Мелодия меняет платья

Вальс из фильма «Берегись автомобиля»: находки и парадоксы

Портрет киногероя

Первый полноценный музыкальный портрет киногероя (и именно своего героя) композитор создал в первой работе с Эльдаром Рязановым. То был знаменитый вальс в фильме «Берегись автомобиля», вальс, в котором сразу же все узнали замечательно точный портрет не просто Юрия Деточкина, героя сценария, но Деточкина – Смоктуновского, героя фильма. Режиссер Эльдар Рязанов назвал Вальс Андрея Петрова к кинофильму «Берегись автомобиля» лучшим вальсом ХХ столетия. Тема вальса принадлежит к тем мелодическим находкам Петрова, которыми композитор вправе гордиться. Об этой музыке много писали и музыковеды, и кинокритики.

«Вальс Андрея Петрова – это еще один вариант Деточкина, инобытие его души, хрупкой, но и ускользающей, беззащитной, но и склонной к мистификации, а главное – все возвращающейся на место, где была, к прежнему помыслу, к прежним неистребимым надеждам». В.П. Демин:

Вальс в фильме «Берегись автомобиля» создает портрет героя, которого я бы назвал «человеком с оглядкой». Вот его общие приметы: в мелодии интонация жалобы; сочетание в инструментовке бытовых и эксцентрических тембров; всегда негромко, всегда в миноре.

А вот особые: начальные краткие мотивы всегда повторяются, иногда разделяются паузами (поэтому звучат робко), затем мелодия пытается расцвести протяженными фразами, но, словно испугавшись, свертывается опять в краткие, повторяющиеся мотивы. Это и создает эффект, ассоциирующейся у меня с оглядкой. Такого «человека с оглядкой» слух созерцает с сочувственной усмешкой и угадывает в нем давно знакомые черты.

Пристально всматривается Петров во внешний облик персонажей. Осанка, походка, жестикуляция, мимика – во всем этом взгляд композитора как будто улавливает некий интонационный рисунок, подлежащий выявлению в звуке. В киномузыке Петрова можно нередко услышать звуковые портреты актеров, занятых в главных ролях, причем портреты отнюдь не фотографического свойства: одни черты актерской пластики, преображаясь в звучание, предстанут утрированными, иногда вплоть до шаржа, другие же, напротив, смягченными, затушеванными. Музыка эта пишется не столько для героя сценария, сколько для играющего его актера – с несомненным учетом его внешних данных.

Мелодия меняет платья

…Этот всем знакомый Вальс можно услышать где угодно – в концерте, с пластинки, в радиопередаче, но только не там, где, казалось бы, проще всего его услышать – не в фильме «Берегись автомобиля». Ибо там звучат лишь различные его фрагменты, более или менее протяженные. Сам же Вальс – от начала до конца, как цельное музыкальное произведение, как «опус» – ни разу не звучит.

На звуковой дорожке киноленты возникают и исчезают то одни, то другие «вальсовые кусочки», почти всегда обновляя свой звуковой облик: меняются темпы и тембры, фактура и ритмика, а значит, меняется и смысл звучания. В разных эпизодах фильма мелодия словно меняет платья. Повторы второй темы Вальса создают впечатление, что киномузыка петрова способна не меняя конкретного звукового облика менять свою мимику в сочетании с разными кадрами.

Перемена экранного изображения изменяет и смысл звучащей вместе с ним музыки. И каждый раз в ее звучании проступают новые смысловые оттенки. Мелодия словно кружится. Она звучит в тот самый момент, когда на экране возникла кольцевая развязка шоссейных дорог, и по этому кольцу-карусели помчалась «Волга» с Юрием Деточкиным и преследующий ее мотоцикл со старшиной ГАИ. Все медленнее и медленнее на подгибающихся от страха ногах, подходит Деточкин к задержавшему его автоинспектору, и с каждым шагом замедляется кружение вальса. Типичную автодорожную ситуацию музыка превратила в сцену из балета. Мы слышим вальс, когда незадачливый похититель автомашин, хромая на покалеченную ногу (владелец машины использовал волчий капкан в качестве противоугонного средства), доковылял до квартиры невесты и на тревожный ее вопрос горестно пожаловался: «Да вот, понаставили всюду капканов…» Мелодия звучит, когда Деточкин в чересчур тесном соседстве с двумя конвоирами катит в машине с зарешеченными окнами! Когда Деточкин, выбросив в реку «гаечные ключи», отмычки, бутылку с подсолнечным маслом и картотеку учета жуликов» торжествует разрыв (увы, – временный) со своей преступной, хотя и благородной по намерениям деятельностью.

Вальс – первая любовь кинематографа, он остается сильнейшей привязанностью киномузыки Андрея Петрова, и почти всегда служит знаком

расположения к тем персонажам, кому вальс адресован. В фильмах с музыкой Петрова вальсом награждают.

По материалам книги Бориса Ароновича Каца «Простые истины киномузыки», Л., 1988 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: