Научные подходы к управлению качеством:
· количественный;
· системный;
· процессный;
· ситуационный;
· и др.
Концепции к управлению качеством:
Разработка теории управления качеством велась как зарубежными, так и отечественными учёными. Работа русских учёных П.Л. Чебышева и А.М. Ляпунова являются теоретической основой выборочного контроля качества. Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные ученые И.Г. Венецкий, А.М Длин, американские ученые У.А. Шухарт, Э. Деминг, А. Фейгенбаум.
В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:
· система качества (Quality System);
· система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
· всеобщее управление качеством (Total Quality Management);
· обеспечение качества (Quality Assurance);
· управление качеством (Quality Control);
· статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
· система обеспечения качества (Quality Assurance System);
· гарантия продукции (Product Assurance);
· всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
· передовой производственный опыт (Good Manufacturing Practices);
· система управления производственными ресурсами (Environmental Management System);
· система «мы обеспокоены» (We Care);
· система «обеспокоенность ответственных лиц» (Responsible Care);
· всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды (Environmental TQM);
· всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
· интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
· менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
· полное (сквозное, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management);
· интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
· система внедрения непрерывных улучшений (Continuous Improvement Implementation System);
· полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
· менеджмент системы качества (Quality System Management).
Существуют и другие концепции менеджмента качества. В конспектах лекций приведена только небольшая их часть, но важная для понимания качества как объекта управления. Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества.