№ п/п | Наименование статей затрат | Един, изм | Цена | К-во | Сумма | |||||
1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ ВЫСТАВКИ ЗАРПЛАТА | ||||||||||
Основная зарплата персонала | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
Зарплата аппарата управления | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
Гонорары творческим работникам | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
Оплата договоров подряда | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
Общие расходы на зарплату | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ | ||||||||||
% от основной зарплаты | % | руб/у.е | 25% | руб/у.е | ||||||
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И ПОЛУФАБРИКАТЫ | ||||||||||
Конструкции «Октанорм» | комплект | руб./у.е | к-т | руб./у.е | ||||||
Конструкции «Комби» | комплект | руб./у.е | к-т | руб./у.е | ||||||
Ковровые покрытия | кв. м | руб./у.е | кв. м | руб./у.е | ||||||
Оргстекло | кв. м | руб./у.е | кв. м | руб./у.е | ||||||
Стекло | кв. м | руб./у.е | кв. м | руб./у.е | ||||||
Столы пластиковые сборные | шт. | руб./у.е | шт. | руб./у.е | ||||||
Стулья пластиковые | шт. | руб./у.е | шт. | руб./у.е | ||||||
Общие затраты на оборудование | руб./ у.е | руб./у.е | ||||||||
ИНСТРУМЕНТ И ОСНАСТКА | ||||||||||
Слесарный инструмент | комплект | руб./у.е | к-т | руб./у.е | ||||||
Столярный инструмент | комплект | руб./у.е | к-т | руб./у.е | ||||||
Электромонтажный инструмент | комплект | руб./у.е | к-т | руб./у.е | ||||||
Общие затраты на инструмент | руб./у.е | руб./у.е | ||||||||
РЕКЛАМА ВЫСТАВКИ | ||||||||||
Газеты, радио, телевидение | руб./у.е | к-т | руб./у.е | |||||||
Пригласительные билеты | руб./у.е | к-т | руб./у.е | |||||||
Прямая почтовая рассылка | руб./у.е | к-т | руб./у.е | |||||||
Городские щиты и доски объявлений | руб./у.е | к-т | руб./у.е | |||||||
Общие затраты на рекламу | руб./у.е | руб./у.е | ||||||||
2. ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ | ||||||||||
ЗАРПЛАТА | ||||||||||
Основная зарплата персонала | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
Зарплата аппарата управления | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
Гонорары творческим работникам | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
Оплата договоров подряда | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
Общие расходы на зарплату | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||
НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ | ||||||||||
% от основной зарплаты | % | руб./у.е | 125% | руб./у.е | ||||||
Продолжение образца 8.4
МАТЕРИАЛЫ И МАЛОЦЕНКА | |||||||||||||||||
Канцелярские принадлежности | комплект | руб./у.е | к-т | руб./у.е | |||||||||||||
Бумага для машинописи и записей | кг | руб./у.е | кг | руб./у.е | |||||||||||||
Флажки настольные и вымпелы | шт. | руб./у.е | шт. | руб./у.е | |||||||||||||
Общие затраты на малоценку | руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
РЕКЛАМА | |||||||||||||||||
Газеты и журналы | руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
Радио и телевидение | руб./у.е. | руб./у.е | |||||||||||||||
Сувениры | руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
Общие затраты на рекламу | руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
ПРОВЕДЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ | |||||||||||||||||
Пресс-конференция | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||||||||||
Презентации | руб./у.е | чел: | Руб./у.е | ||||||||||||||
Деловые встречи | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||||||||||
Семинары | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||||||||||
Конкурсы, дипломы и награды | руб./у.е | чел. | руб./у.е | ||||||||||||||
Общие затраты на мероприятия | руб./у.е | руб./уе | |||||||||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ | |||||||||||||||||
Прием делегаций и экскурсий | руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
Фуршет для прессы и общественности | руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
Протокол и переговоры | Руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
Общие представительские расходы | руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
3. ЗАКРЫТИЕ И ДЕМОНТАЖ ВЫСТАВКИ ЗАРПЛАТА | |||||||||||||||||
Основная зарплата персонала | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | |||||||||||||
Зарплата аппарата управления | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | |||||||||||||
Оплата договоров подряда | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | |||||||||||||
Общие расходы на зарплату | чел. | руб./у.е | чел. | руб./у.е | |||||||||||||
НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ | |||||||||||||||||
% от основной зарплаты | % | руб./у.е | 25% | руб./у.е | |||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ | |||||||||||||||||
Тара и упаковка | комплект | руб./у.е | к-т | руб./у.е | |||||||||||||
Бумага оберточная «крафт» | кг | руб./у.е | кг | руб./у.е | |||||||||||||
Лента окантовочная | кг | руб./у.е | кг | руб./у.е | |||||||||||||
Общие затраты на материалы | Руб./у.е | руб./у.е | |||||||||||||||
ОБЩИЕ ЗАТРАТЫ НА ВЫСТАВКУ | руб./у.е | 491.000 | |||||||||||||||
Начальник планово-финансового отдела _______________________
• Утверждение финансового плана и бюджета выставочного мероприятия. Планирование доходов от проведения выставки — это разработка финансового плана. Прежде всего, это оценка ситуации и определение всех возможных источников денежных поступлений (финансовой выручки) от проведения выставки, сопутствующих мероприятий, выполняемых работ и услуг. Планирование финансовой выручки — это утверждение статей доходов по проводимому выставочному мероприятию в рублях и иностранной валюте. Кроме основных статей доходов таких, как: платежи экспонентов за аренду площадей и строительство стендов (см. образец финансового плана), сюда могут быть включены:
— выручка справочно-информационной службы;
— выручка от услуг связи и телекоммуникаций;
— выручка от проката автомашин и оборудования;
— выручка от продажи входных билетов и пропусков (персональных и для автотранспорта);
— выручка от лотерей, аттракционов и культурных программ;
— выручка от продажи сувениров и рекламной продукции;
— выручка от посреднической помощи клиентам;
— выручка торговых точек и организаций общественного питания;
— выручка от демонтажа выставки и технической помощи экспонентам;
— НДС, налог с продаж и прочие начисления, входящие в состав цен и расценок.
Полный набор статей дохода обычно состоит из традиционной части и новых предложений, являющихся плодом творческого поиска специалистов предприятия при организации конкретной выставки. Разработанный специалистами проект финансового плана, после рассмотрения и согласования с заинтересованными службами, утверждается руководителем предприятия и становится руководством к действию дирекции выставки.
Утверждение и контроль бюджета выставки. Чтобы реализовать рабочий и финансовый план, уже с самого начала работ потребуются деньги. На первом этапе реализации плана обычно расходуются «Оборотные средства предприятия» (если таковые имеются), сформированные из прибыли от проведенных ранее выставочных мероприятий и других доходов. Затем в ход идут предоплаты участников выставки: регистрационные сборы, перечисления за аренду площадей и строительство стендов и т.п. Если и этого пока нет, приходится искать краткосрочные кредиты в банке или заемные деньги у организаций-партнеров, инвесторов, спонсоров и прочее.
Прочими финансовыми источниками могут быть:
— взносы спонсоров;
— паевые доли соорганизаторов выставки или соучредителей ярмарки;
— заказ на подготовку и проведение выставки (ярмарки) с финансированием работ общественными организациями, ассоциациями, союзами или местными администрациями;
— программы местных администраций, министерств, ведомств, правительства или администрации президента по поддержке выставочной деятельности;
— выручка от бартерных сделок и клиринговых операций.
И каждый раз все приходится решать по-разному, в зависимости от реальной ситуации и финансового положения предприятия. Источники финансовых ресурсов выставочного мероприятия, следовательно, тоже подразделяются на традиционные и новые, изыскиваемые по необходимости. Разработка предложений по выделяемым на выставку денежным средствам — забота планово-финансовой службы предприятия. Она готовит рекомендации не только по сумме выделяемых средств, но и по составу источников финансирования. Свои предложения планово-финансовая служба в форме проекта «Бюджет выставки» передает на утверждение руководству предприятия. Только после утверждения бюджета мероприятия в целом дирекция выставки может расходовать средства в пределах установленных лимитов по каждой статье сметы затрат. Общий размер финансирования выставки вносится в приказ о ее подготовке и проведении в форме пункта «Выделить на подготовку и проведение выставки средства в рублях и валюте в размере_____»,
а бухгалтерии этим же приказом дается указание оплачивать соответствующие расходы по предъявлении необходимых платежных документов. Обычно в этом же приказе указывается, на кого возлагается контроль за расходованием средств, выделенных на проведение выставки.
8.5. Разработка концепции выставки
К началу разработки «Плана мероприятий по подготовке и проведению выставки» желательно иметь концепцию выставки — общий руководящий материал, содержащий результаты исследований рынка, выводы, позволившие принять решение о целесообразности проведения выставки, общую идею выставки, ее цели и задачи, особенности тематики, принципы группирования экспозиций, и другие условия, в которых будет осуществляться реализация проекта. Чаще всего, концепция разрабатывается инициаторами выставки по итогам предварительной проработки вопросов о возможности ее проведения, рассмотренным выше. Оформляется концепция в произвольной форме и утверждается оргкомитетом выставки. Структура и содержание концепции определяются конкретными условиями, но выставочная практика уже выработала некоторые типовые рекомендации по составу ее разделов. Так, в одном из учебных пособий рекомендуется основные положения концепции изложить в следующей последовательности:
• обоснование состоятельности проекта для рынка;
• описание рынка (статистика, инновационный цикл и др.);
• программа государственной поддержки;
• потенциальные стратегические партнеры;
• выводы анализа конкурентной среды;
• зона охвата, значение, время и место проведения выставки;
• уникальные стороны проекта;
• тематико-экспозиционный план выставки, принципы организации экспозиций, и целевых групп экспонентов;
• структура экспонентов выставки (ведущие компании, предполагаемое количество экспонентов и выставочной площади);
• мероприятия деловой программы (протокольные мероприятия, конференции, семинары, «круглые столы»);
• культурные программы и сопутствующие мероприятия;
• конкурсные и презентационные программы;
• инфраструктурное обеспечение.
Это не означает, что данным рекомендациям нужно следовать буквально. Состав разделов концепции у разных разработчиков может быть полнее, детальнее или наоборот, укрупненными и короче. Например, приведенный выше состав разделов целесообразно начать разделом «Основания для выбора тематики и названия выставки». Раздел «Описание рынка» дать вторым, т.е. поменять его местами с разделом «Обоснование состоятельности проекта для данного рынка».
Название раздела «Инфраструктурное обеспечение» лучше заменить более понятным или конкретизировать.
Для примера рассмотрим концепцию. Первой специализированной выставки «Электроника. Компоненты. Оборудование. Технологии» выставочной компании «ЧипЭкспо». Предыстория ее рождения такова. Идея создания выставки родилась в среде российских производителей электроники и дистрибьюторов электронных компонентов. К началу 2000 г. выявилась их неудовлетворенность теми немногочисленными выставками, которые уже несколько лет устраивались в России. Внимание устроителей этих выставок концентрировалось в первую очередь на привлечении иностранных экспонентов. Даже известная международная выставка «Электроника» в Москве не устраивала отечественных участников по целому ряду причин. Главные из них:
а) неудобное время проведения (она проводилась в конце «бизнес-сезона»);
б) ежегодная смена места проведения;
в) низкий уровень обслуживания участников и посетителей;
г) несоответствие цен на услуги качеству организации выставки;
д) малое число посетителей и, следовательно, деловых контактов и др.
К 2002 г. у руководителей отечественных предприятий уже четко осознавалась потребность в новой выставке, которая бы отвечала современным требованиям возрожденного рынка отечественной электроники иделовых людей, оперировавших поставками электронных компонентов, специального оборудования и технологий. В результате коллективного обсуждения проблемы несколько отечественных компаний учредили выставочную фирму «ЧипЭкспо» и поручили ей решение всех вопросов по подготовке и проведению новой специализированной выставки. Коллектив фирмы с честью решил поставленные задачи: провел специальные маркетинговые исследования на рынке выставочных услуг, определил тематику и разделы выставки, дал ей удачное название, выявил наиболее благоприятное время и место ее проведения (сентябрь 2003 г., ЦДХ на Крымском валу), разработал концепцию выставки (см. прил. 3).
8.6. Рабочий план подготовки и проведения выставки. Основные этапы работ
Планирование остается основой рациональной подготовки и эффективного проведения выставки или ярмарки. Планирование должно осуществляться на всех уровнях и во всех звеньях, независимо от того, как фактически будут называться плановые документы: план, план-график, график работ, линейная диаграмма или сетевой план мероприятий. По многолетней традиции основной рабочий план в большинстве организаций называют планом мероприятий по подготовке и проведению выставки. Четкий, детально увязанный план является залогом успешной организации и координации работ. Прежде всего, план — это задание исполнителям. Благодаря системе планов процесс подготовки выставки органично переходит в целый ряд взаимосвязанных и взаимозависимых операций, реализуемых коллективом исполнителей, являющихся звеньями единой сложной системы. От успешных действий этих исполнителей во многом зависит конечный результат: технический, художественный или научный уровень выставки, ее экономическая рентабельность или действенность как информационно-рекламного мероприятия. Утвержденный план становится документом для контроля хода исполнения и координации действий исполнителей и соисполнителей. Таким образом, искусство планирования подготовки выставки и управление этим процессом является залогом рационального использования всегда ограниченных сил, времени и средств. Еще один важный фактор — плановый период подготовки и проведения выставки. Плановый период в зависимости от типа выставочного мероприятия и статуса выставки может составлять от двух месяцев (например, для заводской юбилейной выставки) до пяти лет — для Всемирной выставки «ЭКСПО». Естественно, это накладывает специфику на всю организацию работ, на детализацию плана по этапам, на взаимосвязи исполнителей, на контроль и координацию хода выполнения этапов и под этапов. Но независимо от типа готовящейся выставки и времени, отведенного на ее подготовку, в многообразии вариантов планов можно выделить обязательные этапы и работы. Рассмотрим типовой план мероприятий, состоящий из 30 этапов, представленный ниже.
Этапы типового плана по подготовке и проведению выставки
1. Подготовка распорядительного документа о подготовке выставки и доведение его до исполнителей.
2. Создание организационного комитета, рабочей группы и дирекции выставки; проведение первого (организационного) заседания.
3. Разработка графиков и инструкции по реализации плана мероприятий по подготовке и проведению выставки и доведение их до исполнителей.
4. Разработка сметы затрат на подготовку и проведение выставки, финансового плана по доходной части и утверждение бюджета выставки.
5. Разработка концепции выставки, тематического (или экспозиционного) плана и утверждение их оргкомитетом.
6. Разработка информационно-рекламных материалов (информационного письма, персональных приглашений и т.п.), договорной коммерческой документации («Заявка-Договор на участие в выставке», «Условия участия в выставке», прайс-листы на услуги и работы).
7. Решение вопроса о помещении или экспозиционных площадях выставки.
8. Рассылка информационного письма и заявочно-договорной документации потенциальным участникам.
9. Подготовка рекламной кампании выставки в СМИ, на радио и телевидении.
10. Регистрация поступающих заявок участников, контроль и учет денежных перечислений, комплектование выставки по разделам, согласование планировок с экспонентами и т.п.
11. Разработка художественного проекта выставки.
12. Разработка техно-рабочего проекта выставки со спецификациями, схемами энергоснабжения и освещения.
13. Разработка мероприятий по технической, пожарной, криминальной и другим видам безопасности.
14. Подготовка и издание официального каталога выставки.
15. Издание и вывоз из типографии тиражей рекламных проспектов, буклетов, приглашений, входных билетов и тому подобных материалов.
16. Решение вопросов материально-технического обеспечения работ по выставке и проводимых сопутствующих мероприятий.
17. Организация изготовления в производстве или приобретения у поставщиков необходимого оборудования и элементов художественного оформления, технических средств рекламы.
18. Сборка и монтаж несущего оборудования, каркасов, боксов, витрин, строительство индивидуальных стендов.
19. Подготовка группы сопровождения почетных гостей, консультантов, экскурсоводов, гидов-переводчиков и другого обслуживающего персонала.
20. Разработка и утверждение оргкомитетом программы сопутствующих мероприятий и графика протокольных встреч, списков почетных гостей и организаций, приглашаемых посетить выставку, рассылка приглашений.
21. Оповещение населения об открытии выставки в средствах массовой информации и организация продажи входных билетов.
22. Организация заезда участников, встреча, учет и размещение в гостиницах, выдача пропусков.
23. Координация завоза экспонатов, помощь в растаможивания грузов и размещении экспонатов.
24. Сдача выставки приемной комиссии и подписание актов сдачи-приемки работ.
25. Организация и проведение пресс-конференции для журналистов СМИ, радио и телевидения.
26. Открытие выставки, организация режима ее работы, инструктаж персонала стендов.
27. Проведение мероприятий утвержденной программы работы выставки и организация информационного обслуживания участников и посетителей выставки.
28. Организация работы конкурсных и экспертных групп, наградных комиссий, изучение экспозиций участников выставки, отбор экспонатов и фирм, представляемых к награждению, подготовка наградной документации.
29. Официальное закрытие выставки, заключительное заседание оргкомитета, награждение участников выставки.
30. Демонтаж выставки, приведение в порядок выставочных помещений и сдача их владельцу.
Организация работ в после выставочный период обычно планируется отдельно. Сюда входят:
1. Предварительное подведение итогов выставки и подготовка отчета.
2. Окончательные расчеты с подрядчиками, субподрядчиками и участниками.
3. Списание затрат, оформление итоговых документов, анализ расходов и доходов, оценка успеха и эффективности мероприятия.
4. Оценка результатов выставки в целом и подготовка приказа по итогам ее проведения.
Перечисленные направления и этапы работ являются основными, но не исчерпывающими всего многообразия задач, которые возникают в ходе подготовки и проведения выставки. За каждой формулировкой этих направлений и этапов остаются нераскрытыми множество отдельных работ и операций. Поэтому количество пунктов плана и количественное выражение стоящих задач будет зависеть от степени детализации частей плана мероприятий по подготовке и проведению выставки в конкретных условиях.
Некоторые этапы, отсутствующие в приведенном выше типовом перечне, характерны только для отдельных выставок.
Например, на международной выставке может быть создан научно-технический центр (НТЦ), и тогда его организацию и работу приходится учитывать в плане мероприятий по выставке.
Иногда все подготовительные производственные работы по оформлению российского раздела на выставке за границей, вплоть до изготовления элементов художественного оформления и пробной сборки экспозиции, выполняются на территории России. Тогда эту работу необходимо включить в план мероприятий.
У ЗАО «Экспоцентр» и ГАО «ВВЦ» были случаи, когда выставка полностью собиралась и принималась комиссией на комбинате-изготовителе, и только после этого отправлялась за границу. Поэтому планом работ двойная сборка выставки не только планируется во времени, но и обеспечивается дополнительным финансированием.
Специфику подготовки имеют тиражированные выставки в зависимости от технологии их изготовления. По выставкам, тиражируемым фотоспособом, должен быть предусмотрен этап фоторабот; по выставкам, тиражируемым полиграфическим способом — этапы художественно-технического редактирования и издания.
Пятилетний план подготовки и проведения Всемирной выставки «Экспо-98» в Лиссабоне (Португалия) занимал несколько томов с типовыми планами, сроками, линейными диаграммами и сетевыми графиками контроля и координации работ. Но это не значит, что нужно гнаться за максимальной детализацией основного плана мероприятий. Искусство планирования заключается в умении найти оптимальное решение — золотую середину.
8.7. Разработка форм заявок,
условий участия и договоров
с участниками выставок
Для принятия решения об участии в выставке или ярмарке, необходимо, чтобы, во-первых, предприятие знало о том, что такое мероприятие проводится, и во-вторых, нужно, чтобы именно эта выставка или ярмарка в наибольшей степени соответствовала интересам его производственно-хозяйственной деятельности. Информирование потенциальных участников — важный, организационно обязательный, но творчески сложный этап. Поэтому выставочные организации примерно за год начинают информировать потенциальных участников о своих выставочных программах, обзванивая их по телефону, рассылая им письма-приглашения по почте, телексом, факсом, по электронной почте, включая их в календари выставок и ярмарок, помещая объявления о них в газетах и журналах. Все это называется предварительным информированием.
Примерно за шесть—девять месяцев до открытия выставки, предприятиям, проявившим интерес к предлагаемому мероприятию, высылается с сопроводительным письмом-приглашением комплект информационно-рекламных материалов в составе:
1) бланк заявки на участие в выставке;
2) условия участия в выставке (или регламент участия в выставке);
3) расценки на аренду площадей и типовых стендов, проектирование экспозиций на заказ;
4) типовой договор участника выставки с ее устроителем.
Все чаще выставочные организации сюда же прилагают отчетные и аналитические материалы, отзывы прессы по ранее проведенным выставкам, иллюстративный или другой рекламный материал.
Подготовка и рассылка информационно-рекламных материалов один из важнейших моментов подготовительного периода. Здесь все должно быть тщательно продумано и проработано с содержательной точки зрения и надлежащим образом оформлено полиграфически. В этих документах сроки и реквизиты должны быть достоверными, требования и регламент — четко определенными. В текстах не должно быть многозначных выражений, фразы должны быть понятными и не допускающими двоякого толкования. В трудных случаях соответствующие графы, обороты и абзацы должны сопровождаться пояснениями и комментариями, чтобы до минимума сократить получателю необходимость делать десятки телефонных звонков, направлять запросы-факсы для уточнения отдельных позиций и положений. Документы, отправляемые за границу, должны быть оформлены на языке страны участника выставки или, в крайнем случае, на английском языке.
8.8. Выбор помещения, реклама и комплектование выставки
Выбор помещения для выставки. При планировании выставки одним из первых встает вопрос о месте ее проведения. Значительная часть российских выставок и ярмарок проводится на площадях постоянно действующих выставочных комплексов, таких как ВВЦ и «Экспоцентр» в Москве и «Ленэкспо» в Санкт-Петербурге или в отдельно стоящем павильоне как у ВЦ «Рост-вертол» в Ростове-на-Дону. Для специально построенных выставочных павильонов действуют типовые правила их использования при проведении выставок и ярмарок. Требования по размещению в них выставок предусмотрены еще при их проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию. К сожалению, большая масса выставок и ярмарок проводится организациями, не имеющими выставочной базы. Сегодня их еще устраивают во дворцах культуры, спортивных и киноконцертных комплексах и других многофункциональных зданиях и помещениях. Эти помещения организация-устроитель временно арендует у их владельцев и берет на себя обязательство привести их в первоначальное состояние после проведения выставки и возвратить владельцу в надлежащем, оговоренном хозяйственным договором, виде. Каждый из упомянутых владельцев имеет установленные расценки на посуточную аренду своих площадей. Другие услуги, оказываемые устроителям выставок на арендуемых площадях, включаются в общую сумму аренды. Чтобы арендовать помещение для выставки, необходимо заключить договор с организацией, предоставляющей площади и свои услуги. К договору должна быть приложена смета расходов на аренду помещения и оказываемые услуги. Договор и смета должны быть согласованы арендатором и арендодателем и заверены круглой печатью. Сегодня действует ряд правил, ограничивающих аренду помещений, и директору выставки их надо знать. Например, организация, сама арендующая помещение, не имеет права сдавать его в субаренду. Договор можно заключить только с собственником помещения или с лицом, уполномоченным законом сдавать имущество в аренду. Кроме того, договор аренды должен пройти государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Если эти требования соблюдены, то затраты на аренду помещения под выставку могут быть отнесены на себе стоимость выставки. Если же какие-то требования будут нарушены, то плату за аренду помещения придется относить на полученную от выставки прибыль. Налоговые инспекции следят за этим и у организации, ведущей учет и списание затрат с нарушением правил, могут возникнуть большие неприятности. Все расчеты могут производиться после проведения выставки. Часто по договоренности арендующая сторона вносит аванс на производство предусмотренных договором работ и услуг, выполняемых арендодателем. В случаях, когда возникает необходимость арендовать помещение для выставки, этот вопрос следует проработать со всей тщательностью, не только с юридической, но и с технической стороны дела.
Не рекомендуется арендовать помещения, в которых невозможно обеспечить охрану и сохранность материальных ценностей, технику безопасности, промсанитарию и пожарную безопасность. Не рекомендуется арендовать помещения, не имеющие удобных автотранспортных подъездных путей для доставки и разгрузки габаритных экспонатов и тяжеловесных контейнеров с выставочным оборудованием. Въездные ворота и проходы в такие помещения должны быть достаточно большими, чтобы в них можно было внести габаритную технику, станки, машины и аппараты, включенные в тематический план выставки.
Реклама выставки. Голубая мечта каждого выставочного менеджера — сделать «аншлаговую» выставку, когда все выставочное пространство и все резервы площадей заняты экспонентами, толпы посетителей нескончаемыми потоками заполняют проходы, а у входа целый день столпотворение желающих попасть на выставку. Это, конечно, в первую очередь зависит от удачно выбранной тематики выставки, но не меньшее значение здесь имеет хорошо организованная информационно-рекламная кампания. Реклама и комплектование выставки — это дорогая, многоплановая и многоэтапная работа. И начинается она задолго до открытия выставки. Только если этим занимаются опытные люди, если в ней все четко отлажено и каждое действие буквально расписано, можно рассчитывать на успех и заполучить на выставочное мероприятие нужное количество участников и посетителей. Рекламу выставки ведут, прежде всего, сами организаторы и специальные рекламно-информационные агентства по их поручению. Их задача — обеспечить максимальную наполняемость выставочных площадей экспонентами и сформировать предельно возможную плотность потока посетителей. Но мало просто заполнить пространство стендами с персоналом, еще нужно, чтобы за пять дней работы выставки по ее лабиринтам прошло максимальное число заинтересованных людей. Рекламная кампания российской выставки и комплектование ее участниками обычно начинаются с рассылки приглашений за 10—12 месяцев до ее открытия. Газеты, журналы, радио и телевидение организаторы начинают подключать позже, месяцев за пять—шесть до разрезания ленточки. Но из-за особенностей психологии и в силу повседневных будничных забот, эта информация в оперативной памяти людей держится недолго и через неделю напрочь вылетает из головы. За оставшийся до открытия выставки период ее организаторы, к которым теперь подключаются еще и экспоненты, заканчивают издание и вывоз из типографий тиражей специальной рекламы. Это и изысканные открытки предприятиям и учреждениям, и официальный каталог участников выставки, и красочные проспекты-путеводители, и прекрасные буклеты, и настенные афиши-плакаты, и просто пригласительные и входные билеты. За неделю-две до выставки начинается их раздача и рассылка, а радио и телевидение теперь должны проявить особую активность в формировании атмосферы надвигающегося праздника, исключительности, значимости и важности новой выставки, буквально произвести массированную атаку на головы обывателей с призывами посетить выставку.
Опытные фирмы-участники, чтобы их проще было найти, публикуют в газетах приглашения с указанием номеров своих стендов и их местоположения на выставке, времени сеансов дегустации, льготной распродажи товаров или демонстрации мод, сулят подарки и призы.
Подготовка печатных рекламных материалов и сувениров на уровне эскизов и макетов поручается рекламной службе, а реклама на радио и телевидении — пресс-центру организации. Они обычно обслуживают и другие подразделения предприятия и поэтому не включаются в состав дирекции выставки. Если рекламной службы на предприятии нет, весь комплекс работ — от разработки рекламной идеи вплоть до производства и тиражирования материалов, заказывается специализированным рекламным агентствам. А курирование работ по рекламе поручается одному из сотрудников дирекции выставки. В его обязанности входит согласование задания с подрядчиком, заключение договора, контроль сроков и качества изготовления, приемка рекламной продукции, своевременный вывоз ее к месту назначения, организация распространения и рассылки. Но этим работа по рекламе не ограничивается. Она дополняется комплексом мероприятий паблик рилейшнз, расширяющих и укрепляющих связи с общественностью. Это организация деловых встреч, брифингов, круглых столов и пресс-конференций, заседаний бизнес клубов. На них приглашаются представители министерств и ведомств, союзов промышленников и ассоциаций предпринимателей, крупных предприятий и средств массовой информации. Здесь разъясняются цели и задачи выставки, прогнозируются характеристики мероприятия и ожидаемые результаты. Часто на них объясняется позиция организации по волнующим общественность вопросам.
Если выставочная организация принимает на таких встречах какие-либо обязательства, они протоколируются и становятся обязательными для выполнения в ходе подготовки и проведения выставки. Такие встречи формируют у участников и общественности благоприятное отношение к выставочной организации и проводимому ею мероприятию; обеспечивают психологическую поддержку устроителям, помогают уладить трудные вопросы, расширяют круг участников выставки и увеличивают число ее потенциальных посетителей.
Комплектование выставки и работа с экспонентами. Одновременно с рекламой выставки дирекцией ведется работа с экспонентами. Сюда входит прием и регистрация заявок; контроль правильности оформления документов и выполнения требований по оформлению и оплате участия; согласование размещения арендуемых площадей или готовых стендов; учет дополнительных пожеланий и документальное оформление дополнительно принимаемых решений. Контроль хода комплектования выставки и наполняемости выставочного пространства осуществляет лично директор выставки. О состоянии дел по комплектованию выставки, об организационных и финансовых проблемах, а также о ходе работ по другим направлениям и этапам плана мероприятий директор периодически сообщает в рабочую группу оргкомитета или лично докладывает на его очередном заседании.
На очередном заседании оргкомитета обсуждается информация, поступившая от его членов и лиц, приглашенных на заседание; рассматриваются документы, подлежащие утверждению; решаются возникшие проблемы или изыскиваются пути и способы их решения; намечается план следующего заседания, распределяются и оформляются очередные поручения членам оргкомитета и рабочей группы. Ход комплектования выставки участниками, ана
лиз будущих экспозиций и их размещение по разделам и подразделам является обычно одним из главных вопросов повестки дня заседания оргкомитета. На основе полученной информации оргкомитет корректирует тематику и наполнение разделов, уточняет тематический или тематико-экспозиционный план выставки. Практически всегда с большой заинтересованностью оргкомитет рассматривает и утверждает эскизы, оригинал-макеты и сигнальные экземпляры рекламных материалов, сувениров, нагрудных карточек, значков и тому подобных изделий. Практически ни одно заседание оргкомитета не проходит без творческой критики художественных решений, предложений отдельных исполнителей и дирекции в целом. К этому нужно быть готовым, правильно оценивать и понимать ситуацию. Здесь никто никому не желает зла, все заинтересованы в лучшем решении всех проблем и вопросов. Просто у разных людей разное видение оптимального решения этих проблем. А коллегиальное заинтересованное, даже острое обсуждение, создает условия для нахождения и использования лучших возможностей.
8.9. Тематический план как основа
для планировки и художественного
проектирования выставки
Тематический план выставки — это систематизированный перечень экспонатов с указанием их основных характеристик.
Он определяет фактографическое и семантическое наполнение экспозиций, разделов и подразделов, то есть дает ответ на вопрос «Что будет показано?». И в то же время он задает условия, необходимые для показа экспонатов: размеры экспозиционных площадей и необходимую высоту залов, потребность в открытой площадке, виды энергообеспечения, требования по пожарной и другим видам безопасности. Форма тематического плана, разработанная ВДНХ СССР, была рекомендована для всех внутрисоюзных выставочных мероприятий, независимо от их типа и значимости.
Тематический план является исходным документом для разработки тематико-экспозиционного плана, задача которого состоит в том, чтобы по каждому разделу, по каждому экспонату определить, как их показывать. Поэтому следующим этапом работ должна быть разработка тематико-экспозиционного плана, который план является документом для организации всех последующих работ по художественному проектированию, монтажу и оформлению выставки.
Образец 8.5
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель оргкомитета
выставки «Отель-2002»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Международной выставки «ОТЕЛЬ-2002», 12—15.12.2002 г.
№ п/п | Наименование разделов и тем, перечень экспонатов | Технико-экономическое обоснование (характеристики, год освоения, № авторского свидетельства, форма представления) | Предприятие (разработчик, изготовитель) | Будет издано по данной теме, тираж |
Раздел | 1. Оборудование кафе, баров и ресторанов | |||
1.1. | Стойка бара универсальная модернизированная СБУ-2М | Современный дизайн и отделочные материалы, СВЧ-печь, гриль, комплект аппаратов для приготовления напитков; электропитание — 220 В., 50 Гц, габариты 3 х0,9 х1,2 м, масса 250 кг | Разработчик — Киевское КБ «Арсенал». Изготовитель — Саратовский завод торгового оборудования | Проспект, многоцветный, формат А5, тираж 5000 экз. |
1.2. | Универсальная кухонная машина УКМ-5 | Проспект, многоцветный, формат А5, тираж 5000 экз. | ||
Раздел | 2. Сантехническое оборудование, прачечные, стиральные автоматы, сауны, бани | |||
2.1. | Ванны «Джакузи» | Емкость 200 литров. Воздушный наддув | Италия | Проспект, многоцветный, формат А5, тираж 5000 экз. |
2.2. | Стиральная машина «СМА» | 2 кг сухого белья. Барабан с верхней загрузкой, автоматическое управление | Проспект, многоцветный, формат А5, тираж 5000 экз. |
Директор выставки «Отель-2002»
Образец 8.6
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель оргкомитета
выставки _____________
ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН
Международной выставки «ОТЕЛЬ-2002», 12-15.12.2002 г.
№ п/п | Форма показа | Содержание материала | Источник материала |
Раздел 1. | Текст (название раздела) | Современное оборудование кафе, баров и ресторанов | Тематический план |
1.1. Стойка бара СБУ-2М | Натурный образец | Миксер, СВЧ-печь, гриль, комплект аппаратов для приготовления напитков и т.д. демонстрируются в действии | Саратовский завод торгового оборудования |
1.2. Кухонная машина УКМ-5 | Натурный образец | Приводной агрегат, 9 типов насадок демонстрируются в действии | Московский завод «Знамя труда» |
Раздел 2. | Текст (название раздела) | Санитарно-гигиеническое оборудование, сантехника | Тематический план |
2.1. Ванна «Джакузи» | Натурный образец | Диаметр 2м. Демонстрируется в действии | Курская ф-ка металлокера-мических изделий |
2.2. «Сухой душ» | Натурный образец | Демонстрируется в действии | Калининский механический завод |
2.3. Бассейн сборно-разборный | Натурный образец | 3x5 м. Демонстрируется в действии | Калининский механический завод |
2.4. Автомат стиральный СМА | Натурный образец | 80x60x40 см. Демонстрируется в действии | Московский прожекторный завод |
Директор выставки «Отель-2002»_____________
Практика нынешнего дня свидетельствует, что многие организации давно отступают от традиционных правил. Стремясь исключить лишний этап, одни сразу создают тематико-экспозиционный план, другие, разрабатывая тематический план, дополняют его графами из тематико-экспозиционного плана. Поэтому сегодня большинство организаций создают совмещенный документ, независимо от того, как они его называют: сценарий, тематический, тематико-экспозиционный или экспозиционный планы. Чаще всего его называют тематическим планом. Важно, что основную часть, основное содержание этого документа составляет перечень экспонатов с соответствующими характеристиками, указанием формы, в которой они будут представлены на выставке, и их распределение по разделам и подразделам экспонирования.
Важно, что кроме этого перечня, он должен обязательно содержать:
— тексты и слоганы, названия, разделов, тем и экспонатов;
— фотографии, плакаты, схемы и другие иллюстративные материалы, необходимые устроителю для оформления выставки.
— экспозиционную разметку по каждой теме и ее экспонатам, текстам надписей и слоганов, таблицам и диаграммам, графикам и другим материалам с указанием желательных мест и способов их размещения.
Общую конфигурацию площадей, размещение и компоновку основных разделов выставки, наметки основных маршрутов посетителей выставки определяет предлагаемое главным художником «Генеральное решение», по которому определяются особенности работ по разделам, подрядчики и исполнители по ее проектированию, строительству, монтажу и художественному оформлению. Скомпонованный по разделам тематический план вместе с генеральным решением обсуждается, корректируется, утверждается оргкомитетом и рассылается участникам выставки для согласования, подготовки экспонатов и рекламы. Часто тематический план после утверждения рассылается экспонентам не целиком, а в виде отдельных «выписок» из него, но обязательно с копией генерального решения выставки. Начинается процесс согласования экспозиций с экспонентами.
За два—три месяца до открытия выставки тематический план с генеральным решением выставочного пространства, со всеми необходимыми документами и согласованиями передается в производственно-оформительский комбинат или в проектно-оформительскую фирму, получившую подряд на проектно-дизайнерские и оформительские работы. Таким образом, устроитель переходит к следующему этапу работ — разработке художественного проекта выставки, начинающемуся с эскизного проектирования ее разделов.
8.10. Художественное проектирование и оформление выставки
Это две взаимосвязанных части работ, которые все-таки желательно разделять во времени и планировать отдельно. Художник- проектировщик, создавая в определенном архитектурном пространстве из экспонатов и художественных материалов выставочный ансамбль, решает утилитарную задачу организации предметной среды в данном пространстве наиболее целесообразным образом в соответствии с целями проведения выставки. Он должен найти оптимальные условия гармоничного сочленения разнообразной экспонатуры, логических и семантических средств информации, рекламы, технических средств и различных видов искусств, используемых при создании экспозиций. При подготовке некоммерческих выставок на художника-проектировщика ложится ответственность за решение задачи раскрытия темы выставки посетителю и выбор художественных средств для этого в рамках заданных материальных и технических возможностей. Поэтому он начинает свою работу с изучения темы выставки, задач, решаемых организацией выставки, и анализа имеющихся в его распоряжении средств. С точки зрения формы художественное проектирование ближе всего к архитектуре и дизайну. Поэтому организация конкретной предметной среды начинается с организации пространства выставки в целом, а следующим шагом анализа ситуации у художника становится изучение трехмерного пространства, архитектуры, интерьеров и площадей, отводимых под выставку помещений. Хотя экспозиция всегда является трехмерной, основу ее составляет хорошо решенный план. И именно анализ площадей подводит к предметно-пространственному решению проекта, дает материал для логической организации выставки в целом. Здесь художник-проектировщик привязывает экспозиционные площади к содержанию тематического или тематико-экспозиционного плана, намечает зоны повышенной активности зрительной информации и зоны зрительной разрядки. При этом художнику-проектировщику приходится считаться с тем, что содержание и формы показа должны взаимно дополняться, а не существовать раздельно. Именно на этом принципе художниками создается зрительный ряд из экспонатов, информации и элементов художественного оформления.
Выставка является зеркалом современного развития, синтезированным образом своего времени, поэтому проектирование и создание экспозиций не может базироваться на застывших методах и приемах. После временного вынужденного отступления от этих правил у российских устроителей выставок к началу второй половины 90-х годов стала возрождаться потребность в эксклюзивной красочности художественного оформления и создании уникального дизайна проектов экспозиций. Появились качественные материалы, оригинальные конструкции и оборудование. Одновременно возникли фирмы, способные удовлетворить любые художественные потребности заказчиков. И сегодня можно отметить, что основу художественного проектирования выставки снова составляет эскизный проект.
Эскизный проект представляет собой комплект эскизов конкретных планировок и размещения разделов выставки, выполненных в масштабе. Сюда же включаются эскизы вариантов использования вертикального пространства. Оно разбивается на ряд зон — чаще всего на три пояса: нижний — не выше 80—90 см. от пола, средний — до 1,7 м, и верхний — до 3—4 м. Поэтому задачей эскизного проекта в целом является не только рациональное размещение стендов, витрин и экспонатов на горизонтальных поверхностях, но и создание из текстов и элементов художественного оформления зрительного ряда в определенном стиле на вертикальных поясах.
Необходимость знакомить посетителей выставки с объектами экспонирования в некоторой последовательности требует тщательного продумывания организации маршрутов их движения. Варианты маршрутов предварительно прорабатываются в генеральном решении и уточняются в эскизном проекте. Если оргкомитет выставки имеет определенные интересы в акцентировании внимания на конкретных темах, экспозициях, фирмах, стендах или разделах, он дает задание о размещении их в наиболее выгодных местах потоков посетителей или о наиболее удобном прокладывании проходов и подходов к ним. Теперь на торговых выставках все чаще предлагаются маршруты «свободного осмотра», и все реже закладываются «жесткие маршруты».
Однако стоит отметить, что при организации научно-технических выставок, где основное внимание в эскизном проекте уделяется группировке и выгодному размещению экспонатов, четкий маршрут в соответствии с задуманным сценарием оказывается более эффективным. В советский период широко использовался метод группировки экспозиций и организации маршрутов по экспонатам-маякам. Сегодня на торговых выставках, где в основном группируются по профилю фирмы-участники, это практически теряет смысл. Но приобретают смысл другие группировки экспозиций и маршруты. Использование того или иного метода группировки экспозиций, логического решения зон и маршрутов зависит от конкретных задач, стоящих перед выставкой, и особенностей комплектования выставки предприятиями- участниками. Когда на отраслевой или межотраслевой выставке важно показать министерство или ведомство как единое целое, экспонаты группируются тематически, независимо от их принадлежности тому или иному предприятию. Когда же необходимо сравнить достижения предприятий различных ведомств, тогда экспозиции строятся по принципу ведомственной принадлежности. На конкретных стендах экспонирование предметов может быть индивидуальным, групповым или комплексным.
Индивидуально обычно экспонируются уникальные или крупногабаритные образцы. Для них выделяется специальная зона и обеспечивается осмотр с разных сторон.
Групповое экспонирование используется, как правило, для подчеркивания идеи группируемости типовых, унифицированных или близких по каким-либо характеристикам изделий. Например, группируются в ряды осветительные лампы разных типономиналов и видов, кабельные изделия разного назначения и т.п.
Комплексное экспонирование отражает или комплексную идею или комплекс идей. Технологию производства телевизора можно представить образцом прибора, группой комплектующих его изделий и примерами технологических приемов сборки и настройки отдельных узлов и блоков. После определения принципов группировки зон экспонирования, фирм, стендов, витрин и отдельных экспонатов в эскизный проект вносятся решения архитектурно-художественного разграничения этих зон. Сейчас границы зоны экспонирования сплошь и рядом определяются конструкциями стенда-киоска. Но они могут быть выполнены и специальными выгородками или условными декоративными элементами. Эскизный проект определяет размеры и местоположение текстовой информации, девизов и приветствий, художественных диапозитивов, диорам и т.п. элементов. Эскизным проектом определяются варианты эмблем, указателей, столешниц, подставок под макеты и модели, внешнее оформление технических средств рекламы, полиэкранных установок и прочих. Если зоны справочно-информационных центров, вспомогательных служб, офисов оказываются на экспозиционной территории, дается эскиз их художественного оформления в целом или той их стороны, которая обращена к посетителям выставки. Иногда эскизный проект подкрепляется макетом выставки, выполненным в масштабе и максимально приближенным к реальным цветовым решениям. Отдельные эскизы дополняют укрупненными в масштабе монтажными листами, на которых в деталях прорабатываются особенности установки, подвески и крепления различных
элементов. Разработанный художниками эскизный проект, согласованный с дирекцией и оргкомитетом, передается на конструкторскую проработку в проектно-конструкторскую группу или конструкторское бюро фирмы-подрядчика, которые готовят тех-норабочий проект выставки со спецификациями на оборудование, инструмент и материалы, которые необходимо приобрести или изготовить в производственных условиях.
Художественный проект и выставочный дизайн. Исходный пункт создания экспозиций — объективная форма вещей или та ее сторона, которая обеспечивает восприятие и позволяет создать убедительное представление об экспонируемых предметах, идеях, событиях и т.д. Центральная задача проектировщиков выставки — создание в определенном пространстве гармоничного выставочного ансамбля из множества разнородных элементов на основе технического задания и тематического плана. А задача художников-дизайнеров — добиться с помощью находящихся в их распоряжении средств наилучшего восприятия экспозиций и наивысшего впечатления от них у посетителей выставки. Это, прежде всего, поиск с помощью различных видов искусств и технологий, используемых при создании экспозиций, гармоничного сочетания пространства интерьера, объемов и форм стендов, витрин, экспо-натуры, логических и семантических элементов информации, технических средств ее отображения и цветовой гаммы. Но это еще и задача организации — представить наиболее целесообразным образом предметно-пространственную среду из экспонатов, вспомогательного оборудования и художественных материалов, вплоть до технического разграничения зон и создания архитектурно-художественного фона экспозиций в соответствии с целями и задачами выставки.
Как видим, проектирование выставочного ансамбля задача многоплановая и достаточно сложная в творческом отношении. И каждый раз эта задача решается по-разному в зависимости от условий и других факторов. Помимо основного фактора — назначения объекта проектирования, на проект выставки оказывают влияние даже температурно-климатические условия, требования пожарной безопасности, допустимые нагрузки на фундаменты и перекрытия, испытываемые напряжения конструкций, качество выбранных материалов и т.д.
Впервые в мировой практике облегченные каркасно-рамочные конструкции несущего оборудования были использованы в 1951 г. на выставке в Англии, посвященной 100-летию Первой всемирной выставки в Лондоне. С тех пор этот тип конструкций распространился по всему свету и теперь является доминирующим, хотя конструкции и материалы, из которых они изготавливаются, узлы крепления и другие элементы претерпели существенные изменения. Как уже было сказано выше, основной элемент сборно-разборных конструкций — стержни, рейки, полудуги из алюминиевых сплавов с профилем сложной конфигурации, но обязательно с пазами для крепежных элементов и стыковки с другими узлами и наполнителями. Гораздо реже для рамных стоек и ригелей используется тонкостенная стальная труба. Фанерованные деревянные щиты, панели из оргстекла или оргалита, стекло или пластмассы используются как заполнители каркасов и рам, образующих стены, фризы, навесы и выгородки конкретных экспозиций, стендов, офисов и киосков. При оформлении выставки на этих стенах, навесах и выгородках размещаются надписи, плакаты и другие элементы художественного оформления, а этажерки и застекленные витрины заполняются экспонатами и декорируются.
Уже имеется почти полувековой опыт использования в выставочной практике каркасно-рамочного сборно-разборного выставочного оборудования, опробованы тысячи удачных и неудачных вариантов их компоновки и оформления. И от конкретного художника-дизайнера, от его опыта и вкуса зависит, как будут использованы предоставленные ему технические и технологические возможности. Удачно решенные проекты обычно производят впечатление единства и гармоничности утилитарного назначения и эстетического начала созданной композиции. Поскольку сегодня большинство выставок и ярмарок проводится в современных моноблочных строениях, во внутренней организации выставочного помещения проявляется тенденция к упрощению и умеренности выставочных форм, стандартизация и индустриализация используемого оборудования выставки. В то же время повышаются требования к техническому оснащению выставок новейшими информационными системами, средствами связи и телекоммуникации, аудиовизуальной аппаратурой, лазерными и голографическими устройствами и т.п. техникой. Все это накладывает отпечаток на современный выставочный дизайн, под которым, как и в других сферах строительства и монтажа, подразумевается художественное проектирование форм, объемов и пространства. В современной практике по-прежнему широко используются традиционные живописные средства представления информации, полиграфическая реклама, цветное фото, крупноформатные диапозитивы, теле и кинопроекция, скульптурно-строительные композиции.
В искусстве экспонирования и выставочном дизайне одно из центральных мест занимают искусство и техника освещения. Психологическое восприятие света и цвета субъективно, но у художника-дизайнера на определенный период складываются определенные предпочтения и правила пользования ими. Он знает и помнит об органической связи освещения с архитектурой интерьера и учитывает это при проектировании экспозиций. Как и в любом производственном помещении, выбор системы освещения диктуется в первую очередь необходимостью создания нормальных рабочих условий на выставке. Для этого нужно не только обеспечить необходимые уровни и характеристики общей освещенности пространства, но и поверхностей экспонируемых объектов, но так, чтобы не возникало эффекта «ослепляемости» от прямого или отраженного света. После решения утилитарных задач освещения больших зон процесс светового проектирования направляется на декоративное свето-цветововое оформления локальных экспозиций. Сейчас для усиления эффекта восприятия выставки широко используется огромный арсенал светотехнических средств. В искусстве декорирования и освещения стендов и витрин традиционно применяются приемы высвечивания и подсвечивания экспонатов, но все чаще для экспозиций декораторы используют:
— пропорции зон освещенности и окрашенности, когда освещением и цветом выделяются площадки, соотносящиеся между собой в определенных пропорциях;
— баланс света и цвета — создание цветовых уравновешивающих друг друга композиций: ярких зон — приглушенными, темных -светлыми, теплых зон — холодными и т.д.
Искусство создания выставочного ансамбля и техника художественного оформления выставок постоянно развиваются. В целом они, как правило, отображают передовые веяния и творческие идеи в искусстве своего времени. Еще совсем недавно все выставочное пространство заполнялось только угловыми формами: кубами, квадратами и трапециями. Включение в композиции шара, овала, дуги и кольца разных расцветок сразу оживило дизайнерское решение пространства. На цветовую гамму выставки и стиль оформления не меньше влияет появление новых искусственных материалов и красок. Заметно изменяет панораму и общий вид выставки строительство стилизованных двух-трех этажных стендов и других, вертикально устремленных сооружений, возвышающихся над основным уровнем экспозиции. Двухметровые экраны современных телевизионных и диапроекционных устройств, устанавливаемых в информационных зонах и зонах рекреации, делают современный дизайн более информативным и динамичным. Некоторые современные средства экспонирования теперь минимизируют и даже исключают необходимость везти на выставку крупногабаритные или уни