Смета затрат по выставке «ОТЕЛЬ-2002»

№ п/п Наименование статей затрат Един, изм Цена К-во Сумма
           
1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ ВЫСТАВКИ ЗАРПЛАТА
  Основная зарплата персонала чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Зарплата аппарата управления чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Гонорары творческим работникам чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Оплата договоров подряда чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Общие расходы на зарплату чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ
  % от основной зарплаты % руб/у.е 25% руб/у.е
  ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И ПОЛУФАБРИКАТЫ
  Конструкции «Октанорм» комплект руб./у.е к-т руб./у.е
  Конструкции «Комби» комплект руб./у.е к-т руб./у.е
  Ковровые покрытия кв. м руб./у.е кв. м руб./у.е
  Оргстекло кв. м руб./у.е кв. м руб./у.е
  Стекло кв. м руб./у.е кв. м руб./у.е
  Столы пластиковые сборные шт. руб./у.е шт. руб./у.е
  Стулья пластиковые шт. руб./у.е шт. руб./у.е
  Общие затраты на оборудование   руб./ у.е   руб./у.е
  ИНСТРУМЕНТ И ОСНАСТКА
  Слесарный инструмент комплект руб./у.е к-т руб./у.е
  Столярный инструмент комплект руб./у.е к-т руб./у.е
  Электромонтажный инструмент комплект руб./у.е к-т руб./у.е
  Общие затраты на инструмент   руб./у.е   руб./у.е
  РЕКЛАМА ВЫСТАВКИ
  Газеты, радио, телевидение   руб./у.е к-т руб./у.е
  Пригласительные билеты   руб./у.е к-т руб./у.е
  Прямая почтовая рассылка   руб./у.е к-т руб./у.е
  Городские щиты и доски объявлений   руб./у.е к-т руб./у.е
  Общие затраты на рекламу   руб./у.е   руб./у.е
2. ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ
  ЗАРПЛАТА
  Основная зарплата персонала чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Зарплата аппарата управления чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Гонорары творческим работникам чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Оплата договоров подряда чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Общие расходы на зарплату чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ
  % от основной зарплаты % руб./у.е 125% руб./у.е
                     

Продолжение образца 8.4

           
  МАТЕРИАЛЫ И МАЛОЦЕНКА
  Канцелярские принадлежности комплект руб./у.е к-т руб./у.е
  Бумага для машинописи и запи­сей кг руб./у.е кг руб./у.е
  Флажки настольные и вымпелы шт. руб./у.е шт. руб./у.е
  Общие затраты на малоценку   руб./у.е   руб./у.е
  РЕКЛАМА
  Газеты и журналы   руб./у.е   руб./у.е
  Радио и телевидение   руб./у.е.   руб./у.е
  Сувениры   руб./у.е   руб./у.е
  Общие затраты на рекламу   руб./у.е   руб./у.е
  ПРОВЕДЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
  Пресс-конференция   руб./у.е чел. руб./у.е
  Презентации   руб./у.е чел: Руб./у.е
  Деловые встречи   руб./у.е чел. руб./у.е
  Семинары   руб./у.е чел. руб./у.е
  Конкурсы, дипломы и награды   руб./у.е чел. руб./у.е
  Общие затраты на мероприятия   руб./у.е   руб./уе
  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ
  Прием делегаций и экскурсий   руб./у.е   руб./у.е
  Фуршет для прессы и обществен­ности   руб./у.е   руб./у.е
  Протокол и переговоры   Руб./у.е   руб./у.е
  Общие представительские расхо­ды   руб./у.е   руб./у.е
3. ЗАКРЫТИЕ И ДЕМОНТАЖ ВЫСТАВКИ ЗАРПЛАТА
  Основная зарплата персонала чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Зарплата аппарата управления чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Оплата договоров подряда чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  Общие расходы на зарплату чел. руб./у.е чел. руб./у.е
  НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ
  % от основной зарплаты % руб./у.е 25% руб./у.е
  МАТЕРИАЛЫ
  Тара и упаковка комплект руб./у.е к-т руб./у.е
  Бумага оберточная «крафт» кг руб./у.е кг руб./у.е
  Лента окантовочная кг руб./у.е кг руб./у.е
  Общие затраты на материалы   Руб./у.е   руб./у.е
ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ НА ВЫСТАВКУ   руб./у.е   491.000
                                   

Начальник планово-финансового отдела _______________________

Утверждение финансового плана и бюджета выставочного меро­приятия. Планирование доходов от проведения выставки — это разработка финансового плана. Прежде всего, это оценка ситуации и определение всех возможных источников денежных поступлений (финансовой выручки) от проведения выставки, сопутствующих мероприятий, выполняемых работ и услуг. Планирование финансо­вой выручки — это утверждение статей доходов по проводимому выставочному мероприятию в рублях и иностранной валюте. Кроме основных статей доходов таких, как: платежи экспонентов за аренду площадей и строительство стендов (см. образец финансового пла­на), сюда могут быть включены:

— выручка справочно-информационной службы;

— выручка от услуг связи и телекоммуникаций;

— выручка от проката автомашин и оборудования;

— выручка от продажи входных билетов и пропусков (персо­нальных и для автотранспорта);

— выручка от лотерей, аттракционов и культурных программ;

— выручка от продажи сувениров и рекламной продукции;

— выручка от посреднической помощи клиентам;

— выручка торговых точек и организаций общественного питания;

— выручка от демонтажа выставки и технической помощи экс­понентам;

— НДС, налог с продаж и прочие начисления, входящие в со­став цен и расценок.

Полный набор статей дохода обычно состоит из традиционной части и новых предложений, являющихся плодом творческого по­иска специалистов предприятия при организации конкретной вы­ставки. Разработанный специалистами проект финансового плана, после рассмотрения и согласования с заинтересованными служба­ми, утверждается руководителем предприятия и становится руково­дством к действию дирекции выставки.

Утверждение и контроль бюджета выставки. Чтобы реализовать рабочий и финансовый план, уже с самого начала работ потребуют­ся деньги. На первом этапе реализации плана обычно расходуются «Оборотные средства предприятия» (если таковые имеются), сфор­мированные из прибыли от проведенных ранее выставочных меро­приятий и других доходов. Затем в ход идут предоплаты участников выставки: регистрационные сборы, перечисления за аренду площа­дей и строительство стендов и т.п. Если и этого пока нет, прихо­дится искать краткосрочные кредиты в банке или заемные деньги у организаций-партнеров, инвесторов, спонсоров и прочее.

Прочими финансовыми источниками могут быть:

— взносы спонсоров;

— паевые доли соорганизаторов выставки или соучредителей ярмарки;

— заказ на подготовку и проведение выставки (ярмарки) с фи­нансированием работ общественными организациями, ассоциация­ми, союзами или местными администрациями;

— программы местных администраций, министерств, ведомств, правительства или администрации президента по поддержке выста­вочной деятельности;

— выручка от бартерных сделок и клиринговых операций.

И каждый раз все приходится решать по-разному, в зависимо­сти от реальной ситуации и финансового положения предприятия. Источники финансовых ресурсов выставочного мероприятия, сле­довательно, тоже подразделяются на традиционные и новые, изы­скиваемые по необходимости. Разработка предложений по выде­ляемым на выставку денежным средствам — забота планово-финансовой службы предприятия. Она готовит рекомендации не только по сумме выделяемых средств, но и по составу источников финансирования. Свои предложения планово-финансовая служба в форме проекта «Бюджет выставки» передает на утверждение руко­водству предприятия. Только после утверждения бюджета меро­приятия в целом дирекция выставки может расходовать средства в пределах установленных лимитов по каждой статье сметы затрат. Общий размер финансирования выставки вносится в приказ о ее подготовке и проведении в форме пункта «Выделить на подготовку и проведение выставки средства в рублях и валюте в размере_____»,

а бухгалтерии этим же приказом дается указание оплачивать соот­ветствующие расходы по предъявлении необходимых платежных документов. Обычно в этом же приказе указывается, на кого возла­гается контроль за расходованием средств, выделенных на проведе­ние выставки.

8.5. Разработка концепции выставки

К началу разработки «Плана мероприятий по подготовке и про­ведению выставки» желательно иметь концепцию выставки — об­щий руководящий материал, содержащий результаты исследований рынка, выводы, позволившие принять решение о целесообразности проведения выставки, общую идею выставки, ее цели и задачи, особенности тематики, принципы группирования экспозиций, и другие условия, в которых будет осуществляться реализация проек­та. Чаще всего, концепция разрабатывается инициаторами выставки по итогам предварительной проработки вопросов о возможности ее проведения, рассмотренным выше. Оформляется концепция в про­извольной форме и утверждается оргкомитетом выставки. Структура и содержание концепции определяются конкретными условия­ми, но выставочная практика уже выработала некоторые типовые рекомендации по составу ее разделов. Так, в одном из учебных по­собий рекомендуется основные положения концепции изложить в следующей последовательности:

• обоснование состоятельности проекта для рынка;

• описание рынка (статистика, инновационный цикл и др.);

• программа государственной поддержки;

• потенциальные стратегические партнеры;

• выводы анализа конкурентной среды;

• зона охвата, значение, время и место проведения выставки;

• уникальные стороны проекта;

• тематико-экспозиционный план выставки, принципы органи­зации экспозиций, и целевых групп экспонентов;

• структура экспонентов выставки (ведущие компании, предпо­лагаемое количество экспонентов и выставочной площади);

• мероприятия деловой программы (протокольные мероприя­тия, конференции, семинары, «круглые столы»);

• культурные программы и сопутствующие мероприятия;

• конкурсные и презентационные программы;

• инфраструктурное обеспечение.

Это не означает, что данным рекомендациям нужно следовать буквально. Состав разделов концепции у разных разработчиков мо­жет быть полнее, детальнее или наоборот, укрупненными и короче. Например, приведенный выше состав разделов целесообразно на­чать разделом «Основания для выбора тематики и названия выстав­ки». Раздел «Описание рынка» дать вторым, т.е. поменять его мес­тами с разделом «Обоснование состоятельности проекта для данно­го рынка».

Название раздела «Инфраструктурное обеспечение» лучше за­менить более понятным или конкретизировать.

Для примера рассмотрим концепцию. Первой специализирован­ной выставки «Электроника. Компоненты. Оборудование. Техноло­гии» выставочной компании «ЧипЭкспо». Предыстория ее рожде­ния такова. Идея создания выставки родилась в среде российских производителей электроники и дистрибьюторов электронных ком­понентов. К началу 2000 г. выявилась их неудовлетворенность теми немногочисленными выставками, которые уже несколько лет уст­раивались в России. Внимание устроителей этих выставок концен­трировалось в первую очередь на привлечении иностранных экспо­нентов. Даже известная международная выставка «Электроника» в Москве не устраивала отечественных участников по целому ряду причин. Главные из них:

а) неудобное время проведения (она проводилась в конце «биз­нес-сезона»);

б) ежегодная смена места проведения;

в) низкий уровень обслуживания участников и посетителей;

г) несоответствие цен на услуги качеству организации выставки;

д) малое число посетителей и, следовательно, деловых контак­тов и др.

К 2002 г. у руководителей отечественных предприятий уже чет­ко осознавалась потребность в новой выставке, которая бы отве­чала современным требованиям возрожденного рынка отечествен­ной электроники иделовых людей, оперировавших поставками электронных компонентов, специального оборудования и техноло­гий. В результате коллективного обсуждения проблемы несколько отечественных компаний учредили выставочную фирму «ЧипЭкспо» и поручили ей решение всех вопросов по подготовке и прове­дению новой специализированной выставки. Коллектив фирмы с честью решил поставленные задачи: провел специальные марке­тинговые исследования на рынке выставочных услуг, определил тематику и разделы выставки, дал ей удачное название, выявил наиболее благоприятное время и место ее проведения (сентябрь 2003 г., ЦДХ на Крымском валу), разработал концепцию выставки (см. прил. 3).

8.6. Рабочий план подготовки и проведения выставки. Основные этапы работ

Планирование остается основой рациональной подготовки и эффективного проведения выставки или ярмарки. Планирование должно осуществляться на всех уровнях и во всех звеньях, незави­симо от того, как фактически будут называться плановые доку­менты: план, план-график, график работ, линейная диаграмма или сетевой план мероприятий. По многолетней традиции основной рабочий план в большинстве организаций называют планом меро­приятий по подготовке и проведению выставки. Четкий, детально увязанный план является залогом успешной организации и коор­динации работ. Прежде всего, план — это задание исполнителям. Благодаря системе планов процесс подготовки выставки органич­но переходит в целый ряд взаимосвязанных и взаимозависимых операций, реализуемых коллективом исполнителей, являющихся звеньями единой сложной системы. От успешных действий этих исполнителей во многом зависит конечный результат: техниче­ский, художественный или научный уровень выставки, ее эконо­мическая рентабельность или действенность как информационно-рекламного мероприятия. Утвержденный план становится доку­ментом для контроля хода исполнения и координации действий исполнителей и соисполнителей. Таким образом, искусство пла­нирования подготовки выставки и управление этим процессом является залогом рационального использования всегда ограничен­ных сил, времени и средств. Еще один важный фактор — плано­вый период подготовки и проведения выставки. Плановый период в зависимости от типа выставочного мероприятия и статуса вы­ставки может составлять от двух месяцев (например, для заво­дской юбилейной выставки) до пяти лет — для Всемирной вы­ставки «ЭКСПО». Естественно, это накладывает специфику на всю организацию работ, на детализацию плана по этапам, на взаимосвязи исполнителей, на контроль и координацию хода вы­полнения этапов и под этапов. Но независимо от типа готовящей­ся выставки и времени, отведенного на ее подготовку, в многооб­разии вариантов планов можно выделить обязательные этапы и работы. Рассмотрим типовой план мероприятий, состоящий из 30 этапов, представленный ниже.

Этапы типового плана по подготовке и проведению выставки

1. Подготовка распорядительного документа о подготовке вы­ставки и доведение его до исполнителей.

2. Создание организационного комитета, рабочей группы и ди­рекции выставки; проведение первого (организационного) за­седания.

3. Разработка графиков и инструкции по реализации плана ме­роприятий по подготовке и проведению выставки и доведе­ние их до исполнителей.

4. Разработка сметы затрат на подготовку и проведение выстав­ки, финансового плана по доходной части и утверждение бюджета выставки.

5. Разработка концепции выставки, тематического (или экспо­зиционного) плана и утверждение их оргкомитетом.

6. Разработка информационно-рекламных материалов (инфор­мационного письма, персональных приглашений и т.п.), до­говорной коммерческой документации («Заявка-Договор на участие в выставке», «Условия участия в выставке», прайс-листы на услуги и работы).

7. Решение вопроса о помещении или экспозиционных площа­дях выставки.

8. Рассылка информационного письма и заявочно-договорной документации потенциальным участникам.

9. Подготовка рекламной кампании выставки в СМИ, на радио и телевидении.

10. Регистрация поступающих заявок участников, контроль и учет денежных перечислений, комплектование выставки по разделам, согласование планировок с экспонентами и т.п.

11. Разработка художественного проекта выставки.

12. Разработка техно-рабочего проекта выставки со специфика­циями, схемами энергоснабжения и освещения.

13. Разработка мероприятий по технической, пожарной, крими­нальной и другим видам безопасности.

14. Подготовка и издание официального каталога выставки.

15. Издание и вывоз из типографии тиражей рекламных про­спектов, буклетов, приглашений, входных билетов и тому подобных материалов.

16. Решение вопросов материально-технического обеспечения работ по выставке и проводимых сопутствующих меро­приятий.

17. Организация изготовления в производстве или приобре­тения у поставщиков необходимого оборудования и эле­ментов художественного оформления, технических средств рекламы.

18. Сборка и монтаж несущего оборудования, каркасов, боксов, витрин, строительство индивидуальных стендов.

19. Подготовка группы сопровождения почетных гостей, кон­сультантов, экскурсоводов, гидов-переводчиков и другого обслуживающего персонала.

20. Разработка и утверждение оргкомитетом программы сопут­ствующих мероприятий и графика протокольных встреч, списков почетных гостей и организаций, приглашаемых по­сетить выставку, рассылка приглашений.

21. Оповещение населения об открытии выставки в средствах массовой информации и организация продажи входных билетов.

22. Организация заезда участников, встреча, учет и размещение в гостиницах, выдача пропусков.

23. Координация завоза экспонатов, помощь в растаможивания грузов и размещении экспонатов.

24. Сдача выставки приемной комиссии и подписание актов сдачи-приемки работ.

25. Организация и проведение пресс-конференции для журна­листов СМИ, радио и телевидения.

26. Открытие выставки, организация режима ее работы, инст­руктаж персонала стендов.

27. Проведение мероприятий утвержденной программы работы выставки и организация информационного обслуживания участников и посетителей выставки.

28. Организация работы конкурсных и экспертных групп, на­градных комиссий, изучение экспозиций участников вы­ставки, отбор экспонатов и фирм, представляемых к награ­ждению, подготовка наградной документации.

29. Официальное закрытие выставки, заключительное заседание оргкомитета, награждение участников выставки.

30. Демонтаж выставки, приведение в порядок выставочных помещений и сдача их владельцу.

Организация работ в после выставочный период обычно планиру­ется отдельно. Сюда входят:

1. Предварительное подведение итогов выставки и подготовка отчета.

2. Окончательные расчеты с подрядчиками, субподрядчиками и участниками.

3. Списание затрат, оформление итоговых документов, анализ расходов и доходов, оценка успеха и эффективности мероприятия.

4. Оценка результатов выставки в целом и подготовка приказа по итогам ее проведения.

Перечисленные направления и этапы работ являются основ­ными, но не исчерпывающими всего многообразия задач, которые возникают в ходе подготовки и проведения выставки. За каждой формулировкой этих направлений и этапов остаются нераскрыты­ми множество отдельных работ и операций. Поэтому количество пунктов плана и количественное выражение стоящих задач будет зависеть от степени детализации частей плана мероприятий по подготовке и проведению выставки в конкретных условиях.

Некоторые этапы, отсутствующие в приведенном выше типовом перечне, характерны только для отдельных выставок.

Например, на международной выставке может быть создан на­учно-технический центр (НТЦ), и тогда его организацию и работу приходится учитывать в плане мероприятий по выставке.

Иногда все подготовительные производственные работы по оформлению российского раздела на выставке за границей, вплоть до изготовления элементов художественного оформления и пробной сборки экспозиции, выполняются на территории Рос­сии. Тогда эту работу необходимо включить в план мероприятий.

У ЗАО «Экспоцентр» и ГАО «ВВЦ» были случаи, когда выставка полностью собиралась и принималась комиссией на комбинате-изготовителе, и только после этого отправлялась за границу. Поэтому планом работ двойная сборка выставки не только планируется во времени, но и обеспечивается дополнительным финансированием.

Специфику подготовки имеют тиражированные выставки в за­висимости от технологии их изготовления. По выставкам, тиражи­руемым фотоспособом, должен быть предусмотрен этап фоторабот; по выставкам, тиражируемым полиграфическим способом — этапы художественно-технического редактирования и издания.

Пятилетний план подготовки и проведения Всемирной выстав­ки «Экспо-98» в Лиссабоне (Португалия) занимал несколько томов с типовыми планами, сроками, линейными диаграммами и сетевы­ми графиками контроля и координации работ. Но это не значит, что нужно гнаться за максимальной детализацией основного плана мероприятий. Искусство планирования заключается в умении най­ти оптимальное решение — золотую середину.

8.7. Разработка форм заявок,

условий участия и договоров

с участниками выставок

Для принятия решения об участии в выставке или ярмарке, необходимо, чтобы, во-первых, предприятие знало о том, что такое мероприятие проводится, и во-вторых, нужно, чтобы именно эта выставка или ярмарка в наибольшей степени соот­ветствовала интересам его производственно-хозяйственной дея­тельности. Информирование потенциальных участников — важ­ный, организационно обязательный, но творчески сложный этап. Поэтому выставочные организации примерно за год начинают информировать потенциальных участников о своих выставочных программах, обзванивая их по телефону, рассылая им письма-приглашения по почте, телексом, факсом, по электронной почте, включая их в календари выставок и ярмарок, помещая объявле­ния о них в газетах и журналах. Все это называется предвари­тельным информированием.

Примерно за шесть—девять месяцев до открытия выставки, предприятиям, проявившим интерес к предлагаемому мероприя­тию, высылается с сопроводительным письмом-приглашением комплект информационно-рекламных материалов в составе:

1) бланк заявки на участие в выставке;

2) условия участия в выставке (или регламент участия в вы­ставке);

3) расценки на аренду площадей и типовых стендов, проектиро­вание экспозиций на заказ;

4) типовой договор участника выставки с ее устроителем.

Все чаще выставочные организации сюда же прилагают от­четные и аналитические материалы, отзывы прессы по ранее проведенным выставкам, иллюстративный или другой рекламный материал.

Подготовка и рассылка информационно-рекламных материалов один из важнейших моментов подготовительного периода. Здесь все должно быть тщательно продумано и проработано с содержатель­ной точки зрения и надлежащим образом оформлено полиграфиче­ски. В этих документах сроки и реквизиты должны быть достовер­ными, требования и регламент — четко определенными. В текстах не должно быть многозначных выражений, фразы должны быть понятными и не допускающими двоякого толкования. В трудных случаях соответствующие графы, обороты и абзацы должны сопро­вождаться пояснениями и комментариями, чтобы до минимума со­кратить получателю необходимость делать десятки телефонных звонков, направлять запросы-факсы для уточнения отдельных по­зиций и положений. Документы, отправляемые за границу, должны быть оформлены на языке страны участника выставки или, в край­нем случае, на английском языке.

8.8. Выбор помещения, реклама и комплектование выставки

Выбор помещения для выставки. При планировании выставки одним из первых встает вопрос о месте ее проведения. Значи­тельная часть российских выставок и ярмарок проводится на площадях постоянно действующих выставочных комплексов, та­ких как ВВЦ и «Экспоцентр» в Москве и «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге или в отдельно стоящем павильоне как у ВЦ «Рост-вертол» в Ростове-на-Дону. Для специально построенных выста­вочных павильонов действуют типовые правила их использова­ния при проведении выставок и ярмарок. Требования по разме­щению в них выставок предусмотрены еще при их проектирова­нии, строительстве и вводе в эксплуатацию. К сожалению, боль­шая масса выставок и ярмарок проводится организациями, не имеющими выставочной базы. Сегодня их еще устраивают во дворцах культуры, спортивных и киноконцертных комплексах и других многофункциональных зданиях и помещениях. Эти по­мещения организация-устроитель временно арендует у их вла­дельцев и берет на себя обязательство привести их в первона­чальное состояние после проведения выставки и возвратить вла­дельцу в надлежащем, оговоренном хозяйственным договором, виде. Каждый из упомянутых владельцев имеет установленные расценки на посуточную аренду своих площадей. Другие услуги, оказываемые устроителям выставок на арендуемых площадях, включаются в общую сумму аренды. Чтобы арендовать помеще­ние для выставки, необходимо заключить договор с организаци­ей, предоставляющей площади и свои услуги. К договору должна быть приложена смета расходов на аренду помещения и оказы­ваемые услуги. Договор и смета должны быть согласованы арен­датором и арендодателем и заверены круглой печатью. Сегодня действует ряд правил, ограничивающих аренду помещений, и директору выставки их надо знать. Например, организация, сама арендующая помещение, не имеет права сдавать его в субаренду. Договор можно заключить только с собственником помещения или с лицом, уполномоченным законом сдавать имущество в аренду. Кроме того, договор аренды должен пройти государст­венную регистрацию в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если эти требования соблюдены, то затраты на аренду помещения под выставку могут быть отнесены на себе стоимость выставки. Если же какие-то требования будут наруше­ны, то плату за аренду помещения придется относить на полу­ченную от выставки прибыль. Налоговые инспекции следят за этим и у организации, ведущей учет и списание затрат с наруше­нием правил, могут возникнуть большие неприятности. Все рас­четы могут производиться после проведения выставки. Часто по договоренности арендующая сторона вносит аванс на производ­ство предусмотренных договором работ и услуг, выполняемых арендодателем. В случаях, когда возникает необходимость арен­довать помещение для выставки, этот вопрос следует прорабо­тать со всей тщательностью, не только с юридической, но и с технической стороны дела.

Не рекомендуется арендовать помещения, в которых невозмож­но обеспечить охрану и сохранность материальных ценностей, тех­нику безопасности, промсанитарию и пожарную безопасность. Не рекомендуется арендовать помещения, не имеющие удобных авто­транспортных подъездных путей для доставки и разгрузки габарит­ных экспонатов и тяжеловесных контейнеров с выставочным обо­рудованием. Въездные ворота и проходы в такие помещения долж­ны быть достаточно большими, чтобы в них можно было внести габаритную технику, станки, машины и аппараты, включенные в тематический план выставки.

Реклама выставки. Голубая мечта каждого выставочного ме­неджера — сделать «аншлаговую» выставку, когда все выставоч­ное пространство и все резервы площадей заняты экспонентами, толпы посетителей нескончаемыми потоками заполняют прохо­ды, а у входа целый день столпотворение желающих попасть на выставку. Это, конечно, в первую очередь зависит от удачно вы­бранной тематики выставки, но не меньшее значение здесь име­ет хорошо организованная информационно-рекламная кампания. Реклама и комплектование выставки — это дорогая, многоплано­вая и многоэтапная работа. И начинается она задолго до откры­тия выставки. Только если этим занимаются опытные люди, если в ней все четко отлажено и каждое действие буквально расписа­но, можно рассчитывать на успех и заполучить на выставочное мероприятие нужное количество участников и посетителей. Рек­ламу выставки ведут, прежде всего, сами организаторы и специ­альные рекламно-информационные агентства по их поручению. Их задача — обеспечить максимальную наполняемость выставоч­ных площадей экспонентами и сформировать предельно возмож­ную плотность потока посетителей. Но мало просто заполнить пространство стендами с персоналом, еще нужно, чтобы за пять дней работы выставки по ее лабиринтам прошло максимальное число заинтересованных людей. Рекламная кампания российской выставки и комплектование ее участниками обычно начинаются с рассылки приглашений за 10—12 месяцев до ее открытия. Газе­ты, журналы, радио и телевидение организаторы начинают под­ключать позже, месяцев за пять—шесть до разрезания ленточки. Но из-за особенностей психологии и в силу повседневных буд­ничных забот, эта информация в оперативной памяти людей держится недолго и через неделю напрочь вылетает из головы. За оставшийся до открытия выставки период ее организаторы, к которым теперь подключаются еще и экспоненты, заканчивают издание и вывоз из типографий тиражей специальной рекламы. Это и изысканные открытки предприятиям и учреждениям, и официальный каталог участников выставки, и красочные про­спекты-путеводители, и прекрасные буклеты, и настенные афи­ши-плакаты, и просто пригласительные и входные билеты. За неделю-две до выставки начинается их раздача и рассылка, а ра­дио и телевидение теперь должны проявить особую активность в формировании атмосферы надвигающегося праздника, исключи­тельности, значимости и важности новой выставки, буквально произвести массированную атаку на головы обывателей с призы­вами посетить выставку.

Опытные фирмы-участники, чтобы их проще было найти, пуб­ликуют в газетах приглашения с указанием номеров своих стендов и их местоположения на выставке, времени сеансов дегустации, льготной распродажи товаров или демонстрации мод, сулят подар­ки и призы.

Подготовка печатных рекламных материалов и сувениров на уровне эскизов и макетов поручается рекламной службе, а реклама на радио и телевидении — пресс-центру организации. Они обычно обслуживают и другие подразделения предприятия и поэтому не включаются в состав дирекции выставки. Если рекламной службы на предприятии нет, весь комплекс работ — от разработки реклам­ной идеи вплоть до производства и тиражирования материалов, за­казывается специализированным рекламным агентствам. А куриро­вание работ по рекламе поручается одному из сотрудников дирек­ции выставки. В его обязанности входит согласование задания с подрядчиком, заключение договора, контроль сроков и качества изготовления, приемка рекламной продукции, своевременный вы­воз ее к месту назначения, организация распространения и рассыл­ки. Но этим работа по рекламе не ограничивается. Она дополняется комплексом мероприятий паблик рилейшнз, расширяющих и укре­пляющих связи с общественностью. Это организация деловых встреч, брифингов, круглых столов и пресс-конференций, заседа­ний бизнес клубов. На них приглашаются представители мини­стерств и ведомств, союзов промышленников и ассоциаций пред­принимателей, крупных предприятий и средств массовой информа­ции. Здесь разъясняются цели и задачи выставки, прогнозируются характеристики мероприятия и ожидаемые результаты. Часто на них объясняется позиция организации по волнующим обществен­ность вопросам.

Если выставочная организация принимает на таких встречах какие-либо обязательства, они протоколируются и становятся обя­зательными для выполнения в ходе подготовки и проведения вы­ставки. Такие встречи формируют у участников и общественности благоприятное отношение к выставочной организации и проводи­мому ею мероприятию; обеспечивают психологическую поддержку устроителям, помогают уладить трудные вопросы, расширяют круг участников выставки и увеличивают число ее потенциальных по­сетителей.

Комплектование выставки и работа с экспонентами. Одновре­менно с рекламой выставки дирекцией ведется работа с экспонен­тами. Сюда входит прием и регистрация заявок; контроль правиль­ности оформления документов и выполнения требований по оформлению и оплате участия; согласование размещения арендуе­мых площадей или готовых стендов; учет дополнительных пожела­ний и документальное оформление дополнительно принимаемых решений. Контроль хода комплектования выставки и наполняемости выставочного пространства осуществляет лично директор вы­ставки. О состоянии дел по комплектованию выставки, об органи­зационных и финансовых проблемах, а также о ходе работ по дру­гим направлениям и этапам плана мероприятий директор периоди­чески сообщает в рабочую группу оргкомитета или лично доклады­вает на его очередном заседании.

На очередном заседании оргкомитета обсуждается информа­ция, поступившая от его членов и лиц, приглашенных на заседа­ние; рассматриваются документы, подлежащие утверждению; ре­шаются возникшие проблемы или изыскиваются пути и способы их решения; намечается план следующего заседания, распределя­ются и оформляются очередные поручения членам оргкомитета и рабочей группы. Ход комплектования выставки участниками, ана

лиз будущих экспозиций и их размещение по разделам и подраз­делам является обычно одним из главных вопросов повестки дня заседания оргкомитета. На основе полученной информации орг­комитет корректирует тематику и наполнение разделов, уточняет тематический или тематико-экспозиционный план выставки. Практически всегда с большой заинтересованностью оргкомитет рассматривает и утверждает эскизы, оригинал-макеты и сигналь­ные экземпляры рекламных материалов, сувениров, нагрудных карточек, значков и тому подобных изделий. Практически ни од­но заседание оргкомитета не проходит без творческой критики художественных решений, предложений отдельных исполнителей и дирекции в целом. К этому нужно быть готовым, правильно оценивать и понимать ситуацию. Здесь никто никому не желает зла, все заинтересованы в лучшем решении всех проблем и вопро­сов. Просто у разных людей разное видение оптимального реше­ния этих проблем. А коллегиальное заинтересованное, даже острое обсуждение, создает условия для нахождения и использования лучших возможностей.

8.9. Тематический план как основа

для планировки и художественного

проектирования выставки

Тематический план выставки — это систематизированный пере­чень экспонатов с указанием их основных характеристик.

Он определяет фактографическое и семантическое наполне­ние экспозиций, разделов и подразделов, то есть дает ответ на вопрос «Что будет показано?». И в то же время он задает усло­вия, необходимые для показа экспонатов: размеры экспозицион­ных площадей и необходимую высоту залов, потребность в от­крытой площадке, виды энергообеспечения, требования по по­жарной и другим видам безопасности. Форма тематического пла­на, разработанная ВДНХ СССР, была рекомендована для всех внутрисоюзных выставочных мероприятий, независимо от их ти­па и значимости.

Тематический план является исходным документом для разра­ботки тематико-экспозиционного плана, задача которого состоит в том, чтобы по каждому разделу, по каждому экспонату опреде­лить, как их показывать. Поэтому следующим этапом работ должна быть разработка тематико-экспозиционного плана, который план является документом для организации всех последующих работ по художественному проектированию, монтажу и оформле­нию выставки.

Образец 8.5

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель оргкомитета

выставки «Отель-2002»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Международной выставки «ОТЕЛЬ-2002», 12—15.12.2002 г.

№ п/п Наименование разделов и тем, перечень экспонатов Технико-экономическое обоснование (характеристи­ки, год освоения, № автор­ского свидетельства, форма представления) Предприятие (разработчик, изготовитель) Будет издано по данной теме, тираж
         
Раз­дел 1. Оборудование кафе, баров и ресторанов
1.1. Стойка бара универсальная модернизиро­ванная СБУ-2М Современный дизайн и отде­лочные материалы, СВЧ-печь, гриль, комплект аппаратов для приготовления напитков; электропитание — 220 В., 50 Гц, габариты 3 х0,9 х1,2 м, масса 250 кг Разработчик — Киевское КБ «Арсенал». Изготовитель — Саратов­ский завод торгового оборудования Проспект, многоцвет­ный, формат А5, тираж 5000 экз.
1.2. Универсальная кухонная ма­шина УКМ-5     Проспект, многоцвет­ный, формат А5, тираж 5000 экз.
Раз­дел 2. Сантехническое оборудование, прачечные, стиральные автоматы, сауны, бани
2.1. Ванны «Джаку­зи» Емкость 200 литров. Воздуш­ный наддув Италия Проспект, многоцвет­ный, формат А5, тираж 5000 экз.
2.2. Стиральная машина «СМА» 2 кг сухого белья. Барабан с верхней загрузкой, автома­тическое управление   Проспект, многоцвет­ный, формат А5, тираж 5000 экз.

Директор выставки «Отель-2002»

Образец 8.6

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель оргкомитета

выставки _____________

ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН

Международной выставки «ОТЕЛЬ-2002», 12-15.12.2002 г.

№ п/п Форма показа Содержание материала Источник материала
       
Раздел 1. Текст (название раздела) Современное оборудо­вание кафе, баров и ресторанов Тематический план
1.1. Стойка бара СБУ-2М Натурный об­разец Миксер, СВЧ-печь, гриль, комплект аппаратов для приготовления напитков и т.д. демонстрируются в действии Саратовский завод торгового оборудования
1.2. Кухонная машина УКМ-5 Натурный об­разец Приводной агрегат, 9 типов насадок демонст­рируются в действии Московский за­вод «Знамя тру­да»
Раздел 2. Текст (название раздела) Санитарно-гигиеническое оборудование, сантехни­ка Тематический план
2.1. Ванна «Джакузи» Натурный обра­зец Диаметр 2м. Демонстри­руется в действии Курская ф-ка металлокера-мических изделий
2.2. «Сухой душ» Натурный обра­зец Демонстрируется в дейст­вии Калининский механический завод
2.3. Бассейн сборно-разборный Натурный обра­зец 3x5 м. Демонстрируется в действии Калининский механический завод
2.4. Автомат стиральный СМА Натурный обра­зец 80x60x40 см. Демонстри­руется в действии Московский прожекторный завод

Директор выставки «Отель-2002»_____________

Практика нынешнего дня свидетельствует, что многие органи­зации давно отступают от традиционных правил. Стремясь исклю­чить лишний этап, одни сразу создают тематико-экспозиционный план, другие, разрабатывая тематический план, дополняют его гра­фами из тематико-экспозиционного плана. Поэтому сегодня боль­шинство организаций создают совмещенный документ, независимо от того, как они его называют: сценарий, тематический, тематико-экспозиционный или экспозиционный планы. Чаще всего его на­зывают тематическим планом. Важно, что основную часть, основ­ное содержание этого документа составляет перечень экспонатов с соответствующими характеристиками, указанием формы, в которой они будут представлены на выставке, и их распределение по разде­лам и подразделам экспонирования.

Важно, что кроме этого перечня, он должен обязательно содержать:

— тексты и слоганы, названия, разделов, тем и экспонатов;

— фотографии, плакаты, схемы и другие иллюстративные мате­риалы, необходимые устроителю для оформления выставки.

— экспозиционную разметку по каждой теме и ее экспонатам, текстам надписей и слоганов, таблицам и диаграммам, графикам и другим материалам с указанием желательных мест и способов их размещения.

Общую конфигурацию площадей, размещение и компоновку ос­новных разделов выставки, наметки основных маршрутов посетите­лей выставки определяет предлагаемое главным художником «Гене­ральное решение», по которому определяются особенности работ по разделам, подрядчики и исполнители по ее проектированию, строи­тельству, монтажу и художественному оформлению. Скомпонован­ный по разделам тематический план вместе с генеральным решением обсуждается, корректируется, утверждается оргкомитетом и рассыла­ется участникам выставки для согласования, подготовки экспонатов и рекламы. Часто тематический план после утверждения рассылается экспонентам не целиком, а в виде отдельных «выписок» из него, но обязательно с копией генерального решения выставки. Начинается процесс согласования экспозиций с экспонентами.

За два—три месяца до открытия выставки тематический план с генеральным решением выставочного пространства, со всеми необ­ходимыми документами и согласованиями передается в производст­венно-оформительский комбинат или в проектно-оформительскую фирму, получившую подряд на проектно-дизайнерские и оформи­тельские работы. Таким образом, устроитель переходит к следую­щему этапу работ — разработке художественного проекта выставки, начинающемуся с эскизного проектирования ее разделов.

8.10. Художественное проектирование и оформление выставки

Это две взаимосвязанных части работ, которые все-таки жела­тельно разделять во времени и планировать отдельно. Художник- проектировщик, создавая в определенном архитектурном про­странстве из экспонатов и художественных материалов выставоч­ный ансамбль, решает утилитарную задачу организации предмет­ной среды в данном пространстве наиболее целесообразным обра­зом в соответствии с целями проведения выставки. Он должен найти оптимальные условия гармоничного сочленения разнооб­разной экспонатуры, логических и семантических средств инфор­мации, рекламы, технических средств и различных видов ис­кусств, используемых при создании экспозиций. При подготовке некоммерческих выставок на художника-проектировщика ложится ответственность за решение задачи раскрытия темы выставки по­сетителю и выбор художественных средств для этого в рамках за­данных материальных и технических возможностей. Поэтому он начинает свою работу с изучения темы выставки, задач, решаемых организацией выставки, и анализа имеющихся в его распоряже­нии средств. С точки зрения формы художественное проектирова­ние ближе всего к архитектуре и дизайну. Поэтому организация конкретной предметной среды начинается с организации про­странства выставки в целом, а следующим шагом анализа ситуа­ции у художника становится изучение трехмерного пространства, архитектуры, интерьеров и площадей, отводимых под выставку помещений. Хотя экспозиция всегда является трехмерной, основу ее составляет хорошо решенный план. И именно анализ площадей подводит к предметно-пространственному решению проекта, дает материал для логической организации выставки в целом. Здесь художник-проектировщик привязывает экспозиционные площади к содержанию тематического или тематико-экспозиционного пла­на, намечает зоны повышенной активности зрительной информа­ции и зоны зрительной разрядки. При этом художнику-проектировщику приходится считаться с тем, что содержание и формы показа должны взаимно дополняться, а не существовать раздельно. Именно на этом принципе художниками создается зри­тельный ряд из экспонатов, информации и элементов художест­венного оформления.

Выставка является зеркалом современного развития, синтези­рованным образом своего времени, поэтому проектирование и создание экспозиций не может базироваться на застывших мето­дах и приемах. После временного вынужденного отступления от этих правил у российских устроителей выставок к началу второй половины 90-х годов стала возрождаться потребность в эксклю­зивной красочности художественного оформления и создании уникального дизайна проектов экспозиций. Появились качествен­ные материалы, оригинальные конструкции и оборудование. Од­новременно возникли фирмы, способные удовлетворить любые художественные потребности заказчиков. И сегодня можно отме­тить, что основу художественного проектирования выставки снова составляет эскизный проект.

Эскизный проект представляет собой комплект эскизов конкретных планировок и размещения разделов выставки, выполненных в мас­штабе. Сюда же включаются эскизы вариантов использования верти­кального пространства. Оно разбивается на ряд зон — чаще всего на три пояса: нижний — не выше 80—90 см. от пола, средний — до 1,7 м, и верхний — до 3—4 м. Поэтому задачей эскизного проекта в целом является не только рациональное размещение стендов, витрин и экс­понатов на горизонтальных поверхностях, но и создание из текстов и элементов художественного оформления зрительного ряда в опреде­ленном стиле на вертикальных поясах.

Необходимость знакомить посетителей выставки с объектами экспонирования в некоторой последовательности требует тщатель­ного продумывания организации маршрутов их движения. Вариан­ты маршрутов предварительно прорабатываются в генеральном ре­шении и уточняются в эскизном проекте. Если оргкомитет выстав­ки имеет определенные интересы в акцентировании внимания на конкретных темах, экспозициях, фирмах, стендах или разделах, он дает задание о размещении их в наиболее выгодных местах потоков посетителей или о наиболее удобном прокладывании проходов и подходов к ним. Теперь на торговых выставках все чаще предлага­ются маршруты «свободного осмотра», и все реже закладываются «жесткие маршруты».

Однако стоит отметить, что при организации научно-технических выставок, где основное внимание в эскизном проек­те уделяется группировке и выгодному размещению экспонатов, четкий маршрут в соответствии с задуманным сценарием оказы­вается более эффективным. В советский период широко исполь­зовался метод группировки экспозиций и организации маршру­тов по экспонатам-маякам. Сегодня на торговых выставках, где в основном группируются по профилю фирмы-участники, это практически теряет смысл. Но приобретают смысл другие груп­пировки экспозиций и маршруты. Использование того или иного метода группировки экспозиций, логического решения зон и маршрутов зависит от конкретных задач, стоящих перед выстав­кой, и особенностей комплектования выставки предприятиями- участниками. Когда на отраслевой или межотраслевой выставке важно показать министерство или ведомство как единое целое, экспонаты группируются тематически, независимо от их принад­лежности тому или иному предприятию. Когда же необходимо сравнить достижения предприятий различных ведомств, тогда экспозиции строятся по принципу ведомственной принадлежно­сти. На конкретных стендах экспонирование предметов может быть индивидуальным, групповым или комплексным.

Индивиду­ально обычно экспонируются уникальные или крупногабаритные образцы. Для них выделяется специальная зона и обеспечивается осмотр с разных сторон.

Групповое экспонирование используется, как правило, для подчеркивания идеи группируемости типовых, унифицированных или близких по каким-либо характеристикам изделий. Например, группируются в ряды осветительные лампы разных типономиналов и видов, кабельные изделия разного на­значения и т.п.

Комплексное экспонирование отражает или ком­плексную идею или комплекс идей. Технологию производства телевизора можно представить образцом прибора, группой ком­плектующих его изделий и примерами технологических приемов сборки и настройки отдельных узлов и блоков. После определе­ния принципов группировки зон экспонирования, фирм, стен­дов, витрин и отдельных экспонатов в эскизный проект вносятся решения архитектурно-художественного разграничения этих зон. Сейчас границы зоны экспонирования сплошь и рядом опреде­ляются конструкциями стенда-киоска. Но они могут быть вы­полнены и специальными выгородками или условными декора­тивными элементами. Эскизный проект определяет размеры и местоположение текстовой информации, девизов и приветствий, художественных диапозитивов, диорам и т.п. элементов. Эскиз­ным проектом определяются варианты эмблем, указателей, сто­лешниц, подставок под макеты и модели, внешнее оформление технических средств рекламы, полиэкранных установок и прочих. Если зоны справочно-информационных центров, вспомогатель­ных служб, офисов оказываются на экспозиционной территории, дается эскиз их художественного оформления в целом или той их стороны, которая обращена к посетителям выставки. Иногда эс­кизный проект подкрепляется макетом выставки, выполненным в масштабе и максимально приближенным к реальным цветовым решениям. Отдельные эскизы дополняют укрупненными в мас­штабе монтажными листами, на которых в деталях прорабатыва­ются особенности установки, подвески и крепления различных

элементов. Разработанный художниками эскизный проект, согла­сованный с дирекцией и оргкомитетом, передается на конструк­торскую проработку в проектно-конструкторскую группу или конструкторское бюро фирмы-подрядчика, которые готовят тех-норабочий проект выставки со спецификациями на оборудова­ние, инструмент и материалы, которые необходимо приобрести или изготовить в производственных условиях.

Художественный проект и выставочный дизайн. Исходный пункт создания экспозиций — объективная форма вещей или та ее сторона, которая обеспечивает восприятие и позволяет создать убедительное представление об экспонируемых предметах, идеях, событиях и т.д. Центральная задача проектировщиков выставки — создание в определенном пространстве гармоничного выставочно­го ансамбля из множества разнородных элементов на основе тех­нического задания и тематического плана. А задача художников-дизайнеров — добиться с помощью находящихся в их распоряже­нии средств наилучшего восприятия экспозиций и наивысшего впечатления от них у посетителей выставки. Это, прежде всего, поиск с помощью различных видов искусств и технологий, ис­пользуемых при создании экспозиций, гармоничного сочетания пространства интерьера, объемов и форм стендов, витрин, экспо-натуры, логических и семантических элементов информации, тех­нических средств ее отображения и цветовой гаммы. Но это еще и задача организации — представить наиболее целесообразным об­разом предметно-пространственную среду из экспонатов, вспомо­гательного оборудования и художественных материалов, вплоть до технического разграничения зон и создания архитектурно-художественного фона экспозиций в соответствии с целями и за­дачами выставки.

Как видим, проектирование выставочного ансамбля задача мно­гоплановая и достаточно сложная в творческом отношении. И каж­дый раз эта задача решается по-разному в зависимости от условий и других факторов. Помимо основного фактора — назначения объ­екта проектирования, на проект выставки оказывают влияние даже температурно-климатические условия, требования пожарной безо­пасности, допустимые нагрузки на фундаменты и перекрытия, ис­пытываемые напряжения конструкций, качество выбранных мате­риалов и т.д.

Впервые в мировой практике облегченные каркасно-рамочные конструкции несущего оборудования были использованы в 1951 г. на выставке в Англии, посвященной 100-летию Первой всемирной выставки в Лондоне. С тех пор этот тип конструкций распространился по всему свету и теперь является доминирую­щим, хотя конструкции и материалы, из которых они изготавли­ваются, узлы крепления и другие элементы претерпели сущест­венные изменения. Как уже было сказано выше, основной эле­мент сборно-разборных конструкций — стержни, рейки, полуду­ги из алюминиевых сплавов с профилем сложной конфигурации, но обязательно с пазами для крепежных элементов и стыковки с другими узлами и наполнителями. Гораздо реже для рамных сто­ек и ригелей используется тонкостенная стальная труба. Фанерованные деревянные щиты, панели из оргстекла или оргалита, стекло или пластмассы используются как заполнители каркасов и рам, образующих стены, фризы, навесы и выгородки конкрет­ных экспозиций, стендов, офисов и киосков. При оформлении выставки на этих стенах, навесах и выгородках размещаются надписи, плакаты и другие элементы художественного оформле­ния, а этажерки и застекленные витрины заполняются экспона­тами и декорируются.

Уже имеется почти полувековой опыт использования в вы­ставочной практике каркасно-рамочного сборно-разборного вы­ставочного оборудования, опробованы тысячи удачных и неудач­ных вариантов их компоновки и оформления. И от конкретного художника-дизайнера, от его опыта и вкуса зависит, как будут использованы предоставленные ему технические и технологиче­ские возможности. Удачно решенные проекты обычно произво­дят впечатление единства и гармоничности утилитарного назна­чения и эстетического начала созданной композиции. Поскольку сегодня большинство выставок и ярмарок проводится в совре­менных моноблочных строениях, во внутренней организации вы­ставочного помещения проявляется тенденция к упрощению и умеренности выставочных форм, стандартизация и индустриали­зация используемого оборудования выставки. В то же время по­вышаются требования к техническому оснащению выставок но­вейшими информационными системами, средствами связи и те­лекоммуникации, аудиовизуальной аппаратурой, лазерными и голографическими устройствами и т.п. техникой. Все это накла­дывает отпечаток на современный выставочный дизайн, под ко­торым, как и в других сферах строительства и монтажа, подразу­мевается художественное проектирование форм, объемов и про­странства. В современной практике по-прежнему широко используются традиционные живописные средства представления информации, полиграфическая реклама, цветное фото, крупно­форматные диапозитивы, теле и кинопроекция, скульптурно-строительные композиции.

В искусстве экспонирования и выставочном дизайне одно из центральных мест занимают искусство и техника освещения. Пси­хологическое восприятие света и цвета субъективно, но у худож­ника-дизайнера на определенный период складываются опреде­ленные предпочтения и правила пользования ими. Он знает и помнит об органической связи освещения с архитектурой ин­терьера и учитывает это при проектировании экспозиций. Как и в любом производственном помещении, выбор системы освеще­ния диктуется в первую очередь необходимостью создания нор­мальных рабочих условий на выставке. Для этого нужно не толь­ко обеспечить необходимые уровни и характеристики общей ос­вещенности пространства, но и поверхностей экспонируемых объектов, но так, чтобы не возникало эффекта «ослепляемости» от прямого или отраженного света. После решения утилитарных задач освещения больших зон процесс светового проектирования направляется на декоративное свето-цветововое оформления ло­кальных экспозиций. Сейчас для усиления эффекта восприятия выставки широко используется огромный арсенал светотехниче­ских средств. В искусстве декорирования и освещения стендов и витрин традиционно применяются приемы высвечивания и под­свечивания экспонатов, но все чаще для экспозиций декораторы используют:

— пропорции зон освещенности и окрашенности, когда осве­щением и цветом выделяются площадки, соотносящиеся между со­бой в определенных пропорциях;

— баланс света и цвета — создание цветовых уравновешивающих друг друга композиций: ярких зон — приглушенными, темных -светлыми, теплых зон — холодными и т.д.

Искусство создания выставочного ансамбля и техника художе­ственного оформления выставок постоянно развиваются. В целом они, как правило, отображают передовые веяния и творческие идеи в искусстве своего времени. Еще совсем недавно все выста­вочное пространство заполнялось только угловыми формами: ку­бами, квадратами и трапециями. Включение в композиции шара, овала, дуги и кольца разных расцветок сразу оживило дизайнер­ское решение пространства. На цветовую гамму выставки и стиль оформления не меньше влияет появление новых искусственных материалов и красок. Заметно изменяет панораму и общий вид выставки строительство стилизованных двух-трех этажных стендов и других, вертикально устремленных сооружений, возвышающихся над основным уровнем экспозиции. Двухметровые экраны совре­менных телевизионных и диапроекционных устройств, устанавли­ваемых в информационных зонах и зонах рекреации, делают со­временный дизайн более информативным и динамичным. Неко­торые современные средства экспонирования теперь минимизи­руют и даже исключают необходимость везти на выставку крупно­габаритные или уни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: