И РЕАЛИЗАЦИЯ
Познание сущности происходит в процессе исследования. Успех зависит, по крайней мере, от трех обстоятельств.
Первое — от осознания важности темы, необходимости «разобраться» с ней во имя развития теории и совершенствования практики, от тяги к раскрытию сущности, неуемного стремления ответить на возникшие вопросы
Второе — от общей подготовленности исследователя, то есть от уровня освоения методологических знаний и навыков, прежде всего выработки научной парадигмы (принятые теоретико-журналистские представления — социально-философские позиции — общенаучная методология). Причем освоение методологии требует свободного и творческого владения и использования ее принципов, норм и средств, а значит — антидогматического и вместе с тем лишенного «актуализма» (стремления работать под жестким контролем политической и научной конъюнктуры «сегодняшних необ-ходимостей», которые нередко заставляют исследователя изменять стремлению к истине). И следует различать «актуализм» и актуальность — работу на текущие и перспективные потребности оптимизации функционирования и развития журналистики.
|
|
Третье — от умения выработать программу исследования и реализовать ее на принятых основах, от умения определить предмет, работать с «литературой вопроса», выдвигать гипотезы, ставить и реализовать цели и т. д. вплоть до подготовки заключительного текста.
Конечно, разные исследователи работают по-разному. Студенты решают по «подсказке» руководителя одни задачи, опираясь главным образом на имеющиеся разработки; молодые исследователи неизбежно действуют иначе, решая уже относительно самостоятельно поставленные задачи; зрелые ученые, идя непроторенными путями, ведут свои разработки по иной методе. Но кажется важным показать процесс исследования в развернутом виде как последовательную совокупность «шагов», причем представлять всю совокупность «шагов» процесса важно исследователю любого типа (даже начинающему, пишущему первый в жизни реферат) — ведь на следующих этапах это окажется важным. А как построить структуру своего исследования, каждый решит для себя сам (начинающий — с помощью преподавателя, зрелый — решая свои конкретные задачи с учетом накопленного опыта и личностных особенностей).