциал и вызвать изменения во всех аспектах существования. Человеческая машина с самого начала своего существова­ния объединила в себе два фактора: 1) негативный, принуди­тельный и разрушительный; 2) позитивный, жизнетворный, конструктивный. Оба эти фактора действовали во взаимной связке. Понятие машины, идущее от Франца Рело, означает комбинации «строго специализированных способных к сопротивлению частей, функционирующих под человеческим контролем, для использования энергии и вы­полнения работы». Все типы современной машины представляют собой тру­досберегающие устройства, выполня­ющие максимальный объем работы при минимальных затратах человеческих усилий. Мемфорд указывает на одну из черт «мегамашины»: слияние монополии власти с монополией личностии мечтает о разрушении подобной «мегамашины» во всех её институциональных формах. От этого зависит, будет ли техника функционировать «на службе человеческого развития» и станет ли мир биотехники более открытым человеку.

НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ – это совокупность воззрений современных немецких философов, которые первыми начинают анализировать феномен техники. В 1877 в работе Э. Каппа «Основные направления философии техники» формулируется система проблем, которая стала предметом исследования, где техника рассматривается как «точка интеграции» со­циокультурных процессов, а человек – как её движущая и определяющая сила. Развитие техни­ки здесь анализируется на основе теории «орга­нической проекции», где технические системы представляют собой подобие человеческим органам, и, прежде всего, руке. Существенное влияние на современные исследования в области философии техники оказала работа Ф. Дессауэра «Фи­лософия техники» (1927), где техника рассматривалась не только как часть природы, подчиняющаяся её закономерностям, но и как некая «трансцендентная сущность», выходя­щая за пределы человеческого познания, и проникающая в область сверхъестественного. При этом функции человека – это реализация им «божественного предназна­чения». К немецкой школе философии техники относятся последние работы М. Хайдеггера, автора оригинальной концепции «технической цивилизации», который, осмысливая феномен техники, как средство «истинствования» и способ раскрытия потаённого, трактуя её в кон­тексте отношения человека к миру. Уточняя этимологическое значение понятия, он обращает внимание на то, что она трактуется как «средство достижения целей» или как «известная человеческая деятельность. Признавая верность этих определений, он отмечает, что правильность определения ещё не означает её истинность. Задача философии техники – раскрыть истинный её смысл. Он доказывает, что техника – это инструмент. Он уверен, что человек подчиняется «власти техники», воспринимая её как бытие, при этом сущность техники он связывает с полезностью.

НУАРЕ ЛЮДВИГ (1827-1897) – немецкий писатель, представитель философского монизма, который, рассматривал способ­ность человека делать орудие как существенное его отличие от животного. В своих основных работах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) Нуаре обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества. В орудиях труда человек воплощает прин­цип творчества. Создание и применение орудий – главные источники развития человеческого сознания. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Между субъектом и объектом своё особое место занимают ору­дия труда. Эта мысль Нуаре совпадает с положе­нием Маркса о машинах как органах человеческого мозга. Позже мозг человека, обретая функцию опережающего ре­агирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя как творческая сила, т.е. развивается вместе с орудиями труда. В ходе орудийной деятельности рука претер­певает существенные изменения, благодаря которым она не просто приобретает универсальность, но и становится мощ­ным фактором развития человека, выступая в качестве особого орудия («орудия орудий»), или «ор­гана внешнего мозга», и становятся фактором развития раз­ума. Синхронно им развиваются глаза, зрение, функциони­рование всего человеческого организма, и в первую очередь мозга. Всякое объективное познание состо­ит из двух актов: движения, направляющегося от субъекта и определяемого волей, и объективного сопротивления, т.е. того сопротивления, которое объект оказывает этому движению. Выступая против точки зрения, согласно которой человеку изначально приписывается дар абстрагирования, благодаря которому он оказался в состоянии к опережающему мышле­нию, Нуаре пишет: «Мышление лишь позднее достигает того, что уже значительно раньше было развито благодаря работе, благодаря деятельности», т.е. сначала было дело, а не слово.

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ (1883-1955) – испанский публицист, обще­ственный деятель и философ. Автор концепции техники как производства избыточного. Его перу принадлежит книга «Раз­мышления о технике» (1933). Анализируя технику, он указывал на двойственность человека: 1) он отличен от природы, 2) посредством техники он с ней сливается. Он предлагает периодизацию истории техники на основе взаимоотношений челове­ка к человеку и человека к технике, выделяя три этапа: 1) техника случая – это исторически первая форма су­ществования техники, присущая первобытному обществу и характерная для доисторического человека, которая Она отличается простотой и скудостью исполнения и крайней ограниченно­стью технических действий; 2) техника ремесла – это техника Древней Греции, доимператорского Рима, европейского Средневековья, когда существенно расширяется набор технических действий, усвоение которых требует специальной выучки, а занятие тех­нической деятельностью становится профессией и передает­ся по наследству; 3) техника человека, т.е. машинная техника с техническими устройствами (она берёт своё начало со второй половины XVIII в., когда был изобретен механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743), которая существенно меняет отношения между челове­ком и орудием, где «работает» машина, а человек её обслуживает, становясь придатком машины. На современный мир влияют три фактора: либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализация, где второй и третий факторы Ортега объединяет под именем «техника». Либеральная демократия и техника неразрывно связаны между собой. Современная техника возникла из сочетания капитализма с опытными науками. Не всякая техника научна. Только современная европейская техника покоится на научной базе, и отсюда ее отличительная черта – возможность безграничного развития. Техника иных стран и эпох – Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Востока – всегда достигала какого-то предела, перейти который она не могла; и по достижении его начинался упадок. Техника и наука – одной природы. Стало быть, и судьбы той и другой взаимосвязаны. Наука угасает, когда люди перестают интересоваться ею бескорыстно, ради нее самой, ради основных принципов культуры. Когда этот процесс отмирает (что происходит в современности), техника может протянуть еще короткое время, по инерции, пока не выдохнется импульс, сообщенный ей чистой наукой. Жизнь идет при помощи техники, но не благодаря ей. Техника не есть причина самой себя, но лишь полезный, практический осадок бесполезных и непрактичных занятий. Он приходит к заключению, что интерес к технике никоим образом не может обеспечить ее развитие или даже сохранение. Наука, искусство, техника и все остальное могут процветать только в бодрящей атмосфере, созданной ощущением власти. Как только оно угаснет, европеец начнет падать всё ниже.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ Древнегреческийфилософ Анаксагор видел главное отличие человека от животных во владении человеком своими руками. Аристотель, объясняя это, писал: руки обретают свой статус благодаря разуму, что делает человека ещё и по­литическим животным. Арабский мыслитель Ибн Хальдун в книге «Мукадцима», рассматривая природу человека, утверждал, что, благодаря разуму, труду и науке он обрёл «человеческие способности». При этом основным орудием человека, кроме мозга, выступают его руки как орудия труда. Древнеримский врач Гален в своём классическом труде «О частях человеческого тела» определяет роль рук в развитии человека. В философии техники в рассмотрении исторических про­цессов преобразования человека как работника сложились две концепции: 1) «орудийная» концепция Л. Нуаре; 2) «трудовая» концепция Ф. Энгельса. «Орудийная» концепция формирования человека разработана в трудах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) немецкого писателя, представителя философского монизма Людвига Нуаре, который, обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Позже мозг человека, обретая функцию опережающего ре­агирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя, как творческая сила, т.е. развивается вместе с орудиями труда. В ходе орудийной деятельности рука претер­певает существенные изменения, благодаря которым она не просто приобретает универсальность, но и становится мощ­ным фактором развития человека, выступая в качестве особого орудия («орудия орудий»), или «ор­гана внешнего мозга», и становятся фактором развития раз­ума. Синхронно им развиваются глаза, зрение, функциони­рование всего человеческого организма, и в первую очередь мозга. « Трудовая» теория антропосоциогенеза развита Фридрихом Энгельсом,который в 1876 г. опубли­ковал работу под названием «Роль труда в процессе превра­щения обезьяны в человека», где значительно рас­ширил представления о роли труда в жизни человека. Он доказал, что три великих приобретения сыграли решающую роль в развитии человека: 1) прямая по­ходка, открывшая человеку больший простор для обозрения; передние конечности, которые можно было использовать со­вершенно по другому назначению; 2) эволюция гортани, столь важного органа для произнесения звуков и сообщения сиг­налов сородичам; 3) качественное преобразование органа мышления – мозга, органов чувств. Он говорит и о наличии фактора обратного влияния этих приобретений, ко­торые дополнили биологическую эволюцию человекоподоб­ных обезьян. Социальные последствия этой биологической эволюции, превращения обезьяны в человека, автор нахо­дит в трансформации охотничества в земледелие, обретении оседлости, навыков в преобразовании природы, среды обита­ния. Человек, таким образом, не ограничивает­ся пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая её к своим нуждам. И этим он обязан труду.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ – это ведущие ценностные подходы в осмыслении техники и её взаимосвязи с наукой, обществом, человеком и верой. В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское, социологическое, антропологическое и религиозное. Первое направление – сциентистское (от англ. science – наука) – возникает еще в 70-х гг. XIX в. и рассматривает технику как практическу реализацию научных знаний, а при философском анализе системы «наука-техника» делает акцент на гносеологических исследованиях проблем техники, технического творчества и технического знания (техника рассматривается как способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания). Второе направление – социологическое – анализируя взаимоотношения техники и общества, делится на две ветви, где первая (техницизм) утверждает всемогущество «научнотехнической рациональности», совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества, а вторая (антитехницизм, возникший еще в 20-х гг. ХХ в.), представляет технику как злого гения человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга (после второй мировой войны разворачивается гуманистическая критика техники, ставится вопрос о кризисе личности и ее судьбе в современном технизированном обществе). Третье направление – антропологическое – свою проблематику сформулировало еще в 30-е гг. XX в., рассматривая техническую среду как способ существования человека и философский анализ технической деятельности сочетает с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека (исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники, а источник всякого технического творчества видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривая технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе, т.е. человек техникой восполняет свою биологическую недостаточность). Четвертое направление – религиозное (возникает в начале ХХ в.) – является попыткой найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма, стремяcь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности – бога, а любая техническая система воплощает универсальную «упорядоченность» природы в соответствии с божественной целью (изобретение рассматривается как «свободное» совпадение человеческой инициативы с волей бога, а технический прогресс – как реализация развивающегося с непреклонной логической необходимостью божественного интеллекта, т.е. вера в бога придает смысл человеческой деятельности, формирует чувство ответственности и защищает людей от возможных злоупотреблений техникой, будит в них совесть). В последнее время иногда в роли бога выступают пришельцы из далеких миров (Эрих фон Деникин утверждает, что развитие человечества осуществляется по «плану», заложенному в людях «богами-астронавтами»), а появление новых идей запрограммировано с момента сотворения человека.

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ –возникла в пер­вой половине XX в. Её основателем является П.К. Энгельмейер, который был изобретателем, активным членом различных технических обществ, пионером автомобилизма и создателем теории технического творчества, который в условиях Октябрьской революции пытался дать философское осмысление проблем техники и техни­ческого прогресса, создав теорию творчества (эврологию). Методологию эврологии П.К. Энгельмейер нашёл в махизме, согласно которому, истина есть экономная форма описания опыта, а содержанием всякого научного от­крытия является изобретение, создание новой мысли, позволяющей приспособить к опыту новые факты. В работе «Технический итог XIX века» он впервые в развернутом виде сформулировал идеи гуманитарного социально-философского измерения техники и инженерной деятельности. Вопрос о генезисе философии техники он рассматривает в русле размышлений о социальном статусе инженеров: филосо­фия техники нужна инженеру для успешного выполнения своих профессиональных функций и для осознания своей общественной миссии. С.Н. Булгаков в работе «Философия хозяй­ства» сущность техники связывал с совершенствованием тра­диционных и созданием новых производственно-хозяйствен­ных структур. В этом смысле техника – необходимое условие эффективного функционирования этих структур; при этом потребности социума обусловливают ди­намизм техники. Социализация техники, т.е. реализация це­левых установок общества, происходит именно в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Предприни­мается попытка преодолеть противоречие между хозяйствен­ной деятельностью человека, основанной на познании "ме­ханизма природы" и самой природой («организмом»). Труд – это «мост» между «Я» (субъект) и «не-Я» (объект), и этот «мост» связан с техникой.

СОЮЗ НЕМЕЦКИХ ИНЖЕНЕРОВ – содружество немецких инженеров, оформившееся в 60-е гг. XVIII в., сыгравшее огромную роль в разработке проблем философии техники, которое в 1965 году сформировало исследовательскую группу «Человек и техника», издававшая серию сборников, организовывала дискуссии и конференции, развернув критику традиционных взглядов, существующих в философии техники. С их точки зрения, техника – сложный социальный феномен, имеющий полисистемный характер и требующий междисциплинарного исследования. Разрабатывая программу исследования техники, она выделила различные аспекты анализа техники: культурно-исторический, научно-исследовательский, социально-философский и другие. Особо выделялось значение системотехники, информатики, футурологии для философского осмысления научно-технического прогресса.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ФЕТИШИЗМ (или социологический техницизм) – кон­цепции социального развития, основу которых составляют два принципа: наде­ление техники способностью к спон­танному, самопроизвольному, самодов­леющему развитию и технологическая интерпретация причин социальных процессов и отношений, представление их производной формы саморазвития тех­ники. Технологический де­терминизм фиксирует лишь один из ти­пов причинной обусловленности разви­тия техники и конкретно-исторических социальных форм жизни человека и общества. Не отрицая социальной детерминации, технологический детерми­низм выявляет обусловленность харак­тера конструктивных форм и техноло­гических процессов, уровней решения технических задач, степени и качества удовлет­ворения тех. потребностей общества действием комплекса факторов: взаи­модействием предмета труда, техники и человека как факторов производства; уровнем и характером самой техники; технической необходимостью и тех­ническими возможностями производст­ва; внутренними и внешними технологическими про­тиворечиями; собственно техническими общими и специфическими законами и законо­мерностями; состоянием технологиче­ских отношений в системе обществен­ного производства; взаимодействием естественных и технических наук. Методология технического фетишизма выражается в непонимании реша­ющей роли социальной детерминации и в абсолютизации определяющей роли технологической детерминации, что объясняется концепцией относительной самостоятельности развития техники, раскрывающей диалектику общего и специфического в развитии техники, и диалектику взаимодействия техники и со­циального в системе общества на раз­личных этапах её развития. Характер­ные черты концепций технического фетишизма: представле­ние техники автономным и внеобщественным явлением, которое противостоит обществу и воздействует на него извне; отрицание решающей роли социально­го в развитии техники и абсолютиза­ция определяющей роли её внутренней логики, что на деле выражает лишь момент от­носительной самостоятельности разви­тия техники; абсолютизация общего и отрицание специфического в развитии техники под влиянием социальной де­терминации; интерпретация социально­го развития процессом приспособления к требованиям самодовлеющей приро­ды техники; характеристика типов об­щества лишь по этапам и стадиям раз­вития техники, науки и технологиче­ских революций: индустриальное, тех­нотронное, компьютерное, информационное об­щество и т.п.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРМАЛИЗМ – теория и практика творческой деятельности, для которых характерны: сведение твор­чества к «формотворчеству», «бессоз­нательному творению образа» (фор­мы); абсолютизация формы как само­цели и самоценности творческого поиска; отрыв (противопоставление) формы от содер­жания; игнорирование системы крите­риев новой техники и требований к её качеству; забвение интересов потреби­теля, социального смысла и отрица­тельных последствий технического творчества как «формотворчества». Технический формализм ведёт к бесплодной многотипности, созданию нового по видимости, чем наносит об­ществу экономический урон, способст­вует росту дефицита запасных частей, затрудняет ремонт и развитие коопери­рованных поставок, увеличивает расхо­ды материальных ресурсов и т.д.

ТЕХНОКРАТИЗМ (от греч. ремесла, искусство, техника, и сила, власть, господство) – 1) концепция господства в современном обществе технических специалистов на основе осуществляемой ими научной или технической экспертизы проблем и решений; 2) способ мышления, характерный для значительной части управленческой элиты, в рамках которого любая проблема рассматривается как проблема чисто технологическая: в ее решении приоритет отдается формально-рациональному достижению поставленных целей. Такой способ мышления не учитывает отдаленных последствий управленческих решений, их влияния на человека, ценности культуры и имеет антигуманный, разрушительный характер.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (от греч. искусство, мастерство, и учение) – социально-философская концепция, рассматривающая технику и технологию как фундамент целостности общества и главный фактор его развития. Технологический детерминизм абсолютизирует социокультурные функции техники и технологии, не видит их зависимости от экономических, социально-политических и других общественных отношений, которые придают определенную направленность и смысл научно-техническому развитию. В рамках технологического детерминизма формулируются концепции постиндустриального (технотронного) общества.

ТЕХНОТРОННОЕ(постиндустриальное, информационное) ОБЩЕСТВО – концепция современной западной социологии и социальной философии, основанная на принципе технологического детерминизма. Согласно данной концепции, технотронное общество является принципиально новой стадией развития общества, основанной на применении высоких, прежде всего информационных, технологий. Характерными чертами технотронного общества являются: 1) переход от технологий изготовления предметов, преобразования и использования материальных, природных ресурсов к технологиям производства, распространения и использования информации; 2) изменение целей и структуры экономической деятельности, переход от материального производства к производству услуг; 3) преобразование системы политической жизни; 4) изменение ориентиров повседневной жизни людей. Характер возникающих в технотронном обществе экономических, социально-политических отношений и структур повседневности может сильно варьироваться в концепциях разных авторов (Д. Белл, Г. Кан, О. Тофлер, 3. Бжезинский, Ж. Фурастье, Я. Масуда). Объективными основаниями теории технотронного общества являются: 1) возникновение и распространение новых, прежде всего информационных, технологий; 2) глобализация технической системы, возникновение единой мировой технологической цепочки и единого информационного пространства; 3) доминирование в глобальном разделении труда, использовании природных ресурсов, политической и информационной сферах США, стран Западной Европы и Японии. Особенности экономической, социально-политической и духовной жизни этих стран, являющихся по сути «управляющими конторами» мировой экономики, и зафиксированы в данной концепции.

ТОФ­ФЛЕР ЭЛВИН (р. 1928) – американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». Его основные работы: «Шок будущего» (1970); «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Сдвиг власти» (1990). Он утверждает, что человечество переходит к новой технологической революции, пройдя три волны: 1) аграрная цивилизация, которая сменила культуру охотников и собирателей и продолжалась в течение около 10 тыс. лет; 2) индустриальная цивилизация, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования, корпоративизмом, переходом к индустриально-заводской форме организации социума, приведшей к обществу массового по­требления и массовизации культуры; 3) сверхиндустриальная цивилизация (постиндустриальное общество) – результат интеллектуальной революции, где наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни, и которая характери­зующется преодолением дегуманизированных форм труда, фор­мированием нового типа труда и соответственно нового типа рабочего. Место рождения Третьей волны – США, вре­мя рождения – 1950-е гг. В постиндустриальном обществе экономи­ческие формы капитала определяются уже не только и не столько затратами труда, сколько воплощенной информацией, становящейся источником добавочной стоимости. Происходит переосмысление информации и её роли в социально-экономическом развитии общества. В этом обществе особую роль играет «человек знающий, понимающий». Экономические формы капитала всё больше зависят от неэкономических форм, прежде всего от интеллектуального и культурного капитала. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на стыке XX и XXI вв.

ТУЛМИН СТИВЕН ЭДЕЛСТОН (р. в 1922 г.) – американский философ, представитель постпозитивистского течения в англо-американской философии науки. Выработанная им дисциплинарная модель эволюции науки применима также и для описания исторического развития техники, где речь идёт об эволюции инструкций, проектов, практических методов, приемов изготовления и т.д. Новые идеи в технике ведут к появлению совершенно новых технических дисциплин. Техника развивается за счёт отбора нововведений из запаса возможных технических вариантов. Однако если критерии отбора успешных вариантов в науке являются главным образом внутренними профессиональными критериями, в технике они внешние, т.к. здесь для оценки новаций важны не только собственно технические критерии (эффективность или простота изготовления), но и оригинальность, конструктивность и отсутствие негативных последствий. Кроме того, профессиональные ориентации инженеров и техников различны в географическом отношении (в одних странах инженеры более ориентированы на науку, в других – на коммерческие цели). Важную роль скорости нововведений в технической сфере играют социально-экономические факторы. Для описания взаимодействия трёх автономных эволюционных процессов справедлива та схема, которую он создал для описания процессов развития науки. Его схема включает следующие моменты: 1) создание новых вариантов (фаза мутаций); 2) создание новых вариантов для практического использования (фаза селекции); 3) распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу науки и техники (фаза диффузии и доминирования). Подобным же образом связаны техника и производство. Таким путём философия техники пытается перенести модели динамики науки на свою сферу.

ХАБЕРМАС ЮРГЕН (р. 1929) – видный представитель «второго поколения» теоретиков франкфуртской школы, который отстаивает негативное отношение к западной фило­софии техники, склонной к технократическому мышлению. Он выдвигает концепцию, согласно которой тех­ника объявляется силой, отнимающей у человека его свобод­ный творческий дух, лишающей его возможности свободного действия, самовыражения и самоорганизации и, в конечном счёте, обращающей его в раба собственных творений. Эман­сипацию человека Хабермас связывает с вытеснением «ин­струментального разума», подчинением его человеческому разуму как целостности, объединяющей индивидуальный и общественный разум. Он связывает ее с установлением «ком­муникативной демократии»,сочетающей научно-технической прогресс с ценностями и нормами человеческой цивилиза­ции, «лингвистическим поворотом» в философии и социаль­ных науках, который влечет за собой отказ от субъективист­ской феноменологии, основанной на анализе внутреннего сознания времени. Рациональность сосредоточивается не в сфере разума, а в языковых формах взаимопонимания. Коммуникативную парадигму Хабермас противопостав­ляет производственной парадигме марксизма. В своём двухтомнике «Теория коммуникатив­ного действия» он уповает на правила коммуникаций в условиях речевого действия, разговора, дискуссии, дискурса (это свободный разго­вор, диалог на основе нормативного высказывания на уровне высокой теоретической зрелости, т.е. разговор «совер­шеннолетних», с участием как можно большего количества народа). Такой дискурс является образ­цом, моделью, для выработки коммуникативной компетенции.

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН (1889-1976) – немецкий философ-экзистенциалист, автор оригинальной концепции «технической цивилизации». Основное сочинение в области философии техники: «Вопрос о технике» (1954). Он уточняет этимологическое значение понятия «техника». Слово «техника» по происхождению – греческое. «Технэ» – название не только ремесленного мастерства, но и высокого искусства. Такая «технэ» относится к про-из-ведению. Со времен Платона «технэ» также употреблялось рядом с «эпистемэ», – оба слова обозначали «знания» в широком смысле, умения разбираться в чем-то. Знание приносит ясность, открывает истину. «Технэ» обнаруживает то, что само себя не производит, еще не существует в наличии. «Это раскрывание потаенного заранее собирает образ и материал корабля и дома воедино в свете пред-видимой законченности готовой вещи и намечает, исходя из этого, способ ее изготовления». Решающая суть «технэ», таким образом, не в операциях и манипуляциях, а в вышеназванном раскрытии. Хайдеггер утверждает, что техника является первоосновой, человеческим началом и способом самореализации человечества. Она первична по отношению к обществу. Техника не просто конструирует «технический мир». Она подчиняет своему диктату едва ли не всё пространство бытия. Её инструментальный разум поражает все сознание эпохи. Хайдеггер пытается проникнуть в суть техники для того, чтобы освободиться от власти техники. Любое событие происходит постольку, поскольку выводит из потаённости в открытость. Произведение – это и есть перевод потаённого в непотаённое. Техника – не простое средство, она – вид раскрытия потаённого, тайного, ещё не случившегося. Техника – способ перевода потаённого, иного мира в непотаённое, наш мир, это – область выведения из потаённости, область осуществления некой истины. Истину Хайдеггер понимает в её греческом смысле – как


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: