1. Значение факультативных занятий. Как отмечалось в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60 — начале 70-х годов,
когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор. Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.
С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных учебных предметов, которые интересуют учащихся; б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.
|
|
2. Содержание и организация факультативных
занятий. Как уже отмечено, факультативные занятия
проводятся параллельно с изучением обязательных
учебных предметов с целью углубления и обогащения
знаний учащихся -и развития их творческих способнос
тей и дарований. Это оказывает влияние на их содержа
ние. Оно может включать в себя более глубокое изучение
отдельных тем или разделов учебной программы по пред
мету, а также содержать новые темы и проблемы, выходя
щие за пределы программы. Для этого в помощь учи
телю составляются специальные программы и создаются
учебные пособия по факультативным предметам.
Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.
3. Формы внеклассной учебной работы.
1. Понятие о формах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но наряду с обязательными учебными занятиями вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и
призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.
|
|
2. Предметные кружки и научные общества. Если
в школе хорошо поставлена учебная работа по каждому
предмету, то многие учащиеся изъявляют желание расши
рить и обогатить свои знания, приобщиться к техничес
кому творчеству, к проведению опытной работы по биоло
гии и т.д. Это обусловливает необходимость организации
работы предметных кружков и научных обществ школь
ников. Кружки создаются на добровольных началах от
дельно из учащихся параллельных классов или же, если
параллельных классов нет, из учащихся 5—6-х, 7—8-х и
т.д. классов. Руководство работой кружков осуществля
ют учителя-предметники.
Содержание занятий кружков включает в себя:
более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, встреч с исследователями и т.д.
В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель вел кружковую и другую внеклассную работу по своему предмету.
3. Олимпиады, конкурсы,, выставки ученического
технического творчества. Для стимулирования учеб
но-познавательной деятельности учащихся и развития их
творческой состязательности в изучении математики,
физики, химии, языка и литературы, а также в техническом моделировании проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учите-лей, их умении искать и развивать таланты.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Определите сущность учебной экскурсии. Назовите основные виды
и типы экскурсий.
2. Раскройте дидактические основы проведения учебных экскур
сий.
3. Чем обусловлено введение факультативных занятий и в чем за
ключается их сущность?
4. Какие формы учебной работы получили название внеклассных
занятий? Определите их сущность и значение в обучении, развитии и
воспитании учащихся.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983. Сериков В.Н. Школьное творческое общество "Эрудиты". М., 1990. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.
Глава 15