Рубинштейна

Впервые психология субъекта начала развиваться, главным образом

С. Л. Рубинштейном, еще в 1920-30-е годы. Субъект, согласно С. Л.

Рубинштейну, это человек, люди, на высшем (индивидуализировано для

каждого из них) уровне активности, целостности (системности),

автономности и т. д. Для субъекта окружающая действительность

выступает не только как система раздражителей (с которой он

взаимодействует на уровне реакций) и сигнальных раздражителей, но

прежде всего как объект действия и познания, а другие люди выступают

для него тоже как субъекты. Субъект, согласно С. Л. Рубинштейну, это

субъект творчества, созидания, инноваций. Любая его деятельность (хотя

бы в минимальной степени) является творческой и самостоятельной.

Согласно С. Л. Рубинштейну и его последователям, человек

становиться субъектом по мере того, как он – будучи еще ребенком,

подростком и т. д. – начинает выделять себя (не отделять!) из окружающей

действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия,

познания, созерцания и т. д. Как видно, категория субъекта по С. Л.

Рубинштейну многомодальна: она выявляет не только разные

характеристики самого субъекта, но и его разные отношения к миру.

Согласно С. Л. Рубинштейну такими отношениями являются следующие:

познавательное, деятельностное (деятельность), этическое (отношение к

другому человеку) и включающее последнее – созерцательное: субъект в

процессе сознания реорганизует объект, но не изменяет его онтологически,

реально, выявляет его подлинную сущность. Каждому из этих отношений

присуща своя «логика», своя качественная определенность. Так, например,

по мере становления человека как субъекта он формирует, создает,

конструирует хотя бы простейшие понятия, элементарное понятийное

мышление (у ребенка эти понятия формируются в процессе школьного

обучения и воспитания). На данном этапе развития деятельности и общения

окружающая действительность именно в понятиях начинает выступать для

людей в качестве объекта (а не только как система раздражителей и

сигнальных раздражителей). Как видно, вся в целом познавательная (как и

любая другая) деятельность осуществляется только субъектом и в принципе

невозможна без него. Объект существует только соотносительно с

субъектом, субъект возникает, действует, живет лишь во взаимосвязи с

объектом и с другими людьми как субъектами.

Разрабатывая теорию личности как субъекта единства сознания и

деятельности, С. Л. Рубинштейн делает следующие важные теоретические

обобщения относительно основных особенностей деятельности.

1. Деятельность субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не животному и

не машине, не может быть деятельности бессубъектной (выделен субъект

деятельности).

2. Деятельность осуществляется в условиях совместной деятельности

субъектов (выделены субъекты деятельности и совместная деятельность).

3. Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т. е.

всегда предметна, реальна, содержательна.

4. Деятельность сознательна и целенаправленна.

5. В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру

люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются,

развиваются, и прежде всего в ней они могут быть объективно

исследованы.

Выделяя в качестве специфической особенности человеческой

деятельности ее сознательный и целенаправленный характер, С. Л.

Рубинштейн отмечает, что в ней и через нее человек реализует свои цели,

объективирует свои замыслы и идеи. Вместе с тем, объективное

содержание предметов, которыми он оперирует, и общественной жизни, в

которую он своей деятельностью включен, входит определяющим началом

в психику индивида. «Значение деятельности в том прежде всего и

заключается, что в ней и через нее устанавливается действенная связь

между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как

реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта». Категория

деятельности используется С. Л. Рубинштейном для раскрытия

неразрывной связи человека с миром и понимания психического как

изначально включенного в эту фундаментальную взаимосвязь.

№12

Понятие психики и ее основные функции

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные — человеческие чувства, желания, воспоминания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика определяется, как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения — сознанием. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своём представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

Психическое отражение не зеркально и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т.е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается, прежде всего в том, что мы видим один мир, но он предстаёт для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение даёт возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, в связи с чем необходимо отметить и такое его свойство, как объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Важной особенностью психического отражения является, наконец, его опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовать этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована ещё И.М.Сеченовым, отмечавшим, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Психика представляет собой сложную систему, её элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется собственной структурой, динамикой функционирования, определённой организацией.

4.2.Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчленённости психики как её фундаментальном свойстве. Всё многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.

Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.

Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.

Психические свойства — это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

№12

Психика как свойство мозга

В понимании сущности психики психология стоит на позициях монистического материализма, в корне противоположных идеализму. В мире существует лишь одно начало — вечная, находящаяся в постоянном движении (развитии), обладающая многообразными свойствами материя. Психика не существует вне материи. «Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит».

Психика представляет собой свойство, высший продукт особым образом организованной материи. Материальным органом психики является мозг. По словам В. И. Ленина, сознание «есть высший продукт материи (т. е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека».

«Всякий человек знает,— писал В. И. Ленин,— и естествознание исследует — идею, дух, волю, психическое, как функцию нормально работающего человеческого мозга; оторвать эту же функцию от определенным образом организованного вещества, превратить эту функцию в универсальную, всеобщую абстракцию, «подставить» эту абстракцию под всю физическую природу,— это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием».

Отсюда вытекает основное требование для действительно научной психологии — изучать психические явления в связи с процессами высшей нервной деятельности. «Научным психологом» является тот, кто при анализе и объяснении психических процессов «отбросил философские теории о душе и прямо взялся за изучение материального субстрата психических явлений — нервных процессов».

Являясь продуктом мозга, психика, однако, отличается по своему качеству от материи. Ее нельзя рассматривать как нечто материальное. В этом вопросе марксистский философский материализм в корне отличается от вульгарного материализма. «Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» (Ленин).

Это, однако, не означает отрицания реальности психических процессов и сознания, превращения их в какой-то призрачный эпифеномен. Предостерегая от отождествления сознания с материей, Ленин одновременно указывал, что «противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным».

Марксизм рассматривает материю и психику диалектически — в их становлении и развитии. Диалектический материализм утверждает, что окружающий нас материальный мир не всегда был таким, каким его мы сейчас наблюдаем, что материя, прежде чем достигнуть современного состояния, постепенно и закономерно развивалась. Вначале существовала лишь неорганическая материя, из которой на известном этапе ее развития возникла органическая жизнь. Но и последняя не оставалась неизменной в своем развитии: сначала появились простейшие организаы, затем все более и более сложные и совершенные, наконец, животные, наделенные нервной системой, мозгом, а вместе с ним и его свойством — психикой.

Первые живые существа, конечно, не обладали сознанием в его современной сложной форме. Они отличались лишь свойством раздражимости. Из этого свойства постепенно, в соответствии с развитием и усложнением организмов, в процессе приспособления животных к окружающей среде развилась способность ощущения, вначале в виде общей нерасчлененной чувствительности, а затем в виде специализированных ощущений. В дальнейшем, в связи с развитием, усложнением и возникновением новых форм поведения, появились и стали развиваться более сложные и совершенные формы психики — воображение и мышление, конкретные представления и абстрактные понятия об явлениях окружающего мира. Это поступательное развитие психики неразрывно связано с развитием нервной системы животных; в основе психики всегда лежат процессы высшей нервной деятельности.

Локализация психических функций в коре больших полушарий головного мозга

Психика человека находится в неразрывном единстве с корой головного мозга, как свойство со своим материальным субстратом.

Левое полушарие головного мозга человека:
1 — лобные извилины; 2 — передняя центральная извилина; 3— задняя центральная извилина;4 — теменные извилины; 5 — затылочные извилины; 6 — височные извилины: 7 — мозжечок; 8 — продолговатый мозг и начало спинного мозга; 9 — варолиев мост; 10 — центральная, или роландова борозда; 11 — сильвиева борозда

По мере того, как кора головного мозга увеличивается в объеме и усложняется по своей структуре, усложняются и нервные связи, лежащие в основе различных психических процессов, возникают новые, все более и более сложные формы психического отражения объективного мира.

Образуя поверхность больших полушарий головного мозга, кора имеет многочисленные борозды и извилины. Обычно в больших полушариях головного мозга различают четыре, имеющие различное функциональное значение, области: лобную, височную, теменную и затылочную. Например, в затылочной области расположен центр зрения, в височной — центр слуха, в теменной — двигательный центр и т. д. (рис. выше). Эти центры не являются строго разграниченными, их области проникают друг в друга.

В корковых отделах анализаторов локализуются нервные процессы специфичных для их деятельности психических функций. Однако это правильно лишь в отношении структурно элементарных и качественно строго специфичных функций. Так, например, в двигательном участке коры (теменная область) могут быть указаны отдельные и функционально ограниченные нервные центры, специально управляющие движениями рук, туловища, ног и т. д.; нервные возбуждения, лежащие в основе зрительных ощущений, локализуются в затылочной области и т. д. Однако такая точная (узкая) локализация не имеет места в отношении более сложных высших психических процессов — мышления, творческого воображения, волевой деятельности и т. д. Эти высшие функции, развившиеся в процессе общественного бытия человека, имеют в своей основе сложнейшие условнорефлекторные процессы, которые не могут быть «привязаны» к деятельности ограниченных участков коры головного мозга. В отношении их следует говорить о «динамической» или «системной» локализации, включающей совместную деятельность различных, сплошь и рядом допускающих замену участков коры (А. Р. Лурия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: