Помните, что:
* Управление людьми начинается с управления собой.
* Не уважая подчиненного, не добьешься уважения и с его стороны, а отсутствие уважения - это уже предконфликтная ситуация.
* Ничто не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость.
* Изучение подчиненных, интерес к ним как к личностям совершенно необходимы для успешной работы с ними; индивидуальный подход - вот путь к взаимопониманию с подчиненными.
* Утаивание информации создает напряженность во взаимоотношениях.
Учет ожиданий подчиненных.
Подчиненные ожидают от руководителя:
* знания дела;
* умения наладить работу;
* видения перспективы;
* хорошего заработка;
* вежливого отношения к себе;
* уважения.
Именно в таком порядке чаще всего называют желаемые качества руководителя работники-мужчины.
Работницы называют те же качества, но на первое место ставят вежливое отношение к себе. Работница переживает, если в ней не видят женщину, то есть существо, нуждающееся в поддержке, - таково уж свойство женской натуры. Женщины острее, чем мужчины, реагируют на поощрения и наказания.
|
|
С ростом образовательного и культурного уровня работников возрастает ожидание более демократичного стиля руководства.
Все это нелишне помнить руководителю, желающему избежать трудностей управления людьми, снизить конфликтность делового общения.
РУКОВОДИТЕЛЬ И КОНФЛИКТНЫЕ ЛИЧНОСТИ
Первые пять типов конфликтных личностей при всех отличиях имеют и нечто общее.
Это болезненное честолюбие и привычка не отказываться от своих желаний. Для "демонстративных", "ригидных", "неуправляемых" и "сверхточных" личностей конфликтность, скорее, их беда, нежели вина. Таков психологический склад этих людей. Большинство из них страдает различными комплексами, в особенности комплексом неполноценности.
Зная об этом, руководитель не всегда "поднимает перчатку" вызова на конфликт, бросаемую со стороны таких личностей. Бывает, что подчиненный в возбужденном состоянии надерзил руководителю, хлопнул дверью, а руководитель махнул рукой на него: "А, что с него взять - больной человек!".
Сам же руководитель не должен быть конфликтной личностью. Недопустимо использовать свое начальственное положение для снятия внутреннего напряжения, изживания комплекса неполноценности, удовлетворения болезненного самолюбия.
Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб., 1994, с. 19-29
Даниэль ДЭНА