Социальная патология в молодежной среде (2 часа)

Тема 5: Социокультурная характеристика молодежи

1. Молодежь в сфере образования (2 часа)

Молодежь в материальном производстве (1 час)

3. Молодежь в сфере распределения и обмена (1 час)

Молодежь в сфере занятости (2 часа)

Социальная патология в молодежной среде (2 часа)

1. Молодежь в сфере образования

Проблемы молодежи в сфере образования характеризуются противоречивыми тенденциями:

1. увеличивается число подростков, покидающих учебные заведения по разным, в том числе и материальным причинам (По данным Государственной Думы - вне системы обучения находятся около 2 млн. подростков школьного возраста).

2. происходит поворот основной массы российской молодежи к учебе, получению общих и профессиональных знаний (сегодня ценности образования в числе наиболее значимых и связанны с представлениями о достижении жизненного успеха).

Положительным во 2 тенденции является:

1. существенный рост показателей отмечен в системе высшего образования:

А) 26 % молодежи в возрасте от 15 до 24 лет охвачены вузовским образованием, что соответствует уровню 1980 г. (после существенно более низких показателей в начале и середине 90-х годов);

Б) выросло количество студентов, обучающихся в вузах (в 2002 г. на 10 тыс. населения — 245 (в сравнении с 220 в 1997 г. и 188 в 1995 г.);

В) выросло число вузов за счет динамичного развития негосударственного сектора высшего образования.

2. появление негосударственных вузов – это новые образовательные возможности, если они основываются на требованиях закона и государственных образовательных стандартах, что создает лучшие перспективы для подрастающего поколения и для социального, экономического и культурного развития России (Доля студентов негосударственных вузов в общем числе студентов составляет 11% (по данным 2002/2003 учебный год);

3. в настоящее время достижением следует считать усиление мотивации молодежи к учебе, где в мотивациях старшеклассников и студентов выражены:

А) в стремлении подготовиться к будущей профессиональной деятельности (в 2002 г. отметили более 70% учащихся старших классов школ и студентов);

Б) в установке на личный жизненный успех (отметили 35 % в опросе предлагалось несколько позиций).

Отрицательным во 2 тенденции является:

1. потребность молодежи в получении высшего образования на бесплатной основе не удовлетворяется: в вузы не могут поступить около половины желающих (конкурс на вступительных экзаменах в государственные вузы в 2002 г. составлял в среднем 214 заявки на 100 мест);

2. расширение охвата молодежи высшим образованием в период с 1992 г. по настоящее время обеспечивается в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в вузах госсектора, а также расширения студенческого контингента негосударственных вузов (на 2002 г. с полным возмещением затрат в вузах госсектора составляет 35,8% от общего контингента студентов, в 1997 г. - 20,8%);

3. достаточно распространен инструментальный подход к образованию — получить диплом или аттестат (отметили 33% студентов и старшеклассников).

Накопившиеся проблемы молодежи в образовательной сфере сложились на ограниченном, малом бюджетном финансировании образования из бюджетов всех уровней (федеральном, региональном и местном), так по оценкам специалистов, затраты на образование от совокупного Валового Внутреннего Продукта (ВВП) должны составлять не менее 6%, на самом деле они составляют менее 3%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: