Психологическое воздействие

По определению, психологическое влияние - это воздействие на состояние человека, его действия, мысли и чувства исключительно психологическими средствами, с предоставлением права и времени отвечать на воздействие.

Правда, при некоторых видах влияния (например, при манипулировании и при нападении) права и времени отвечать на воздействие стараются не предоставлять.

По своей сути, психологическое воздействие - это «проникновение» в чужую психику.

Целью и, одновременно, результатом этого «проникновения» являются: изменение, перестройка взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний человека и т.п.

В процессе воздействия участвуют две стороны, инициатор и адресат.

Инициатором влияния называют ту, которая изначально стремится повлиять на другую сторону (адресат).

Инициатор и адресат могут быть представлены, как индивидами, так и группами. Например, в эстрадном гипнозе зрители в зале являются адресатами, а гипнотизер - инициатором. Может быть и такая ситуация, когда на одного человека воздействуют сразу несколько инициаторов.

Обычно, у инициатора есть существенные преимущества, так как он инициирует воздействие и изначально инициатива на его стороне. Он имеет возможность подготовиться к контакту, чем создает еще больший перевес в возможностях влияния.

Выделяют несколько видов психологического воздействия:

1. Заражение - способ эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта больших групп людей, бессознательная спонтанная форма воздействия, вызывающая у человека определенные психические состояния; переживание общего психического состояния большой группой людей одновременно. При заражении используется, в основном, неречевые средства: восклицания, интонации ритмические движения и музыка, яркие цветные пятна. Характерно для ситуации паники, религиозного экстаза, рок-фестивалей и т.п. Функции в организации: может использоваться в групповых ритуалах и тренингах для усиления сплоченности.

2. Внушение - целенаправленное неаргументированное воздействия одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается не критически, оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Особенно эффективно внушение для людей с доминированием ситуативного психологического состояния (неуверенные в себе, подавленные, ослабленные физически утомленные люди, подростки, и т.п.). В отличии от заражения, внушение:

· Имеет одностороннюю направленность;

· Не предлагает равенства в сопереживании идентичных эмоции - внушающий не подвержен тому же состоянию, что и внушаемый;

· Осуществляется с помощью речи, но, в отличии от убеждения, не нуждается в доказательства и логике.

При внушении желаемого поведения, результатов или эмоций следует помнить, что если вы описываете партнеру его состояние оно будет закреплено. То есть, если вы говорите: «Мне приятно, что вы мен внимательно слушаете», - скорее всего, аудитория усилит, внимание (если оно не было сильно отвлеченно чем-то другим). А если вы скажите: «Я понимаю, что все устали», люди начнут звать и смотреть на часы. Во всех случаях необходимо говорить фразы в которых содержится много предположений о желаемом для вас поведении партнера, тем более что одобряемый акт всегда повторяется, поскольку любому человеку приятна похвала.

3.Подражание - воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, которые имеют некую эмоциональную окраску.

Виды подражания:

· Логическое - сознательно выбранному образцу;

· Нелогическое - эмоционально окрашенному образцу;

· Внутреннее - мотивам, интересам, способам мышления и т.п.

· Внешнее - внешним формам поведения;

· Подражание-мода - образцам, модным в данный момент в обществе (в референтной группе). Например: известным музыкантам, актерам, спортсменам или деятелям, известным в кругу;

· Подражание-обычай - образцам, традиционным для данной культуры: классическим литературным героям, историческим и религиозным деятелям и т.п., в некоторых культурах принято подражать отцам.

4.Убеждение - воздействие на рациональную и эмоциональную сферы личности, система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность,проявляющую заинтересованность,

Заинтересованность - стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.

Условия эффективность убеждающего воздействия:

· Содержание убеждения отвечает уровню возрастного, профессионального, познавательного и социального развития личности:

· Убеждение строиться с учетом индивидуальных особенностей адресата;

· Убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт;

· Убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает;

· Убеждение последовательно и доказательно;

· Убеждение содержит обобщающие положения, а так же конкретные факты и примеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: