Схема положений рычагов управления в виде таблички крепится к передней панели кабины

Работа раздаточной коробки.

Работа раздаточной коробки рассматривается на следующих режимах: нейтральное положение; высшая (вторая) передача; низшая (первая) передача.

При включенной нейтрали муфта включения передач 28, в соответствии с рисунком 119, находится в среднем положении, зубчатые венцы колес первичного вала свободны. Если в коробке передач включить передачу, то первичный вал 33 будет вращаться, а зубчатые колеса останутся неподвижными. Передача и преобразование крутящего момента невозможны.

При включении высшей (второй) передачи водитель передвигает муфту включения передач 28, в соответствии с рисунком 119, вперед. Зубчатые венцы муфты и зубчатого колеса высшей передачи 25 входят в зацепление друг с другом. Крутящий момент, поступающий на первичный вал 33 раздаточной коробки, через муфту передается на зубчатое колесо высшей передачи первичного вала, которое начинает вращать шестерню высшей передачи 19 промежуточного вала.

Вращаясь, шестерня благодаря шлицам, вращает промежуточный вал 36. Вращение промежуточного вала вызывает вращение шестерни низшей передачи 38 промежуточного вала и находящейся с ней в зацеплении обоймы дифференциала с шестерней нижнего вала 9. Через дифференциал крутящий момент передается на валы привода переднего моста 14 и задней тележки 39. Передаточное число 1,3.

При включении низшей передачи, в соответствии с рисунком 119, водитель блокирует с помощью муфты 28 первичный вал 33 и зубчатое колесо низшей передачи 29 первичного вала. Вращение от первичного вала через муфту и зубчатое колесо низшей передачи первичного вала передается на шестерню низшей передачи 38 промежуточного вала, а от нее – на шестерню нижнего вала 9 и через дифференциал – на валы привода переднего моста 14 и задней тележки 39. Передаточное – число- 2,15.

Действие дифференциала. При равенстве угловых скоростей корпус дифференциала 11, 6, 9, в соответствии с рисунком 119, солнечная 10 и эпициклическая 7 шестерни вращаются как одно целое, сателлиты 18, вращаясь с корпусом, выступают в качестве клина, передавая вращение на эпицикл и солнце. Если угловые скорости различны (движение по неровной дороге, буксование передней оси или тележки), то корпус дифференциала вращается с прежней скоростью. Сателлиты, находясь в зацеплении с солнечной и эпициклической шестернями, начинают вращаться не только вместе с корпусом, но и вокруг своих осей. В точках контакта зубьев направление вращения сателлитов с одной из шестерен совпадает и шестерня ускоряет свое вращение, а с другой – не совпадает и она замедляется. Такая работа дифференциала снижает потери мощности в трансмиссии, расход топлива и уменьшает нагрузки на валы и шестерни.

Блокировка дифференциала. Если колеса передней оси и задней тележки окажутся на разных опорных поверхностях, например, передние колеса на льду, а задние – на сухом грунте, может наступить ситуация, когда автомобиль не сможет продолжать движения. На льду колеса не имеют достаточного сцепления с опорной поверхностью и для их вращения нужен значительно меньший крутящий момент, чем на твердом грунте. Такая же ситуация может наблюдаться на сыпучем песке, рыхлом снегу или жидкой грязи.

Колеса, находящиеся на поверхности с низкими сцепными свойствами, получив крутящий момент, превышающий момент сцепления, начинают вращаться с большой скоростью без перемещения по опорной поверхности – буксовать. Для исключения такого явления предусмотрена возможность блокировки дифференциала.

Планетарный ряд, в соответствии с рисунком 119, имеет свойство не допускать раздельного вращения солнечной 10 и эпициклической 7 шестерен, если соединить между собой два любых элемента: корпус и одну из шестерен или шестерни между собой. Муфта механизма блокировки дифференциала 12 соединяет вал привода переднего моста 14 (солнечную шестерню) и корпус (его переднюю обойму 11) и таким образом блокирует дифференциал, передний мост и задняя тележка теряют возможность раздельного вращения. Колеса переднего моста и задней тележки вращаются с одинаковой скоростью, момент, подводимый к задней тележке не уменьшается и автомобиль продолжает движение.

Блокировка дифференциала включается, в соответствии с рисунком 121, рычагом 1, установленным в кабине. Для включения блокировки необходимо остановить машину, выключить сцепление и перевести рычаг включения блокировки назад по ходу автомобиля.

Включение блокировки необходимо осуществлять до выезда на труднопроходимый участок, так как после начала буксования она может не дать желаемого результата. Заблокированный дифференциал перегружает агрегаты трансмиссии, что может привести к их поломке. Поэтому после преодоления труднопроходимого участка его необходимо разблокировать. Выключение блокировки допускается на ходу.

При пользовании раздаточной коробкой запрещается:

- переключать передачи и включать блокировку дифференциала на ходу автомобиля;

- включать нейтральную передачу при работающем двигателе и включенной передаче в коробке передач, если это не связано с работой коробки дополнительного отбора мощности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: