Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.
Основные варианты социального поведения.
1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует со
циальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает
одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В це
лом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть ли
шено индивидуальности.
2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на са
мой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет
границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.
3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рам
ки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще
меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:
— креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;
|
|
— девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.
4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.
Контрольные задания
1. Назовите причины, затрудняющие создание единой классификации
поведенческих отклонений.
2. Перечислите основные виды социальных отклонений.
3. Назовите основные виды поведенческих расстройств (для взрослого
и детско-подросткового возраста) в соответствии с Международной клас
сификацией болезней десятого пересмотра.
4. Сформулируйте основные достоинства и недостатки психологиче
ских систематизации отклоняющегося поведения личности.
5. Воспроизведите рабочую классификацию поведенческих отклонений.
6. Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения.
7. Перечислите и сравните различные поведенческие феномены.
Рекомендуемая литература
1. ГилинскийЯ.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. —
СПб., 1993.
2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. —
М., 1993.
3. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для
вузов. — М., 2001.
4. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-пси
хологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.
5. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е
изд. — М., 1997.
|
|
6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктив
ное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990.
7. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. — М., 1982.
8. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,
1983.
9. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. —
Женева; СПб., 1998.
Ю. Ольков С.Г. Общественные болезни. — Тюмень, 1996.
11. ОудсхорнД.Н. Детская и подростковая психиатрия. — М., 1993.
12. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М., 1989.
Раздел II