Искусство. Да, но и наука тоже

Как уже говорилось, организаторы управляют, применяя свои знания и опыт. Это значит, что они полагаются на знание своей области производства, а также всего производства, которое и помо­гает им определить нужную стратегию и принять нужные решения. Но только опыт может научить их, как именно управлять и контро­лировать. Неудивительно поэтому распространенное мнение, что управление-это искусство. И это действительно так.

Если рассуждать подобным образом, то кораблестроение, конеч­но, тоже искусство. Многие тысячи лет люди строили корабли, основываясь лишь на знании того, как ведет себя на воде простая долбленая лодка, но, постоянно набирая опыт, становились все более искусными в этом деле. В настоящее время, однако, кораблестроение-это нечто большее, чем те знания, которые обычно пере давались от отца к сыну. Взаимозависимые факторы были сведены в систему и составили стройное, доступное целое; новые идеи можно проверить на соответствие данной системе; новые открытия могут войти в нее как составная часть. То, что мы называем наукой, - есть систематизация и суммирование знаний и опыта.

Когда мы строим систему знаний, приобретенных опытом, мы получаем в результате ту основу знания, которую можно передать любому человеку. В этом заключается основная ценность системати­зации. Вместо передачи информации от поколения к поколению, от одного ремесленника к другому путем подражания и с помощью указаний и намеков наука очищает человеческую мудрость,, делая ее наиболее содержательной. Систематизация позволяет установить лучшую связь того, как передавать знание, с тем, что именно сле­дует передавать.

Так, например, молодой человек может поступить в вуз и в течение нескольких лет изучить там большую часть общей мудрости человечества,' относящейся, например, к кораблестроению. Возможно, что он не только изучит практические методы в этой области. но и приобретет также довольно большие познания в области физики, химии или, скажем, биологии. Когда он закончит курс обучения. он все еще будет, как мы выражаемся, «зеленым». Ему останется узнать гораздо больше о том, как все эти знания применить ни практике, так как знание и умение - это не одно н то же.

Когда речь заходит об управлении, воцаряется странное молча­ние. Нет ни общего соглашения о существовании такого предмета. как наука управления, ни единодушного мнения, что умению управлять, вообще говоря, можно обучиться. Причина, очевидно, заклю­чается в том, что никто еще не систематизировал опыт, который человечество накопило в области управления. В этой книге мы попытаемся показать читателю, что кое-что в этой области уже достигнуто.

Когда мы, однако, утверждаем, что управление это наука, мы вовсе не отрицаем, что управление есть искусство. Так, человек с гениальным даром проектирования зданий не становится меньше художником лишь потому, что он еще и знающий архитектор; более того, человек, сочетающий в себе эти два качества, представляет большую ценность для общества.

Не следует путать утверждение о возможности существовании систематизированных знаний об управлении с утверждением, что наверняка есть какие-то особые методы организации производства. которые можно изучать. Эта ошибка, как нам кажется, часто свойственна даже самым осведомленным и высокопоставленным лицам. Мы знаем, что организатор должен уметь разбираться в бухгалтер оком балансе, в счетах н тому подобном; очевидно это умение можно передавать. Однако справедливость высказывания, что управление - это наука, этим доказать нельзя (если вообще эти нужно доказывать). Наука всегда говорит о существе предмета: она не имеет отношения к техническому мастерству. В наше время мы признаем, что основы знания стали наукой если: 1) явления поддаются количественному измерению;

2) фактами признаются только те результаты, которые получены много раз, многими наблюдателями при одинаковых методах измерения:

3) гипотезы выдвигаются для объяснения уже существующих фак­торов и проверяются всеми доступными воображению способами;

4) гипотеза, не рухнувшая под грузом фактов в течение многолет­ней проверки, приобретает статус Закона; 5) чтобы объяснить зако­ны, создаются теории, которые в свою очередь подвергаются про­верке.

Приведенные этапы невозможно расположить в хронологическом порядке. Кажется очень разумным, что факты надо собирать преж­де, чем выдвигать теорию. На самом же деле это не всегда пра­вильно и даже не всегда возможно. Иногда необходима хоть какая-нибудь теория, чтобы решить, какие именно факты накапливать или же каким способом их измерять. Но исторически зачатки науки возникали, по-видимому, в указанном здесь порядке хотя бы пото­му, что первые стадии менее сложны, чем последующие.

Таким образом, наука обычно начинается с попыток проведе­ния количественного анализа. И в былые времена начинающий уче­ный часто не получал признания исключительно из-за того, что он втайне верил в необходимость измерений. Ему говорили, что такие попытки либо невозможны, либо безнравственны, либо богохульны, либо даже опасны. А ученого-новатора часто пытались обезвредить, подвергая его труды самой жестокой цензуре. Область управления в этом отношении не была исключением. Самые первые попытки включить в процесс, который, как считалось, подчинялся лишь проницательности и чутью, столь прозаическую процедуру, как изме­рения, насмешливо отвергались. Но этот этап, вне всякого сомне­ния, уже позади. Сегодняшний организатор прекрасно знает, что для того, чтобы успешно управлять, ему необходимы всевозможные цифровые данные.

Прошла большая часть нашего века прежде, чем в управлении окончательно утвердились точные методы. В битве, закончившейся в пользу новой науки, родились две основные ее задачи. Первое- это деловой учет, который ни в коем случае не следует путать с давно известной практикой подсчета прибылей и убытков, чем зани­мались финансисты старой закалки. Деловой, учет исследует деталь­но все относящееся к прибылям и убыткам, проводя строгое разли­чие между ценой продукта и его стоимостью.

Вторая задача-это изучение рабочего процесса. Теперь это считается обычным методом хорошего управления, но появление этого метода было началом науки об управлении, ибо те люди, которые принимаются за подсчеты использованных материалов и потраченного времени после того, как работа уже сделана, выдают желаемое за действительное. И по сей день организатор, распоря­дившись изучить какой-либо метод работы или отхронометрировать какую-нибудь рабочую операцию, может столкнуться с самыми неожиданными результатами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: