Важнейшей составной частью процесса социологического познания являются прикладные социологические исследования. Они представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем [1, с. 293]. Существует стереотип, согласно которому единственным способом сбора социологической информации является опрос. На самом деле, арсенал методов сбора первичной информации значительно шире.
Методы сбора первичной социологической информации:
– социологический опрос;
– социологическое наблюдение;
– социологический анализ документов;
– социологический эксперимент.
Социологический опрос – это метод сбора социологической информации, при котором источником информации выступают словесные сообщения людей (респондентов).
Первичной информацией для социологического анализа при использовании опроса являются ответы респондентов. Респондент – это тот, кто отвечает на вопросы анкеты или интервьюера.
Преимущества и недостатки опроса:
Этот метод незаменим, когда респонденты выступают уникальным источником информации об изучаемых явлениях как субъективного, так и объективного характера (ценности, мнения, факты, события). Однако информация преломлена сквозь психику и сознание людей, что необходимо учитывать при интерпретации. Таким образом, недостатком опроса является проблема качества и надёжности получаемых данных.
Виды опросов:
– сплошной опрос и выборочный опрос;
– одноразовые опросы и многоразовые опросы;
– интервью (индивидуальное, групповое) и анкетирование(очное, заочное).
Остановимся на интервью как одной из разновидностей опроса, где респондент непосредственно взаимодействует с исследователем. Интервью – проводимая по определённому плану беседа, предполагающая личный контакт интервьюера с респондентом. Существует множество разновидностей интервью: документальные интервью и интервью мнений; групповое и индивидуальное интервью; свободное (нестандартизированное) и формализированное (стандартизированное) интервью; глубинное и фокусированное.
В 60 – 90 гг. ХХ ст. в социологии широкое распространение получил метод наблюдения [1, с. 318].
Социологическое наблюдение – метод сбора социологической информации; проводимая исследователем непосредственная целенаправленная фиксация событий, а также условий, в которых они происходят.Преимущества наблюдения: оперативность, прямой контакт между исследователем и объектом, возможность подробного отображения событий.Недостатки наблюдения: уникальность наблюдаемой ситуации, неповторяемость, сложность фиксации, вмешательство наблюдателя в ситуацию.
Виды наблюдений*:
Основания для классификации | Разновидности наблюдений |
Положение наблюдателя относительно объекта | Включённое, невключённое |
Степень формализованности наблюдения | Стандартизированное, нестандартизированное |
Наличие или отсутствие контроля | Контролируемое, неконтролируемое |
Условия организации наблюдения | Систематическое, случайное, эпизодическое |
Место проведения наблюдения | Полевое, лабораторное |
Продолжительность наблюдения | Одномерное, панельное |
*Составлено по источнику [1, с. 327].
Одним из самых распространённых общенаучных методов является эксперимент. Он пришел в науку об обществе из естественных наук.
Социологический эксперимент – это метод исследования, который позволяет получить информацию об изменении свойств изучаемого социального объекта в результате воздействия на него создаваемых и контролируемых экспериментатором факторов.
Виды экспериментов:
– научный эксперимент,
– прикладной эксперимент,
– лабораторный эксперимент,
– полевой эксперимент,
– параллельный эксперимент,
– последовательный эксперимент,
– контролируемый эксперимент,
– естественный эксперимент.
Социологический эксперимент основывается на разработке определённой гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе применения данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система [1, с. 347]. Значимость эксперимента в том, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых объектах; во-вторых, даёт возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы; в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта; в-четвёртых, даёт исследователям возможность изучать не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов, и, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и основания новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития [1, с. 360]. Эксперимент имеет недостатки, связанные с трудностями его проведения (проблема чистоты эксперимента, учёта случайных факторов и др.). Кроме того, часто социальный эксперимент затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем возникают этические проблемы.
Перечисленные выше методы сбора информации позволяют социологам получить первичные данные, которые требуют обработки и интерпретации. Часто для получения объективной информации учёные комбинируют несколько методов в рамках одного исследования.