Глава 1 предмет изучения

Поведение как психологическая категория и как свойство ин­дивида • Критерии определения понятия «отклоняющееся пове­дение» • Определение понятия

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида

Основной задачей данного раздела является определение поня­тия «отклоняющееся поведение личности». Определить понятие — значит раскрыть его содержание, т.е. выделить совокупность суще­ственных признаков. Первым этапом определения может быть оп­ределение через род — подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие. Отклоняющееся пове­дение — это прежде всего некая форма поведения личности, сле­довательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых мы и начнем свой анализ.

В психологии термин поведение широко используется для обо­значения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, обще­ние. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки [1]. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблю­даемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул — реакция». По мере накоп­ления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. один из основопо­ложников поведенческой психологии — Джон Уотсон — говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникаю­щей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более слож­ной по мере развития организма» [1, с. 224].

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологиче-


ском словаре поведение определяется как «присущее живым су­ществам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» [13, с. 276]. Под внеш­ней активностью человека понимаются любые внешние про­явления: движения, действия, поступки, высказывания, вегета­тивные реакции. Внутренними составляющими пове­дения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная пе­реработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции [12].

В дальнейшем обсуждении под поведением мы будем пони­мать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью лич­ности, имеющий форму преимущественно внешних действий и по­ступков.

Имея определение, попытаемся выделить основные при­знаки изучаемой реальности. Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути — оно формируется и реализуется в обществе. Дру­гой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение лич­ности отражает процесс ее социализации — интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к соци­альной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотно­шению процессов адаптации — индивидуализации, а также по по­зиции личности в социуме можно выделить следующие вариан­ты социальной адаптации:

радикальная адаптация — самореализация через изменение лич­ностью существующего социального мира;

гиперадаптация — самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

гармоничная адаптация — самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

конформистская адаптация — приспособление за счет подавле­ния индивидуальности, блокировка самореализации;

девиантная адаптация — самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

социально-психологическая дезадаптация — состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведение конкретного че­ловека можно описать, используя общие характеристики поведения:

мотивированность — внутренняя готовность действовать, на­правляемая потребностями и целями личности;

адаптивность — соответствие ведущим требованиям социаль­ной среды;

аутентичность — соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;


продуктивность — реализация сознательных целей; адекватность — согласованность с конкретной ситуацией. Более частными, но не менее важными являются такие при­знаки поведения личности, как:

— уровень активности (энергичность и инициативность);

— эмоциональная выразительность (сила и характер проявляе­
мых аффектов);

— динамичность (темп);

— стабильность (постоянство проявлений в различное время и
в разных ситуациях);

— осознанность (понимание своего поведения, способность
объяснить его словами);

— произвольность (самоконтроль);

— гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды).

Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведе­ние» в полной мере распространяются и на такую его разновид­ность, как «отклоняющееся поведение личности».

Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»

Прежде чем перейти к определению важного для нас понятия «отклоняющееся поведение личности», мы должны задать эта­лоны оценки психологических явлений.

В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». По справедливому замечанию Ж. Годфруа, воп­рос «Какое поведение можно считать нормальным?» является цент­ральным для объяснения человеческого поведения, в том числе отклоняющегося [4, т. 2, с. 126]. В строгом смысле определение по­нятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а гра­ницы между ними весьма размыты.

Тем не менее в науке и в обыденной жизни данные понятия используются повсеместно. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большин­ства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разде­лить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.

В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответ­ствует принятой в данной науке в данное время норме-этало-ну. Способы получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых распространенных и общих является статисти­ческий критерий (метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической стати­стики нормально все то, что встречается часто, т. е. не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределе-


ния 2 — 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенно­му качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устой­чивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответствен­но — небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормаль­ной в том случае, если она встречается у большинства людей. Действительно, довольно сложно отнести курение к отклоняю­щемуся поведению в Санкт-Петербурге, где курящих людей сре­ди взрослого населения не меньше, а, возможно, больше, чем некурящих.

Статистический критерий сочетается с качественно-количе­ственной оценкой поведения по степени его выраженности и сте­пени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя призна­ется нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся — при злоупотреблении. С дру­гой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его час­тоты, а порой и степени выраженности, оценивается как откло­няющееся, например суицид или преступление.

Наряду со статистическим в гуманитарных науках также исполь­зуются специальные критерии оценки нормальности/ано­мальности поведения личности: психопатологический, социаль­но-нормативный и индивидуально-психологический.

Психопатологический критерий используется в медицине. Су­ществует соблазн его применения к отклоняющемуся поведению личности и в других сферах. Возможно, это связано с тем, что исследование девиантного поведения традиционно проводилось в клинических условиях, а медикаментозная терапия в подобных слу­чаях была широко распространена.

С точки зрения психопатологического критерия все поведен­ческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье — болезнь». В уставе Всемир­ной организации здравоохранения здоровье определяется как «со­стояние полного физического, душевного и социального благопо­лучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефек­тов» [14, т. 2, с. 391]. Болезнь — «жизнь, нарушенная в своем тече­нии повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспосо­бительных механизмов; болезнь чаще характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограниче­нием свободы жизнедеятельности больного» [14, т. 1, с. 148]. Пато­логия при этом — «любое отклонение от нормы», в смысле меди­цинской нормы. Или, по-другому, «это общее название конкрет­ных нозологических единиц», т.е. то, что точно соответствует


одному из случаев, перечисленных в классификации болезней и их при­знаков [14, т. 3, с. 302].

В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным меди­цинским понятием. В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патоло­гией, таких, как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь. Перечисленные формы харак­теризуются сложностью, сочетанным характером проблем и не­определенностью диагностических признаков. Например, «акцен­туации характера — это крайние варианты его нормы, при кото­рых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода пси­хогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчи­вости к другим» [10, с. 10]. Известно, что акцентуации в ряде слу­чаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как про­тивоправные действия, суицидальное поведение, употребление нар­котиков. В то же время поведение многих людей с акцентуирован­ным характером не является отклоняющимся. По мнению К.Леон-гарда, в развитых странах приблизительно 50 % населения отно­сится к акцентуированным личностям [11, с. 19]. При этом боль­шая часть из них проявляет нормальное поведение и даже имеет особые заслуги перед обществом.

Аналогично, любое расстройство из области психической па­тологии (психопатии, неврозы, психозы и т.д.) неоднозначно свя­зано с отклоняющимся поведением. В некоторых случаях психи­ческие заболевания могут сопровождаться поведенческими нару­шениями, вызывая патогенную дезадаптацию. В других случаях пси­хических расстройств поведенческие девиации отсутствуют.

Следующий, социально-нормативный, критерий имеет чрезвы­чайно важное значение в различных областях общественной жиз­ни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регули­руется с помощью разнообразных социальных норм. (Понятие соци­альной нормы, ее виды и механизмы действия будут раскрыты в следующей главе.) В соответствии с социально-нормативным кри­терием поведение, соответствующее требованиям общества в дан­ное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняю­щееся поведение, напротив, противоречит основным обществен­ным установкам и ценностям.

С изменением самого общества изменяются и социальные нор­мы, действующие в нем. Например, советское государство культи­вировало такие качества «строителя коммунизма», как чувство Долга, идейная преданность, коллективная ответственность, уни­тарное мышление. Со времен перестройки важную роль стали иг-рать личная инициатива, самостоятельность, гибкость.


С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим по­казателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружаю­щей его социальной среды. Следовательно, одинаково проблем­ными являются как выраженное игнорирование социальных тре­бований, так и нивелирование индивидуальности, например в форме конформизма — полного подчинения интересов личности давлению среды. Соответственно, дезадаптация — это состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дез­адаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются:

— сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим
трудом;

— хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важ­
ных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе,
здоровье);

— конфликты с законом;

— изоляция.

В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рас­сматриваться:

— негативная внутренняя установка по отношению к соци­
альным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест,
оппозиция);

— завышенные претензии к окружающим при стремлении са­
мому избегать ответственности, эгоцентризм;

— хронический эмоциональный дискомфорт;

— неэффективность саморегуляции;

— конфликтность и слабая развитость коммуникативных уме­
ний;

— когнитивные искажения реальности.

Человек может переживать различные чувства — от легкой тре­воги и неуверенности в себе до невыносимых аффектов беспо­мощности, страха, отчаяния. При этом возможны расхождения между реальным социальным статусом личности и его индивиду­альным осознанием.

Последний, индивидуально-психологический, критерий отража­ет все возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуаль­ности.

В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять соци­альные предписания, но предполагают также самопознание и са-

мобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать ре­шения и делать выбор, а также личную ответственность за соб­ственное поведение. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ве­дущими задачами индивидуального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: