СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.. 5
2. МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 11
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ДЕНАТУРИРОВАННОГО ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ.. 18
3.1. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. 18
2.2. Порядок выдачи и государственной регистрации свидетельств, организациям, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом. 32
2.3. Маркировка алкогольной продукции. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения операций с денатурированным этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией в Российской Федерации.
|
|
Общепринято, что обложение акцизами имеет регулирующую функцию и призвано сдерживать потребление социально вредных товаров. Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому, были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.
В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки - квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления.
Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички - в нищей стране брать налоги было больше не с чего.
В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.
|
|
Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода.
В Российской Федерации акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. При этом акцизы — это вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. В большинстве стран плательщиками акцизов признаются: организации и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу.
В настоящее время в Российской Федерации продолжается реформа налогового администрирования, одной из целей которой выступает повышение эффективности налоговых регуляторов экономики, повышения влияния налоговых стимулов и ограничений на регулируемые социально-экономические явления. Формирование современной системы косвенного (в том числе акцизного) налогообложения ведется методом проб и ошибок.
Исследование избранной темы обусловило постановку и необходимость решения, следующие основных задач:
- раскрыть сущность налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- установить основные элементы акциза, порядок и сроки уплаты;
- исследовать особенности государственного регулирования производства и оборота денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- обозначить проблемы и пути решения совершенствования акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
ПРЕДПОСЫЛКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
В современной России, в условиях тяжелого кризиса (порождение «дикого» капитализма, установившегося в результате ельцинского конституционного (государственного) переворота в 1993 году) крайне обострились все негативные явления в обществе. И прежде всего такие, как пьянство и алкоголизм.
Рассматривается пьянство как злоупотребление алкоголем, порожденное физиологической тягой человека в результате его злоупотребления, а алкоголизм — болезнь, связанную с этим злоупотреблением. Поэтому все наши предложения и тезисы исходят из этой позиции.
В условиях катастрофического падения рождаемости и высокой смертности — эти явления становятся серьезнейшими проблемами для самой жизни российского (русского) народа, а следовательно, и для существования государства Российского. Поэтому, на наш взгляд, необходимо крайне жестко обозначить актуальность этих проблем: производство, потребление алкоголя и роль государства при этом. На наш взгляд, об этом также свидетельствуют многочисленные публикации ученых и общественно-политических деятелей[1].
Н.И. Фонарев, характеризуя государственную политику на алкогольном рынке, утверждает, что «принимаемые меры носят в основном административный характер... отдельные из них по существу способствуют росту объемов нелегального производства и оборота ликероводочных изделий» и предлагает перейти к экономическим методам регулирования[2].
По мнению А.В. Немцова, в 30% случаев смертей в России прямой или косвенной причиной является алкоголь, причем потери могут достигать 750 тыс. человек в год.
По мнению В.А. Томилова, борьба с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции в ведущих западных государствах является функцией специальных финансовых, налоговых и таможенных служб1. Например, в США эти функции выполняет Бюро по контролю за алкоголем, табаком и огнестрельным оружием Министерства финансов США (BAFT). Директора Бюро назначает непосредственно Президент США после его одобрения Конгрессом США.
|
|
В Российской Федерации эти вопросы находятся в ведении различных органов: Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Бюро по контролю за алкоголем, табаком и огнестрельным оружием Министерства финансов Российской Федерации. Однако полагаем, что необходимо создать самостоятельный исполнительный федеральный орган государственной власти по регулированию алкогольного рынка.
Первую и главенствующую роль в организации борьбы с пьянством и алкоголизмом должно играть государство, и только государство. Ибо от качества производства и количества потребления алкоголя напрямую зависит формирование этих крайне негативных явлений. В этом случае к разработке государственно-правовых мероприятий, связанных с алкоголем, нельзя допускать представителей алкогольной индустрии, для которых главное — это сверхприбыль, а остальное не имеет никакого значения, в том числе и здоровье народа. Необходимо изучение исторического опыта на всех этапах развития: досоветского, советского, постсоветского (особенно положительного опыта отдельных регионов страны).
Представители нынешней власти признают, в том числе и на официальном уровне, факт существования серьезной проблемы — пьянства и алкоголизма как основной причины демографического кризиса в стране. Однако ничего не делают для устранения причин, порождающих эти негативные явления в масштабе страны.
Представители общественности и ученые-правоведы предлагают различные меры: введение «сухого закона», государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков, различные запреты и ограничения, иные меры. Даже в случае снижения стоимости алкогольной продукции до максимально низкого уровня цена нелегальной продукции все равно будет ниже, и потенциальный потребитель такого продукта предпочтет алкоголь по цене, ниже установленного официального уровня.
А. Коротаев и Д. Халтурина утверждают, что европейские государства смогли справиться с тяжелой алкогольной эпидемией, установив высокие цены на водку. Если в России бутылка водки (0,75 л) стоит около 2,5 доллара, то в Швеции тот же объем крепких алкогольных напитков обходится в 23 доллара, в Финляндии — около 21 доллара, в Норвегии — в 32 доллара[3].
|
|
Этот способ, к сожалению, неприемлем в России. Даже относительно небольшая среднерыночная цена в два-три доллара за стандартную бутылку водки в подавляющем большинстве случаев оказывается совершенно неприемлемой для среднего российского потребителя. Произведенный алкоголь в России не может стоить меньше 60—70 рублей за 0,5 л. Тем не менее это не останавливает потребителя от покупки разнообразных фальсифицированных спиртосодержащих жидкостей по цене 20—30 рублей. Установление по аналогии со шведской цены на водку приведет к банкротству всех легальных производителей алкоголя и распространению самогоноварения и продаже различных алкогольных суррогатов. На наш взгляд, как это уже было указано, целесообразно установить «минимальный барьер» цены на водку, что будет способствовать увеличению доли легального оборота алкогольной продукции.
Возникает и опасность спаивания населения.
Главное, в чем мнение авторов совпадает, — это отсутствие единой долгосрочной государственно-правовой политики в производстве и потреблении алкоголя и, следовательно, в организации борьбы с пьянством и алкоголизмом. Важность единой государственной политики регулирования рынка алкогольной продукции неоднократно подчеркивалась не только в научных работах, но и в заявлениях политиков.
В этой связи нам представляется в срочном порядке (учитывая, что кризис продолжается с вытекающими последствиями) принять следующие конкретные меры:
- ввести государственную монополию на производство и продажу алкоголя, то есть национализировать, как центральное мероприятие долгосрочной (среднесрочной) государственной программы;
- сформулировать цель государственно-правовой политики (здоровье нации превыше всего, отсюда сохранение государства: не будет народа, не будет и государства Российского) и огласить по всем средствам массовой информации руководством страны;
- увеличить цены на алкоголь, он не должен быть дешевым товаром, а акцизные налоги достаточны для защиты здоровья и благополучия населения;
- разработать и утвердить государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- запрет рекламы алкогольной продукции в средствах массовой информации и, прежде всего, на телевидении;
- разработать и принять долгосрочную федеральную целевую программу производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации;
- усилить административные меры: увеличить административный штраф, создать лечебно-трудовые подразделении, т.е. ввести принудительное лечение хронических алкоголиков. Данная эффективная мера советского периода, несправедливо забытая сегодня, заслуживает пристального внимания нынешних парламентариев, ибо она крайне актуальна. Краткое содержание этого государственно-правового мероприятия таково. Президиум Верховного Совета РСФСР 1 марта 1974 г. издал Указ «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков». В соответствии со ст. 1 данного Указа «хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения РСФСР по месту их жительства.
Хронические алкоголики, уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок... подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и перевоспитания на срок от одного до двух лет». Лечебно-трудовые профилактории находились в ведении МВД.
Вопрос о направлении в профилакторий рассматривался в срок не свыше 10 дней районным (городским) народным судом по ходатайству общественных организаций, коллективов трудящихся или государственных органов при наличии медицинского заключения. Определение суда приводилось в исполнение органами внутренних дел не позднее 8—10-дневного срока со дня его вынесения.
Лица, в отношении которых возбуждалось ходатайство о принудительном лечении и трудовом перевоспитании, в случае уклонения от явки на медицинское обследование или в суд подвергались приводу.
При успешном лечебно-трудовом воздействии на лиц, помещенных в профилакторий, срок мог быть сокращен по представлению администрации, основанному на медицинском заключении, народным судом по месту нахождения профилактория не более чем на половину, а при уклонении от лечения — продлен в том же порядке, но не более чем на один год.
Постановление суда о направлении лица в ЛТП являлось основанием для увольнения его с работы без выходного пособия. Из заработной платы или пенсии лиц, находящихся в профилактории, производились удержания на покрытия расходов по их содержанию. Время, в течение которого больной находился в ЛТП, засчитывалось в общий трудовой стаж. Отпуск за период пребывания в ЛТП не предоставлялся. За лицами, находящимися в лечебно-трудовом профилактории, сохранялось право на жилую площадь.
Направление в лечебно-трудовой профилакторий признавалось принудительной административно-медицинской мерой, а побег из него в соответствии со ст. 186 УК РСФСР наказывался лишением свободы на срок до одного года.