1.Описание как тип речи.
2.Повествование в различных сферах общения.
3. Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.
4.Природа и человек.
https://www.youtube.com/watch?v=QiXCWa28Aas
1. Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жидринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породою людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм. Глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трёх тощих берёз, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой... Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тёсом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью... И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки вёрст, и не перевелась ещё благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим порывистым взлётом веселит и пугает стрелка и собаку (И.С.Тургенев)
2. Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод.
Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист...(А. Фет)
1. Докажите, что в представленных ниже отрывках из различных произведений высказывания связаны параллельной связью. Обоснуйте ответ.
2. Если в тексте присутствуют другие виды связи (параллельная, присоединение), докажите это.
3. К какому функционально-смысловому типу текстов (повествование, описание, рассуждение) относится каждый из них?
2. С четырех сторон налетели монголы на маленький род Берш.
Падали кипчаки, потому что с четырех сторон летели к ним легкие стрелы с жесткими черными перьями. Быстро связали монголы живых мужчин. Молодых женщин они тоже связали и положили в толстые шерстяные мешки на седлах. Длинногривых кипчакских лошадей монголы согнали в один табун. Только больных и стариков не взяли они. И маленьких детей не взяли, которых нужно долго кормить, чтобы продать. Это были дикие монголы, которые не знали Великого Хана в Каракоруме. И высокого старика со шрамом у левого глаза не взяли монголы, который пришел утром. Старик пришел откуда-то и сел у огня крайней семьи. Ему дали поесть, и не спрашивали ничего, потому что он молчал. И старик не поднял руки, чтобы закрыть лицо, когда ударил его камчой молодой красноглазый монгол, потный от крови. Он стоял и смотрел, как убивали монголы, как вязали они мужчин и валили на песок женщин. И молчал старик. И когда умчались монголы, ничего не осталось у кипчаков. Совсем мало их было, старых и больных. Они засыпали красным песком мертвых и зажгли собранную в кучи сухую горькую траву емшан. И заплакали они все, и подняли руки к белому солнцу. Высокий старик поднял со всеми руки, и лицо его было мокрое. А когда стала краснеть от вечернего солнца белая трава и почернел красный песок, высокий старик собрал оставшихся. И они пошли за ним, ничего не спрашивая... Он вел их к Северу, где были холодные леса, которых не любят монголы. Зеленые точки были совсем близко в горькой темноте, и они прижимались друг к другу. Тихо шли они, и только мальчик на руках у одной старухи все плакал и тянул назад руки: -- Ку-у-ке-е!.. Так слово победило человека... По-разному рассказывают об этом в Красных Песках: путают имена и страны. И русский летописец услышал только один рассказ о белой горькой траве, запаха которой не в силах забыть человек. А Красные Пески большие...(М.Симашко).
1. Прочитайте текст. Определите тип текста.
2. Определите тип связи. Обоснуйте ответ.
3. Психологи из Университета Эмори уверены: экономическая модель XXI века не оставляет мужчинам возможностей для традиционной самореализации. Экономика обещает женщинам – золотой век, а «сильному полу» – роль нянечек и домохозяек страдающих от депрессии. Работа, где требуются исконно мужские качества, уходит в небытие. Туда приходит техника, которой, к примеру, может управлять и женщина. Таким образом, мужчины столкнутся с теми же проблемами, что и женщины в индустриальном и доиндустриальном прошлом.
Ученые напоминают, что мужчины придают важнейшее значение своей роли кормильца и защитника семьи. И невозможность выполнять эти функции в наступившем веке породит семейные конфликты и мужские депрессии. По мнению психологов, главной причиной всего этого станет экономика, которая превратит добытчиков в домохозяек и нянечек, пишет РБК daily.
С началом кризиса в США из всех сокращенных рабочих мест 75% приходилось на те, где числились мужчины. Между тем уже к 2007 году в 22% семей женщины стали основными кормильцами и зарабатывают больше, чем их мужья. В то же время в 1970 году таковых было только 4%.
Меняются не просто условия труда, меняется экономическая модель в целом. Работа, где требуются исконно мужские качества, уходит в небытие. Туда приходит техника, которой, к примеру, может управлять и женщина. То есть, современные мужчины сталкиваются с теми же проблемами, что и женщины на ранних стадиях развития общества. Именно эти факторы поймают мужчин в ловушку семейного быта.
По подсчетам специалистов, сейчас депрессией страдает 10% населения в возрасте старше 40 лет. Из них две трети – женщины. Однако ученые считают, что большая вовлеченность прекрасного пола в социально-экономические процессы и соответствующие перемены в структуре общества, возможно, поменяют этот расклад. По этим прогнозам, потеряв самоощущение как лидера и не обнаруживая свою востребованность, подавленные мужчины испытают все «прелести» депрессии и научатся плакаться в жилетку (http://www.nr2.ru/society/322877.html).
1. Определите тему и микротемы текста.
2. Тип текста и характеризующие признаки данного типа текста. Обоснуйте ответ.