Когда читаешь хороший исследовательский труд, хочется вслед за Пушкиным воскликнуть: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность!»
Это высказывание преследует меня десятилетия. Ведь когда-то рецензия на первую мою большую книгу (содержание которой мне казалось мне доказательно и ясно изложенным, а структура строго выстроенной) называлась «Как ясное сделать непонятным». Справедлива ли она была и в какой мере по отношению к содержанию и форме — вопрос другой. Пушкинская строка бередит душу и посейчас, но уже преимущественно по отношению к тем, кому по поводу их работы могут сказать нечто подобное. Потому и хочется пожелать современным и будущим исследователям журналистики глубины разработки проблем при ясности формулирования смелых концептуальных решений и стройности изложения. И никогда не удовлетворяться достигнутым, а тем более не останавливаться в своем развитии. Ведь настоящий исследователь, решив одну проблему, неизбежно обнаруживает как бы попутно несколько новых, «скрытых» за ней. Да и бурная жизнь журналистики порождает новые проблемные ситуации, требующие внимания. Честь и достоинство исследователя требуют от него мужественно откликаться на запросы времени и по мере сил способствовать развитию демократической, а потому гуманистически ориентированной журналистики.
|
|
CTl
Литература
Абдильдин Ж.М., Балгимбаев А.С. Диалектика активности субъекта в научном познании. Алма-Ата, 1977
Абрамова Н.Г. Несловесное мышление. М., 2002 Абульханова К.А. и др. Акмеология. Уч. М., 2002 Автономова Н.С Рассудок, разум, рациональность. М., 1988 Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. СПб., 2002 Андреев И.Д. 0 методах научного познания. М., 1964 Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000
Андрусенко В.А., ПивоваловД.В. Методология научного познания (альтернативность и правильность научной экстраполяции). Оренбург, 1995 Анисимов О.А. Методологическая культура и принятие решений. М., 2003 Баженов Л.Б. Основные вопросы научной гипотезы. М., 1961 Балашов Л.Е. Ошибки и перекосы категориального мышления. М., 2002 Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984 Баскакова А.Г. и др. История мировой журналистики. М., Ростов-на-Дону, 2004 Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. М., 1965 Бенсон Г. Как стать гением. Аутотренинг творческого потенциала. М., 2004 Березина В.Г. Этика и культура научной работы. СПб., 1999 Берков А.Н. Библиографическая эвристика. М., I960 Верков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск, 1983 Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого исследования. М., 1955 Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973 Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? М., 2003 Больцано Б. Учение о науке. СПб., 2003
|
|
Боно Э. Де. Рождение новой идеи. 0 нешаблонном мышлении. М., 1976
БройльЛуи де. По тропам науки. М., 1962
Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика^., 1970
Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967 /
Бут У.К. Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004 Вайнцванг Н. Десять заповедей творческой личностилМ., 1990 Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999 Вартгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987
Вахтомин Н.К. Практика — мышление — познание. К проблеме творческого мышления. М., 1978
Воблый К.Г. Организация труда научного работника. Киев, 1969 Воробьев Г.Г. Документ. Информационный анализ. М., 1973 Ворожцов В.П., Москаленко А.Г. Методологические установки ученого. Природа и функции. Новосибирск, 1986 Ворошилов В.В. Журналистика. Уч. СПб., 2002
Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988 Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты. М., 1998
Гидлевский А.В. Синергетика интеллектуальных систем. Омск, 2004
Глинский Б.А. и др. Моделирование как метод научного исследования. М„ 1965
Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественные и количественные подходы.
Методология и исследовательская практика. Самара, 2002
Грани научного творчества. М., 1999
Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987
Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967
Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М., 1961
Грязное Б.С. и др. Теория и ее объект, М., 1973
Гусев Б.Н. Магистерская диссертация. Характеристика содержания, оформления и
защиты. Иваново, 1999
Девятко И.Ф. Основы социологического исследования. М., 2002
Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмелология. Уч.пос. СПб., 2003
Дмитриева Е.К. Синтез. Понятие, структура, функции. Саратов, 2001
Доброе Г.М. Наука о науке. Киев, 1989
Долокарое К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. М., 1999
ДэннисЭ., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа.М., 1977
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2002 Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. Уч. М., 2003
Жариков EX., Золотое А.Б. Как приблизить час открытий. Кишинев, 1990 Желенина И.А. Историческая ситуация. Методологический анализ. М., 1987 Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Интеллектуальная визуализация сущности. Красноярск, 1988
Засурский Я.Н. Искушение свободой. М., 2004
ЗемляноваЛ.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995 Зимняя И.А. Исследовательская работа как специальный вид человеческой деятельности. Ижевск, 2001
Иванов Г.М. и др. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981 Иванова-Георгиевская Н.А. Воображение как основа продуктивной деятельности сознания. Астрахань, 1999
Иоселиани А.Д. Место и роль гипотезы в становлении современного научного знания. М., 1999
Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М., 1978 История русской журналистики XVUI—XIX веков. Уч. М., 1963 Казаков СП. и др. Основы научных исследований. Уч. пос. Новокузнецк, 2003 Калошина И.П. Психология творческой деятельности. Уч. пос. М., 2003 Капица СП. и др. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997 Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках. Философско-методологи-ческие проблемы. М., 1986
Карпович В.Н. Объяснение в социальном познании. Новосибирск, 1989 Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск, 1980 Кириллов В.И. Логика познания сущности. М., 1980 Князева Е.Н., Курдюмов СП. Основания синергетики. М., 2002
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987 Комаревич Л.В., Чарушин Е.Б. Введение в системный анализ. Уч. пос. Омск, 2000 Конверский А.Е. Проблема обоснования в логике и методологии науки. Киев, 1985 Копнин П.В. Идея как форма мышления. Киев, 1963 Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974 Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004
|
|
Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1997
Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов-на-Дону, 2002
Косолапое В.В. Методология и логика исторического исследования. Киев, 1977 Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988 Коршунов A.M., Шаповалов В.Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М., 1989
Краевский В.В. Методология научного исследования. Пособие... СПб., 2001 Кублициая М.Н., Мослаков И.К. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади. М., 2003
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 2004
Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М., 1997
Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики. Ростов-на-Дону, 2000 Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980 Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001 Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978
Майданов А.С. Искусство открытия Методология и логика научного творчества. М., 1993
Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 2003
Макаревичус К. Место мысленного эксперимента в познании. М., 1971
Масленников В.Г., Теслунов А.Г. Теория /практика диалектического мышления. Жу
ковский, 2002 /
Масленников М.М. Методологической значение сравнения в научном познании. Во
ронеж, 1968 V
Матвеева Л.В и др. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002 Мерзон Л.С. Проблемы научного факта. М., 1972
Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). М., 2003 Методика изучения периодической печати. М., 1977 Методологические основы научного познания. М., 1972
Методы исследования журналистики. Сб. Ростов-на-Дону, 1974,1979,1981,1984, 1987
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989 Морохова Е.И. Исторический источник, исторический факт в историческом познании. Саратов, 2001
|
|
МосионжникЛ.А. Синергетика для гуманитариев. СПб., 2003 Москвитин А.И. Типология в социальном познании. Философско-методологический анализ. Владивосток, 2001
Мостепаненко М. В. Философия и методы научного познания. М., 1972 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследования. М., 2003 Никитин Е.П. Объяснение — функция науки. М., 1970
Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема. Генезис, структура, функции. Рига, 1988 Носков А.П. Деление понятий. Классификация. Новосибирск, 1996 Основные понятия теории журналистики. М., 1993 Памятка студенту. М., 2003
Перспективы синергетики в XXI веке. Сб., т. 3. Белгород, 2004 Петров Ю.А., Феизов Э.З. Общая методология мышления. Чебоксары, 2001 Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. М., 1999 Подкорытов Г.Н. О природе научного метода. Л., 1988 Пойя Д. Математическое открытие. Решение задач. М., 1976 Полани М. Личностное знание М., 1985 Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976
Попова Н.Л. Экстраполяция как средство научного познания и интегративный фактор в науке. Киев, 1985
Поппер К.Р. Логика научного исследования М., 2004
Поппер К.Р. Объективное знание. М., 2002
ПоркА.А. Историческое объяснение. Таллин, 1987
Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2003
Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979
Прогнозирование в социологических исследованиях. М., 1978
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Уч., М., 2003
Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004
Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984
Психология науки. М., 1998
Пуанкаре А. О науке. М., 1990
Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1976
Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972
Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 1—4, СПб., 2001—2002
Радиожурналистика. Уч, М., 2002
Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982
Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М., 1971
Ракитов А.И. Статистическая интерпретация факта и роль статистических методов в
построении эмпирического знания. М., 1964
Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 2000
Режабек Е.Я. Научный поиск и его этапы. Ростов-на-Дону, 1972 Рекомендации по оформлению диссертаций, дипломных и курсовых работ. М., 1999 Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1991
Рочев С.С. Аналитическая концепция центрального звена творчества. Пермь, 1998 Рузавин Г.И. Методология научного исследования. Уч.пос. М., 1999 Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2002 Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым. М., 1987
Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Уч.пос. М., 1983
О о см
Синергетика социальной коммуникации в современном мире. Йошкар-Ола, 2001 Синергетика и методы науки. СПб., 1998 Синергетическая парадигма. М., 2002 Славская К.А. Мысль в действии. М., 1968
Соколов А.Н. Проблемы научной дискуссии. Логико-гносеологический анализ. Л., 1980
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996 Социология журналистики. М., 1981 Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. СПб., 2000
Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России (XVIII в.— 60-е rr.XIX в). Ростов-на-Дону, 1986 Степан B.C. Теоретическое знание. М., 2000
Суминова Т.Н. Аннотирование, реферирование и обзорно-аналитическая деятельность. М., 2001
Тавокин Е.П. Социологическая информация: роль, методы, получение и обработка. М., 2001
Тележурналистика. Уч. М., 2004
Типпервайн К. Суперинтуиция для начинающих. М., 2002 Тихомиров O.K. Психология мышления. Уч. пос. М., 2002 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций... М., 2004 Трофимова М.Ф. и др. Основы научных исследований. Уч. пос. М., 1993 Увмов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М., 1970 Фарман И.П. Воображение в структуре познания. М., 1994
Филиппович А.Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования. М., 2003
Философия и методология познания. Уч. СПб., 2003
Федотова Л.Н. Анализ содержания — социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001
Финогеев А.Г. Моделирование и исследование системно-синергетических процессов в информационных средах. Пенза, 20CI4
Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004 Французова Н.П. Исторический метод в научном познании. М., 1972 Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Ростов-на-Дону, 1991 \ Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004 Чернов А.П. Мысленный эксперимент. М., 1979
Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический поход). Вып. 1—2. Белгород, 1995 ШрагинаЛ.И. Логика воображения. М., 2001 Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Л., 1969 Щедровицкий Т.П. Избранные труды. М., 1955
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.,2003.