Проведите сравнительный анализ колористических построений в произведениях средневековой живописи, постимпрессионистической живописи (например, «Мадонна с младенцем на троне», пизанский мастер и «Жена короля», П. Гоген, ГМИИ).
Проведите сравнительный анализ реалистической и психологической интерпретации цвета в произведениях К. Моне и В. Ван Гога (например, «Руанский собор вечером», К. Моне и «Красные виноградники в Арле» В. Ван Гога, ГМИИ).
Проведите сравнительный анализ «Вакханалии» П. П. Рубенса и «Великодушия Сципиона» Н. Пуссена, ГМИИ, монументальных росписей дворца в Кусково).
Сравните художественные принципы импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма (проведите сравнительный анализ следующих произведений из ГМИИ: «Скалы в Бель-Иль» К. Моне, «Сосна» П. Синьяка, «Сбор плодов» П. Гогена, «Красные рыбки» А. Матисса).
Сравнительный анализ визуальных текстов:
1. И. Я. Вишняков «Портрет князя Ф. Голицына в детстве» и «Портрет мальчика Челищева» О. А. Кипренский.
2. «Портрет А. Б. Куракина» В. Л.Боровиковский и «Портрет П. А. Демидова» Д. Г. Левицкий (парадный портрет).
|
|
3. Пейзажные этюды А. Иванова: «Ветка», «Аппиева дорога».
4. С. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом» (образ Италии в живописи Щедрина).
5. А. Г. Венецианов «Девушка с васильками» и В.Тропинин «Кружевница».
6. А. Г.Венецианов «Лето. Жатва» и П. А. Федотов «Сватовство майора».
7. В. Серов «Девушка, освещённая солнцем» и И. Е. Репина «Осенний букет».
8. М. А.Врубель. «К ночи» или «Сирень» (станкове и декоративное).
9. «Мадонна с младенцем» Л. Кранах Старший (ГМИИ),
П. Лианори «Мадонна с младенцем и со святыми» и П.Бордоне «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и СВ.Георгием».
11. К.Лорренн «Пейзаж с похищением Европы» и Ян ван
Гойен «Вид реки Ваал у Неймегена».
12. Рембрандт «Изгнание торгующих из храма» и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».
13. В. Хед «Ветчина и серебряная посуда» и П. Клас «Завтрак».
14. «Вакханалия» П. П. Рубенс и «Великодушие Сципиона» Н. Пуссен (барокко-классицизм)
15. Я. Йорданс «Сатир в гостях у крестьянина» и Г. Метсю «Девушка за работой» (фламандский и голландский бытовой жанр).
16. Ф. Буше «Геркулес и Омфала».
17. Ф. Гварди «Венецианский дворик» и «Венецианский вид».
18. К.Моне «Бульвар капуцинок в Париже» и О. Ренуар
«Купание на Сене. Лягушатник».
19. Э. Дега «Танцовщица у фотографа» и «Голубые танцовщицы».
20. П. Гоген «Сбор плодов»1899 г. и ВВан Гог «Красные
виноградники в Арле».
21. П. Сезанн «Персики и груши» и А. Матисс «Фрукты и бронза».
АНАЛИЗ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
План анализа монументальной живописи
Единство архитектурной формы и стенописи. Функциональные особенности архитектурной формы (столбы, стены, купола, потолки) и принципы сюжетно-тематического развития живописной композиции.
|
|
Символическая взаимосвязь архитектурных форм и живописи (например, средневековая иконография сюжетов и их связь с символикой архитектурной формы – символика Христа Пантократора и роль купола и т. д.).
Функциональная взаимосвязь живописи и культуры дворцовых и общественных построек нового и новейшего времени. Росписи парадных интерьеров барокко и классицизма (парадный дворец в Кусково, росписи дворцовых помещений Версаля – зал Войны, зал Мира и т. д).
Принцип взаимосвязи архитектурной формы и выразительных возможностей техник монументальной живописи – мозаики, витража, темперной техники, фрески. Особенности архитектурной композиции и характер освещения интерьера Софии Константинопольской и использование светоотражающих и светопоглощающих эффектов византийских смальт. Конструктивные особенности готической архитектуры и формирование оконного витража.
Конструктивные особенности современной архитектуры и выразительные особенности витража. Ф. Леже, М. Шагал и новое понимание монументальной живописи.
3.2.2. Задание для анализа монументальной живописи Произведите анализ визуальных текстов, хранящихся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства Андрея Рублева:
1. Роспись церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, созданная в 1199 году.
2. Росписи преподобного Андрея Рублева в Спасском соборе.
3. Фрески из Можайского Лужецкого монастыря, созданных при митрополите Макарии (1535-1555).
4. Фрески соборов Чудова монастыря в Кремле 1650-х годов.
5. Фрески Троицкого Макарьева в Калязине на Волге 1654 года.
6. Фресковый иконостас Петровского времени из Благовещенской церкви 1700 года в г. Юрьевце.
7. Фрагменты росписей Воскресенской церкви в Поволжском г. Пучеже, созданных по заказу града Ярославля посадских людей в 1789 году.