Введение

Теоретический материал

Современный русский литературный язык представляет собой строгую систему – внутренне организованную совокупность его единиц, связанных устойчивыми отношениями. Такими единицами являются звуки (фонемы), морфемы, слова, словоформы, словосочетания и предложения. Изучением объективно существующих норм образования и функционирования этих языковых единиц занимается наука о современном русском литературном языке. Основы этой науки излагаются в курсе русского литературного языка – учебной дисциплине, занимающей важное место среди других лингвистических дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки учителей начальной школы.

Слова, входящие в термин «Современный русский язык»,точно обозначают его предмет и признаки: «язык» - называет общественное явление, служащее важнейшим средством человеческого общения, «современный» - указывает на синхронный аспект его изучения, «русский» - обозначает, что творцом его и носителем является русский народ.

Русский язык является языком межнационального общения народов России, а также народов бывшего Советского Союза. Двуязычие - владение родным и русским языками – это бесспорный лингвистический и общественный факт. Являясь языком русской нации, имеющей великую культуру, русский язык способствуют взаимному обогащению национальных культур, научному обмену, распространению оперативной информации, деловым связям и т. д.

Русский язык – один из мировых языков, один из наиболее развитых и совершенных. Авторитет его очень высок.

Русский язык активно функционирует в современном мире. Он является одним из официальных, рабочих языков ООН и ряда других международных организаций. Интерес к русскому языку в зарубежных странах постоянно растет.

Русский язык принадлежит к числу славянских языков, которые подразделяются на три группы: восточную, западную и южную. К восточной относятся русский, украинский, белорусский языки; к западной – польский, чешский, словацкий, нижне- и верхнелужицкий; к южной – болгарский, сербохорватский, словенский и македонский.

Все славянские языки очень близки между собою. Эта близость в фонетической системе, грамматическом строе и словарном составе объясняется тем, что славянские языки имеют общую основу, из которой развились, - праславянский язык. Особенно много общего наблюдается между русским, украинским и белорусским языками, так как они возникли из единого источника – древнерусского языка, который образовался на базе восточнославянских территориальных диалектов. Это произошло после распада праславянского языка, в период, когда у восточных славян на смену родоплеменному пришел феодальный строй.

Большую роль в развитии языка древнерусской(восточнославянской) народности сыграли образование Киевского государства и возникновение письменности, вместе с которой начинают развиваться литература и литературный язык. В эпоху Киевской Руси древнерусская народность создала богатую литературу и оригинальное искусство, явилась творцом и носителем высокоразвитого языка.

В силу ряда причин (феодальной раздробленности, междоусобных войн) древнерусская народность и ее язык распались. С XIV в. на основе областных диалектов периода феодальной раздробленности начинают формироваться языки русской, украинской и белорусской народностей в различной исторической обстановке. Формирование русской народности и ее языка происходило на территории Ростово-Суздальской земли, где центром политической и экономической жизни сначала являлся Владимир, а затем Москва, начавшая объединять вокруг себя земли и княжества. К концу XV в., при Иване III, была ликвидирована феодальная раздробленность. Ведущую роль при образовании языка русской народности играл северно-русский по происхождению говор Москвы и ее ближайших окрестностей.

На основе русской народности с XVII в. Развивается русский национальный язык. К этому времени закончилось экономическое и политическое объединение русских земель. Перерастание языка русской народности в язык русской нации происходит постепенно на протяжении XVII – XVIII вв. на базе московского диалекта, который в этот период, впитав элементы южнорусского происхождения, превратился в среднерусский, утратив при этом свою территориальную ограниченность.

К началу XIX в. был создан русский литературный язык на национальной основе, он развивался и обогащался на протяжении XIX и XX вв.

XIX век можно считать первым периодом развития современного русского языка. С конца XIV в. До нынешнего времени - второй период, который характеризуется вполне сложившимися, закрепившимися, совершенными языковыми нормами. Таким образом, хронологическими рамками современного русского языка принято считать почти два века. Это не удивительно. Язык принадлежит числу очень устойчивых явлений, и понятие современности его не может определяться годами, даже десятилетиями.

Русский язык в его нынешнем состоянии включает в себя элементы как общенациональные, так и территориально ограниченные (диалектные), социально обусловленные (профессиональные), функционально замкнутые (жаргонные). Основой современного русского языка является литературный язык, система норм которого считается общеобязательной, закрепленной. В эту систему входят частные нормы: произношения, написания, формообразования, словоупотребления и др.

Литературные нормы осознаются не только как обязательные, но и как правильные, образцовые. Они объективно закреплены в языке и реализуются в речевой практике: говорящий и пишущий должны их соблюдать. Без обязательности норм литературный язык не может существовать и успешно выполнять коммуникативную функцию.

Нормы литературного языка обеспечивают его устойчивость и преемственность, понятность для разных поколений.

Обязательность и стабильность литературных норм не отрицают их развития. В русском языке немало вариантов норм, которые сосуществуют, а иногда и конкурируют. Со временем отдельные нормы могут устаревать и даже полностью утрачивать силу. Примером могут служить нормы произношения – старомосковская и новая. Сейчас некоторые правила утратили свою актуальность – отдельные нормы старомосковского произношения можно считать архаичными. Например: старом. учут, совр. учат и др.

Литературный язык неоднороден. Он представляет собой систему функциональных стилей. Обычно в литературном языке выделяют общественно-публицистический, научный, официально-деловой стили – как преимущественно книжно-письменные (рациональные) в противовес обиходно-разговорному стилю.

В особом отношении к ним находится стиль художественной речи – преимущественно экспрессивный, эмоциональный; он использует элементы всех других языковых стилей как средства изобразительно-выразительные. Таким образом, литературный язык и язык художественной литературы далеко не одно и то же. Язык художественной литературы включает и нелитературные элементы – просторечные, диалектные, профессиональные и др.

Русский литературный язык функционирует в форме устной и в форме письменной речи. Эти речевые формы употребляются при разных внеязыковых условиях и отличаются разным отбором языковых средств.

Устная речь представляет собой непринужденную речь носителей литературного языка. Ее непринужденность создается отсутствием: а) официальных отношений между говорящими; б) условий, нарушающих неофициальность обстановки.

Устная речь является неподготовленной, более естественной и самопроизвольной речевой формой, так как строится без языкового образца. Она менее обдуманна и отработанна, отличается специфическим отбором лексико- грамматических средств. В состав ее лексики входят разговорные, просторечные, иногда диалектные слова и обиходная фразеология. Ее синтаксис характеризуется частым употреблением простых и неполных предложений. Из сложных предложений употребляются чаще, чем сложноподчиненные, причем эти совершенно разные конструкции могут сменять и прерывать одна другую. В устной речи редко используются причастные и деепричастные обороты, не всегда обычный порядок слов, особый (разговорный) стиль произношения. Устная речь сопровождается и вспомогательными средствами передачи мысли: жесты и мимика, интонация и паузы, повторения.

Чаще всего устная речь является диалогической. Но она может быть и монологической – в лекциях, докладах, выступлениях – и в этих случаях по лексике и синтаксису приближается к письменной речи.

При помощи устной речи достигается быстрота передачи и восприятия мысли, поскольку речь адресуется непосредственно собеседнику и рассчитана на слуховое восприятие.

Письменная речь – это книжный литературный язык. Она всегда обдуманна, строится по заданному образцу, отличается сложной системой графики и орфографии, посредством которой передается то или иное содержание.

В лексико-грамматическом отношении письменная речь характеризуется строгим соблюдением литературных норм языка – особым отбором лексики и фразеологии, сложным синтаксисом. В ней большое значение имеет порядок слов в предложении.

Цель письменной речи – достижение точности передачи и восприятия того или иного содержания при помощи лексико-грамматических средств. Рассчитана она на зрительное восприятие информации и потому бывает преимущественно монологической.

Содержание курса.

Современный русский литературный язык как единая сложная система объединяет частные системы: образование и функционирование звуков, морфем, слов словоформ, словосочетаний и предложений. Этим системам соответствуют основные разделы курса современного русского языка, которые подразделяются на основные и прикладные.К основным разделам относятся фонетика, фонология, лексикология, фразеология, словообразование, морфология и синтаксис.

К прикладным разделам относятся лексикография, графика, орфография, орфоэпия и пунктуация.

Между разделами курса «Современный русский язык» существует тесная связь: фонетика и фонология тесно связаны с морфологией, графикой и орфографией, морфология – с синтаксисом, лексикология – с фразеологией и лексикографией, синтаксисом, словообразование – с лексикологией и морфологией, синтаксис – с пунктуацией и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: