Ключевые концепты русского самосознания (концепты воля и свобода)

Существительные свобода и воля рассматривают как слова, обозначающие универсальные концепты русской языковой картины мира. Д.Г. Хижняк, в частности, отмечает, что концепты «связаны с ментальностью русского человека, с русским видением мира».

Рассмотрим лексические значения слов свобода и воля в различных толковых словарях.

Значения слова свобода Значение слова воля
1. Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (Срезневский, МАС, Ушаков, Ожегов) 2. Отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни какого-либо класса или общества в целом (Срезневский, МАС, БАС, Ушаков, Ожегов) 3. Отсутствие крепостной зависимости (Срезневский, МАС, БАС) 4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе (Срезневский, МАС, БАС, Ушаков, Ожегов) 5. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого -, чего - либо или в связи с кем -, чем -, либо мешающим, стесняющим (Срезневский, МАС, БАС) 6. Возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни (Срезневский, МАС, БАС, Ушаков, Ожегов) 7. Легкость, отсутствие затруднений в чем-либо (МАС, БАС) 8. Непринужденность, отсутствие связанности (МАС, БАС) 9. Свободное незанятое время, досуг (МАС, БАС) 10.Государственная независимость, суверенитет (БАС) 11. Раздолье, простор, воля (БАС) 12. Избавление (Срезневский, БАС) 1. Одна из основных психических способностей, выражающаяся в действиях и поступках (МАС, БАС, Ушаков, Ожегов) 2. Желание требование (Срезневский, МАС, БАС, Ушаков, Ожегов) 3. Сознательное стремление к осуществлению какой-нибудь цели (Ушаков, Ожегов) 4. Власть, право распоряжаться по своему усмотрению (МАС, БАС, Ожегов) 5. Свобода в проявлении чего-либо, независимость (Срезневский, МАС, БАС, Ушаков, Ожегов) 6. Свободное состояние, не в тюрьме, е взаперти не взаперти (МАС, Ушаков, Ожегов) 7. Согласие (Срезневский)

Как видно из таблицы, в толковых словарях русского языка у слова свобода фиксируется 12 значений, у слова воля –7. Все словари выделяют три основных значения слова свобода:

1) «отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений и ограничений в общественной жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом»;

2) «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе»;00

3) «возможность беспрепятственно, без стеснений и принуждения действовать в какой-нибудь области общественной жизни».

Значений, которые фиксируются всеми толковыми словарями русского языка, всего два:

1) «желание, требование»;

2) «свобода в проявлении чего-либо, независимость».

Сопоставительный анализ анализируемых лексических единиц позволяет утверждать, что смысловой диапазон слова свобода шире, чем слова воля. Из всего спектра значений лишь два являются общими для данных лексем:

1) «состояние того, кто не находится в заключении, в неволе» — «свободное состояние, не в тюрьме, не взаперти»;

2) «возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества» – «одна из основных психических способностей, выражающаяся в действиях и поступках».

Слово свобода может присоединять «отрицательное» дополнение, например: Совершенно новое для него чувство свободы от прошедшего охватывало его [Л. Толстой, «Казаки»]. Никто так не нуждается в свободе от призраков, как простец, и ничье освобождение не может так благотворно отозваться на целом обществе, как освобождение простеца [Салтыков-Щедрин].

В предложении Свобода поэзии в том, чтобы не стеснять своего дарования произвольными претензиями и писать о том, к чему лежит душа [Чернышевский] слова свобода относится к отсутствию добровольно принятых на себя ограничений и стеснений, которые ставили бы пределы поэтической непосредственности и способности поэта действовать за своим вдохновением и своими желаниями.

В этой связи интересно отметить, что слова свобода может также употребляться в значении легкости и непринужденности: Володя отвечал учителю со свободой и уверенностью, свойственной тем, кто хорошо знает предмет [Л. Толстой]; Аэроплан летел против ветра. Но с какой свободой, впервые поразившей меня, он обошел облака! [Каверин].

В этих предложениях слово свобода указывает на способ осуществления действия. Важным аспектом свободы, который попадает в центр внимания при вторичном употреблении данного слова, является нечто вроде «легкости» или «непринужденности». Стоит отметить также и то, что в русских словарях свобода толкуется с упоминанием слов стеснять или стеснение, производных от слова тесно, как если бы свобода состояла в «освобождении» из своего рода смирительной рубашки, материальной или психологической. В примерах, приводимых в словарях, слова стеснять и стеснение очень часто появляются рядом со словом свобода, как если бы эти два концепта были тесно связаны. Например: Никто не стеснял моей свободы. Я делал то, что хотел, особенно с тех пор, когда расстался с последним моим гувернером-французом [Тургенев]; Учесть ваша решена… я вас не стесняю… предоставляю вам полную свободу [Писемский].

Свобода предполагает ощущение счастья, отсутствием какого-либо давления, какого-то «сжатия».

В свободе ощутимым образом присутствуют коннотации «простора», широкого бескрайнего пространства.

Культурное представление, заключенное в русском концепте ‘свобода’, весьма хорошо соответствует другому известному стереотипу относительно русского национального характера, а именно так называемой широкой русской натуре. Например, Федотов в своей статье «Русский человек» описывает «широту» русской натуры как центральный признак «русскости».

Стереотип «широкой русской натуры», образно говоря, предполагает человека, испытывающего отвращение ко всякого рода ограничениям, принуждению, ощущающего потребность «раскинуться», «перелиться» через любые границы.

Также интересно отметить, что многие примеры употребления слова свобода связаны с тем, что кому-то дается «полная» свобода, например: [Дубровский] мало занимался воспитанием маленького Саши, даровал ему полную свободу повесничать [Пушкин]. Подобные примеры дают основание предположить, что свобода может рассматриваться как нечто такое, что произвольным образом дано другим лицом.

Многие исследователи русской истории в связи со свободой говорят о «русском антилегализмом», «пренебрежении к закону», «русском правовом нигилизме» или «глубоко укорененной традиции антиправовых предрассудков». Нередко комментарии такого рода непосредственно связаны с замечаниями по поводу «широкой русской натуры» и свойственного русским страха «стесненности». Например, Вейдле писал: «Широта души, которой гордится русский, дает ему чувство стесненности, когда он вынужден зависеть от закона».

В XIX веке Петр Чаадаев считал свою Россию странно бесформенной, лишенной дисциплины форм, то есть дисциплины логики, закона и социальных конвенций. Образная система, используемая в таких замечаниях, тесно связана с понятием ‘свобода’.

Позже Андрей Амальрик (автор знаменитой книги «Просуществует ли Советский Союз до 1984?») сделал замечание в том же роде: Русскому народу, в силу ли его исторических традиций или еще чего-либо, почти совершенно непонятна идея самоуправления, равного для всех закона и личной свободы — и связанной с эти ответственности… Само слово «свобода» понимается большинством народа как синоним слова «беспорядок», как возможность безнаказанного свершения каких-то антиобщественных и опасных поступков.

Не исключено, что акцент на возможных «антиобщественных» или «опасных» последствия свободы указывает на новый поворот в семантической истории этого жизненно важного слова, поворот, который, возможно, произошел в советскую эпоху. Но общий акцент на «анархических» импликациях этого слова соответствует общему образу свободы, отраженному в русской мысли и литературе.

В дополнение к слову свобода в русском языке есть еще один концепт: воля. В XIX веке это слово использовалось более широко, нежели в настоящее время. Например, оно использовалось в лозунге «Земля и Воля!».

В современном русском языке слова воля более не употребляется в подобных контекстах, ограничиваясь употреблением по отношению к жизни вне тюрьмы (и вне исправительно-трудовых лагерей). Слово из тюремно-лагерного жаргона вольняшка, обычное, например, в романах Солженицына, очевидным образом произведено от слова воля в этом более узком современном значении. Вольняшки — это люди, живущие за пределами системы тюрем и лагерей. Это слово отражает точку зрения заключенного и передает покровительственное, презрительное отношениек «вольным людям», которые, как ожидается, наивны, неискушенны и слабы, неполноценны по сравнению с крепкими и умными зэками.

Федотов описывает старый концепт воля следующим образом: Воля есть прежде всего возможность жить, или пожить, по своей воле, не стесняясь никакими социальными узами, не только цепями. Волю стесняют и равные, стесняет и мир. Воля торжествует или в уходе из общества, на степном просторе, или во власти над обществом, в насилии над людьми. Свобода личная немыслима без уважения к чужой свободе; воля — всегда для себя. Она не противоположна тирании, ибо тиран есть тоже вольное существо. Разбойник — это идеал московской воли, как Грозный — идеал царя. Так как воля, подобно анархии, невозможна в культурном общежитии, то русский идеал воли находит себе выражение в культуре пустыни, дикой природы, кочевого быта, цыганщины, вина, разгула, самозабвенной страсти, — разбойничества, бунта и тирании. Федотов, эмигрантский русский автор, лишь недолго поживший с Советском Союзе, рассматривал волю как концепт, занимающий в русской культуре более центральное место, нежели свобода. Он полагал, что именно воля — это то, о чем «мечтает и поет» народ, на что «откликается каждое русское сердце». Никто не может оспаривать русскости воли.

В отличие от слова свобода, слово воля не может употребляться с предлогом от. Этимологическая связь между словом воля в рассматриваемом значении и воля ‘желание’ повлияла на синхронную семантическую связь: это слово предполагает, что человек может жить «по желанию, по своей воле», делать все, что захочется.

Слово воля (в смысле за землю, за волю), по-видимому, всегда относилось к внешним обстоятельствам и, в особенности, к возможности свободно идти, куда захочешь. В качестве противоположности воле (в частности, в старом смысле этого слова) в голову приходит не столько рабство, сколько тюрьма.

Сама собою напрашивается гипотеза, почти неопровержимо указывающая на то, что эта сильная связь воли с возможностью уйти прочь (из места, где тебя силой удерживают) имеет своей причиной многовековое крепостное право, которое лишало русского крестьянина возможности менять место жительства.

Вот в чем состояла воля: мечта о том, чтобы бежать оттуда, где тебя удерживают против твоей воли, идти, куда хочешь, и жить по своей воле без ограничений. Заметное место, которое воля занимает в русском фольклоре, подтверждает предположение о том, что это слово воплощало прежде всего крестьянскую точку зрения.

Собственно говоря, как более старому, так и более позднему значению слова воля можно приписать упомянутый выше ‘пространственный’ компонент: ‘если я захочу пойти куда-либо, я могу это сделать’. Но в старом значении слова воля эта пространственная свобода противопоставлена наличию «хозяина» (или помещика), тогда как в значении, характерном для XX века, оно противопоставлено жизни «других людей», которых насильственно удерживает в тюрьмах (или исправительно-трудовых лагерях) некая безымянная высшая сила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: