Группы детей, имеющих проблемы | Типы ситуаций пед.поддержки | Варианты ситуаций пед.поддержки |
Группы детей, имеющих ситуативные проблемы | Ситуации предупреждения | -ситуации совместного проектирования перспектив ребенка -ситуации развития коммуникативной культуры -ситуации нравственной беседы -ситуации опоры на интересы ребенка - ситуации развития лидерских качеств |
Группы детей с устойчивыми проблемами | Ситуации коррекции проблем | - ситуации предоставления жизненных ориентиров - ситуации правовой беседы - ситуации авансирования доверием - ситуации поощрения инициативы - ситуации поручения -ситуации восстановления статуса ребенка |
Группы детей, имеющих значительные проблемы | Ситуации преодоления проблем | -ситуации преодоления негативного жизненного сценария -ситуации правовой защиты -ситуации посредничества -ситуации индивидуального сопровождения -ситуации разумного компромисса |
- Изучите материалы таблицы 2 «Этапы пед. поддержки»
Таблица 2
|
|
№ | Этапы пед.поддержки | Содержание деятельности | Приемы и методы организации деятельности |
1. | Сигнальный | 1.Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка проблемы: -неадекватное поведение (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); - обращение родителей к педагогу или администрации; - тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей; - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2.Учитель обрабатывает полученную информацию и формирует предположения о содержании и причинах возникновении проблемы. 3.Обеспечивается психологическая готовность педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения. 4.Консультация педагога у специалистов. |
|
2. | Контнактно-созидательный | 2.Определяется эмоционально-психологическое состояние школьника, его готовность к общению. 2.Обеспечивается эмоционально-положительное настроение ребенка к беседе, устраняются психологические барьеры. 3.Осуществляется поиск и установление первоначального контакта с учеником. | 1.Ситуативное тестирование. 2.Приемы ритуального коммуникативного взаимодействия 3.Прием «Ты-высказывание». |
3. | Диагностический | 1.Организуется доверительная беседа с учащимся. 2.Диагносируется (раскодируется) проблема ребенка. 3.Определются причины возникновения проблемы | 1. Приемы активного эмпатийного слушания. 2.Приемы «проговаривания». |
4. | Проектный | 1.Учащийся с помощью учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло. 2.Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. 3.Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы. | 1.Методика «Кот в сапогах» (О.В.Хухлаева). 2.Методика самопроектирования. |
5. | Деятельностный | 1.Ребенок осуществляет план намеченных действий по решению проблемы. 2.Осуществляется педагогическая поддержка усилий ребенка. | 1.Методы педагогической деятельности ребенка. 2.Методы педагогической поддержки учащегося. |
6. | Результативно-оценочный | 1.Совместно с ребенком обсуждаются успехи и неудачи на предыдущих этапах деятельности. 2.Констатируется факт разрешения проблемы или переформулирование затруднения. 3.Ребенок осмысливает жизненный опыт, накопленный в процессе решения проблемы. | 1.Приемы рефлексии и саморефлексии. 2.Метод беседы. |
- Составьте диагностические материалы (анкеты, опросники, планы беседы) для различных этапов и разных субъектов педагогической поддержки (родители, социальные партнеры, педагоги дополнительного образования и др.).
- Заполните Карту индивидуальной поддержки ребенка, используя монографические характеристики
Имя ребенка | ||||
Краткая характеристика условий семейного воспитания | ||||
Основные проблемы обучающегося | ||||
Цель педагогической поддержки | ||||
Деятельностный компонент поддержки | ||||
Этапы пед.поддержки | Используемые ситуации педагогической поддержки | Субъекты ситуации | Приемы и методы организации деятельности | Предполагаемые результаты |
Диагностические методики | ||||
Рекомендации педагогам, родителям по взаимодействию с обучающимся |
6. Подготовьте выступление на педагогическом совете по результатам работы вашей группы.
|
|
Проанализируйте фрагмент монографической характеристики. Определите характер проблем этого учащегося.
Обсудите в микрогруппах, в чем заключается особенности установления с этим ребенком продуктивной коммуникации.
1.Сережа Б., ученика 7 класса:
Мальчик постоянно является организатором драк, конфликтных ситуаций. Проявлялось стремление доминировать над окружающими, ни в чем им не уступать. Наблюдения педагогов показывали повышенную чувствительность к критике, недовольство своим положением, недостаток признания со стороны окружающих. Одновременно просматривались трудности в общении, в построении контактов с окружающими. Подросток был легко возбудим, часто кричал, выплескивая эмоции, демонстрировал агрессию.
2.Лена П., ученица 5 класса:
В классе девочка устойчиво занимает позицию изгоя, отверженного ребенка. Со сверстниками не общается. Практически отсутствуют подруги и друзья. На уроках отвечает только по требованию учителя, самостоятельно инициативу никогда не проявляет. Можно говорить о достаточном потенциале и высоких учебных возможностях. Лена воспитывается в малообеспеченной неполной многодетной семье, где одна мама воспитывает трех детей. Материальный достаток семьи очень низкий, поэтому девочка не может хорошо одеваться, пользоваться свободными деньгами. Именно это и является основной причиной ее низкого социального статуса в данном коллективе учащихся.
3. Петя Г. ученик 9 класса
Петя перешел в новую школу месяц назад. В новом коллективе он еще не проявил себя, не нашел друзей. Молодой человек не общителен, на уроках не активен. Самым серьезным его увлечением является компьютер. Петя много читает, но в основном, фантастику. Среди учебных предметов предпочтение отдает информатике, физике. Семья благополучная, обеспеченная, родители с высшим образованием, но очень заняты на работе, поэтому большую часть времени мальчик предоставлен сам себе.
|
|
4. Света В. ученица 8 класса.
Света имеет выраженные признаки интеллектуальной одаренности, является победительницей олимпиад разного уровня по биологии и химии. Света значительно опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии. Родители, особенно бабушка, проявляют гиперопеку, вследствие чего девочка недостаточно социализирована. Она одевается и выглядит несовременно, поэтому она является предметом насмешек, у нет подруг и друзей. Света испытывает трудности в общении с противоположным полом. Родители не видят ее проблем, и не хотят их признавать.
5. Олеся Я. ученица 6 класса
У девочки наблюдались проблемы в отношении со сверстниками, особенно с мальчиками в классе, она чрезмерно застенчива, робка, молчалива. Отсутствие друзей усугубляет ситуацию, кроме того, Олеся не успевает по двум предметам. Девочку воспитывает одна мама, семья малообеспеченная.
6. Саша Л. ученик 6 класса
Мальчик постоянно являлся организатором драк, конфликтных ситуаций. У мальчика сложности в учебе по многим предметам, нерегулярно выполняет домашнее задание. Саша является неформальным лидером группы трудных подростков в классе. Семья полная, но авторитарная, отец на замечания педагогов реагирует однообразно - физическим наказанием. Поэтому мать скрывает от него многочисленные факты нарушения дисциплины.