Процесс обновления систем внутришкольного управления в конкретном образовательном учреждении во многом зависит от интенсивности, целенаправленности, содержания инновационных процессов в нем, а также в других образовательных учреждениях.
Наиболее значимыми для развития внутришкольного управления считают следующие тенденции:
1) объективное усложнение потребностей социальной среды и самих школ в новом характере управления;
рост требований к качеству управленческой деятельности в школе;
появление новых благоприятных возможностей осуществления эффективного управления школами;
4) развитие систем внутришкольного управления.
Вышеназванные тенденции приводят к инновационным
процессам в системах внутришкольного управления. Перечислим их:
переход к личностно-ориентированному обучению;
включение в число оснований для построения моделей образовательных учреждений национальных и религиозных ценностей;
осмысление роли и места образования, школы в процессе становления личности учащихся;
|
|
ориентация на демократическое, гуманистическое управление;
осмысление роли системы внутришкольного управления как носителя и реализатора определенных значимых ценностей;
учет конкретного социального заказа;
подготовка программ и концепций развития школы и др.
Существенные изменения в правовом статусе образовательных учреждений, состоянии объекта управления, его задач привели к возникновению новых функций управления. К числу таких изменений относят:
S расширение компетенции школы и связанное с ним расширение границ объекта управления;
S отражение этого процесса в управленческом сознании;
S обогащение образа управляемого объекта;
S появление или необходимость появления новых целостных объектов управления (новых типов, видов, моделей школ) или их новых элементов, аспектов, связей, отношений;
S существенные качественные изменения во внешней среде школы как источнике социального заказа и поступлений необходимых ресурсов;
•S освоение стратегического и долгосрочного планирования;
S возникновение новых процессов, видов деятельности в объекте (исследований и разработок, эксперимента, экспертизы);
S освоение новых видов управления.
Новым явлением стало выделение в составе управленческих функций специальных функций развития и управления инновационными процессами. Школы начали осуществлять работу по анализу своей внешней среды. и прогнозу тенденций ее изменения в будущем. Усилилось внимание школ к развернутому анализу своих достижений на всех последовательных этапах ее развития со специальным выявлением конкурентных преимуществ. При этом анализ результатов функционирования школ связывается с успехами в постановке образовательного процесса.