При классификации моторных масел учитываются их вязкостные свойства и эксплуатационные качества, что позволяет определять тип двигателя и режимы работы, в которых следует использовать данное масло.
Эти признаки классификации моторных масел заложены и в российских стандартах, и в зарубежных. Отечественные стандарты адаптированы к американским стандартам, которые предъявляют к маслам менее жесткие требования, чем европейские, хотя методы испытаний могут быть одинаковы. В настоящее время в обозначениях моторных масел принято указывать марки по российским и американским стандартам.
В соответствии со стандартами моторные масла разделяют по вязкости на классы, а в зависимости от вязкостных характеристик по сезонности применения на летние, зимние и всесезонные.
В российском ГОСТ 17479.1–85 для летних масел определяется кинематическая вязкость при +100°С, для зимних и всесезонных вязкость при +100°С и при –18°С. Соответственно для сезонных масел указывается цифрой класс, соответствующий вязкости при +100°С или при –18°С, а для всесезонных в числителе класс при –18°С, а в знаменателе – класс вязкости при +100°С, прописная буква «З» означает, что масло содержит загущающую присадку. По классификации Американского общества инженеров-автомобилистов (SAE) масла маркируются сходным образом: летние цифрами 20, 30, 40, 50 и 60 (это класс вязкости при температуре +98,9°С), зимние 0W, 5W, 10W, 15W и 25W (цифра – класс вязкости при –17,8°С, «W» – зима, от англ. Winter). Всесезонные масла обозначаются сдвоенным индексом, один из которых соответствует зимнему, другой – летнему классу. Например, 10W–50.
|
|
Показателем вязкостно-температурных свойств, как указывалось выше, является индекс вязкости. Этот показатель также используется при классификации моторных масел. Для летних масел ИВ обычно имеет величину 85–110, для зимних и всесезонных – 95–125 и более. Синтетические масла обладают показателем 140 и выше, что делает их работоспособными в широких температурных диапазонах.
В таблице 7 приведены примеры классификации по действующему стандарту (ГОСТ 17449.1–85) и соответствие классификации Американского общества инженеров – автомобилистов (SAE).
Таблица 7
Классы вязкости моторных масел
Класс | Вязкость кинематическая, мм2/с | ||
по ГОСТ | по SAE | при 100°С | при –18°С, не более |
3,8–4,1 | |||
5,6–7,0 | |||
7,0–9,5 | – | ||
9,5–115 | – | ||
11,5–13,0 | – | ||
15,0–18,0 | – | ||
18,0–23,0 | – | ||
3З/8 | 5w–20 | 7,0–9,5 | |
4З/6 | 10w–20 | 5,6–7,0 | |
4З/10 | 10w–30 | 9,5–11,5 | |
5З/10 | 15w–30 | 9,5–11,5 | |
5З/14 | 15w–40 | 13,0–15,0 | |
6З/10 | 20w–30 | 9,5–11,5 | |
6З/16 | 20w–40 | 15,0–18,0 |
В зависимости от уровня эксплуатационных свойств и области применения моторные масла делятся на группы (таблица 8).
|
|
Таблица 8