Самовоспитание и перевоспитание личности

Самовоспитание — осознанная, целеустремленная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие, само­образование, совершенствование положительных и преодо­ление отрицательных личностных качеств.

Компонентами самовоспитания являются самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль. Приема­ми самовоспитания служат самоприказ, самоободрение, само­внушение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание.

Стимул самовоспитания — правильное воспитание, ко­торое включает не только воспитательную деятельность воспитателя, но и собственные усилия воспитанника.


Элементы самовоспитания присутствуют уже у детей дошкольного возраста: они не могут пока осмыслить свои личностные качества, но в состоянии определить, что такое хорошо и какие поступки вызывают у взрослых негатив­ную реакцию.

В подростковом возрасте проявляется потребность в са­мопознании, самоанализе и самооценке. Но из-за отсутствия социального опыта и специальной подготовки подростки не всегда могут понять мотивы собственных поступков. Поэто­му необходимо тактичное руководство взрослых.

В юношеском возрасте процесс самовоспитания становится более осознанным и целенаправленным. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на серьезном анализе собственных индивидуальных возможностей. Чем выше степень осознанности, тем более значимо самовоспитание для саморазвития личности.

Уровень самовоспитания характеризует уровень воспи­танности личности в целом. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

Обучение, воспитание и самовоспитание взаимосвязаны друг с другом в едином учебно-воспитательном процессе. Насколько результативным будет этот процесс, зависит от их единства.

Перевоспитание — вид воспитания, цель которого уст­ранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.

Этот процесс нелегкий, длительный, требующий много сил и терпения. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних, непривычные для воспитуемых. Трудно перевоспитывать, если отрицательные черты приобрели стойкий характер. А.С. Макаренко учил родите­лей и воспитателей: «Воспитывать надо так, чтобы ничего;, потом не пришлось переделывать».

Преступные наклонности, аморальное поведение и привычки приобретаются человеком в результате отрицательного влияния среды, неправильного воспитания, неблагоприятных условий жизни. Таких воспитуемых называют


«трудными» или «педагогически запущенными», что более правильно. Среди них встречаются индивиды невосприим­чивые и сопротивляющиеся воспитательным воздействиям, с непатологическими отклонениями психики и др.

Перевоспитание может дать положительные результаты в случае, если у человека появляется потребность в самоисправлении, он начинает осознавать необходимость в из­менении образа жизни, привычек, поведения.

Для перевоспитания важно расположить личность к себе; выявить причины, способствующие возникновению проблем; создать систему целевых ориентации, которые бы определили ближние (игра, поездка, подарок), средние (включение в работу кружка, секции, участие в походе, по­ездка в лагерь и др.) и дальние перспективы (жизненное и профессиональное самоопределение); изменить обстанов­ку, в которой живет или учится воспитанник (перевести в другой коллектив, включить в новую деятельность, отвле­кающую его от прежних интересов); воздействовать на личность воспитанника, на его сознание, чувства, волю с целью наступления перелома в его поведении и др.

Важным условием, обеспечивающим эффективность процесса перевоспитания, является преодоление у воспи­туемых негативного отношения к требованиям воспитате­лей. Поэтому воспитатель должен научиться строить пра­вильные взаимоотношения с воспитуемым, что может помочь преодолеть отчужденность, конфликты. Нельзя восстанавливать коллектив против проблемного воспитан­ника, нужно бороться за каждую личность. Следует дать понять воспитаннику, что воспитатель борется не против него, а против его негативных поступков.

Для перевоспитания используют как традиционные ме­тоды воспитания, так и метод взрыва — «мгновенное воз­действие, переворачивающее все желания человека, все его стремления» (А.С. Макаренко). Этот метод помогает вос­питаннику остро почувствовать и пережить невозможность Дальнейшего отрицательного поведения, заставляет его из­менить отношение к своему поведению и к окружающим, вызывает потребность начать жить по-новому.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: