Лекция 1. Понятия, определения, структура сферы услуг

Введение.

Недооценка потенциальных возможностей сектора услуг. В мировой экономике последние 4 десятилетия ускоренно развивается третичный сектор. Он опережает остальные сектора по всем показателям - темпам роста, численности занятых, доле в ВВП, и отрыв растет.

Недостаточная изученность по сравнению с промышленностью и с/х. Пример- организация курсов на кафедре. Разрозненные исследования ведутся в основном в отдельных подотраслях сектора (финансы, транспорт, торговля, туризм и рекреация).

Становление курса географии услуг. Факторы развития науки в 1960-70-е годы: изменения в российской экономике и обществе - больше внимание к человеку, улучшение быта, знакомство с западными исследованиями. Роль В.В. Покшишевского и С.А. Ковалева (взгляд из географии населения и расселения, и в рамках плановой экономики). Основные сюжеты - размещение и доступность услуг, оценка комплексности развития обслуживания на территории. Новаторская роль курса для своего времени. Дальнейшее развитие курса в 70-80-е годы. Дополнения А.И. Алексеева - психология потребностей и социология потребления. А.А. Ткаченко - формы организации сферы услуг, иерархия центров обслуживания, формализация методов оценки размещения сети услуг. Последние дополнения - западный опыт и элементы экономики сферы услуг.

Структура курса

1. Понятия, определения, структурирование, место среди других наук

2. Мировые тенденции развития сферы услуг (экономика)

3. Потребности в услугах (социология)

4. Территориальная организация (география)

5. Информационная база

6. Методы измерения

7. Развитие отраслей сферы услуг в переходный период.


Лекция 1. Понятия, определения, структура сферы услуг.

Что такое услуга - однозначное определение отсутствует:

а). Все что не входит в производственные сектора - промышленность и сельское хозяйство, строительство.

б) Через функциональные отличия. В чем различие между товаром и услугой? Товары осязаемы, материальны, могут храниться и транспортироваться. Услуги не материальны и неосязаемы, должны потребляться и предоставляться в момент их производства.

Определение Т Хилла: "Услуга определеляется как изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, которое достигается в результате сознательных действий другого участника данных отношений". Аморфное и слишком широкое определие. Дополнение Сивицкого А.В.: "без качественных изменений самого участника (предмета)"

в) Покшишевский В.В.: "Услуги - это труд, направленный непосредственно на удовлетворение потребностей определенной личности (клиента, потребителя)".

Классификации сектора услуг. В сектор услуг входят различные отрасли, не связанные между собой. Существует множество классификаций, основанных на разных подходах к понятию услуг, проблема единого подхода не решена до сих пор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: