Антисоциальная (социопатическая) личность

Доминирующие и наиболее часто проявляющиеся у конкрет­ной личности мотивы определяют общую направленность личности. В зарубежной психологической и медицинской литературе для опи­сания делинквентного поведения взрослых людей (от 18 лет) ши­роко используются термины: «антисоциальная», «социопатическая», «психопатическая» личность. Данные понятия не тождественны привычным для нас понятиям — «криминальная личность», «ха­рактерологический психопат» — и не могут выступать в качестве медицинского диагноза. Социопатическая {антисоциальная) личность представляет собой психологический тип, описанный через глубин­ные психологические механизмы функционирования личности. Основ­ной вклад в изучение социопатической динамики сделан психо­анализом. Август Айхорн (1876—1949), известный своей работой с трудными подростками, определяет делинквентность как «дина­мическое явление, результат взаимодействия психических сил, про­изводящих искажения» [2, с. 48].

Данное искажение прежде всего связано с нарушением взаимо­отношений между Эго и супер-Эго. Супер-Эго (как критическая инстанция) может быть не сформировано, в других случаях оно может быть чрезмерно жестким — карающим. Наконец, Эго-идеаЛ

ПО


(как часть супер-Эго) может содержать антисоциальные иденти­фикации [15, 30].

Н. Мак-Вильяме [18] описывает сопиопатическую личность че­рез выраженную потребность ощущать власть над другими. Это мо­жет проявляться как стремление влиять на людей, манипулиро­вать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности.

Уровень социальной адаптации при этом может быть различ­ным. А.Айхорн ввел понятие явной и латентной делинквентности. Если в первом случае имеют место антисоциальные действия, то во втором — это состояние существует, но не проявляется внешне.

Человек с антисоциальной организацией личности не обяза­тельно совершает преступления, но его жизнь в целом определя­ется специфической мотивацией. Представители некоторых уважа­емых профессий, несомненно, в большей степени, чем другие, проявляют склонность к давлению и контролю (педагоги, судьи, хирурги), сочетая свою индивидуальность с интересами общества.

Личности, ставшие на путь нарушения закона, тем более могут быть достаточно точно описаны с точки зрения данного психологи­ческого диагноза. Интересным фактом является то, что если социо­патической личности удалось избежать тюрьмы или саморазруше­ния, она имеет тенденцию «выгорать» к среднему возрасту (к соро­ка годам), нередко достигая уровня «примерного гражданина».

Психоанализ рассматривает делинквентов как тех, кто не в со­стоянии разрешить свои внутренние конфликты [15, 18]. Антисоци­альные люди порывают с реальностью и спасаются от внутренней действительности тем, что предпринимают запрещенные действия, пресекаемые государством и преследуемые законом. Основной пси­хологической защитой социопатических людей является всемогу­щий контроль. Они также используют проективную идентифика­цию, множество тонких диссоциативных процессов и отыгрыва­ние вовне. Потребность оказывать давление, как указывает Мак-Вильямс, имеет преимущественное значение [18, с. 199]. Она за­щищает от стыда (особенно у грубых психопатов) или отвлекает от поиска сексуальных перверсий (которые также могут лежать в основе криминальности).

При делинквентном поведении часто используется проекция на общество личных негативных качеств. При этом общество выгля­дит иллюзорно более плохим, чем оно есть в действительности, а представители правоохранительных органов низводятся до «мен­тов» с самыми отрицательными характеристиками.

Знаменитое отсутствие совести у социопатов свидетельствует Не только о дефективном супер-Эго, но также о недостатке пер­вичных взаимных привязанностей к другим людям. Для антисоци­альной личности ценность других людей редуцируется до их по-


i

лезности, которая нередко определяется явным или бессознатель­ным согласием последних терпеть «затрещины». Социопатические люди открыто хвастаются своими победами, махинациями или обманами, если думают, что на слушателя произведет впечатле­ние их сила. Служители закона не перестают удивляться тому, как легко преступники сознаются в убийстве и спокойно рассказыва­ют о нем в ужасных подробностях, скрывая при этом меньшие проступки или то, что, по их мнению, может быть расценено как признаки слабости.

Например, в телеинтервью каналу НТВ (октябрь 1998 г.) се­рийный убийца Анатолий Оноприенко эмоционально рассказы­вал, что в убийствах его назначение, что он ничего не боится и что он самого Бога превзошел. Свою цель преступник сформулировал как «вызывать страх», поясняя, что даже будучи заключенным под стражу он вызывает животный страх у людей. В большинстве же заурядных случаев при объяснении преступных действий наблю­дается склонность к минимизации своей роли, преуменьшению своей ответственности: «просто повздорили, плохо подумал и т.д.».

Тот факт, что делинквенты не страдают от дискомфорта из-за своего поведения, составляет одну из основных трудностей социаль­ного и психотерапевтического воздействия на них.

Таким образом, основным механизмом саморегуляции социо-патической личности является отыгрывание вовне внутреннего на­пряжения и негативных чувств. При этом у таких людей возникает моментальное побуждение к действию. Они также не обладают опытом повышения самоуважения через контроль над собствен­ными импульсами. Социопатов часто рассматривают как недоста­точно тревожащихся. Н.Мак-Вильямс [18, с. 202] объясняет это обстоятельство моментальным отыгрыванием вовне в комбинации с отказом признавать «слабые» чувства. Это означает, что если со-циопат и испытывает тревогу, то он отыгрывает ее так быстро, что окружающие не успевают ее заметить.

Не совсем понятен механизм формирования антисоциальной направленности. Доказано, что младенцы с рождения отличаются по темпераменту. В таком случае конституциональными предпо­сылками социопатии может выступить, например, большая ба-зальная агрессия или сниженная реактивность нервной системы (более высокий порог возбуждения). Действительно, чтобы чув­ствовать себя бодро и хорошо, социопат нуждается в резком, бо­лее встряхивающем опыте. Особая конституция может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сни­женную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучаться социально-приемлемому поведению, их невозможность получать удовольствие от обычных для других людей вещей — му­зыки, природы, хорошей работы. Врожденно гиперактивному, тре бовательному или рассеянному ребенку необходимо значительно


большее участие отцовской фигуры, чем это принято. Ребенок, обладающий гораздо большей энергией, чем родители, может ус­воить, что можно игнорировать потребности других людей, делая все, что хочется, умело управляя поведением окружающих.

Для отношений к таким детям со стороны родителей характер­ны: нестабильность, отсутствие дисциплины, потворство, эмоцио­нальное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. Детство антисоциальных людей нередко отличается безнадзорностью, оби­лием опасностей и хаоса (хаотическая смесь суровой дисциплины и сверхпотворства; слабая мать и вспыльчивый садистичный отец; алкоголизм и наркотики в семье; семейные разрывы). В таких не­стабильных и угрожающих обстоятельствах ребенок не получает чув­ства защищенности в необходимые моменты развития, что может подтолкнуть его потратить остаток жизни на поиск подтверждения своего всемогущества.

Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично пони­мание и проговаривание своих чувств (явление алекситимии). В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатические личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Они могут также бессоз­нательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетам, с возмущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказы­ваются глубоко вовлечены в демонстрацию ребенком силы, а со­циопат имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей.

В историях наиболее деструктивных, криминальных психопатов почти невозможно найти последовательного, любящего, защища­ющего влияния семьи. З.Фрейд указывал, что: «Доверчивостьлюб­ви является самым важным и самым первым источником автори­тета» [28, с. 24]. Антисоциальный индивид, вероятно, просто ни­когда не испытывал в нормальной степени привязанности и вза­имной любви. Он не идентифицировался с теми, кто о нем забо­тился. Вместо этого оказалась возможной идентификация с «чуж­дым сэлф-объектом», который переживается как хищный.

Цитируя Мелой, Мак-Вильяме пишет о «недостаточности глу­боких и бессознательных идентификаций первоначально с первич­ной родительской фигурой и в особенности архетипических и на­правляющих идентификаций с обществом и культурой человече­ства в целом» [18, с. 204].

Последующие контакты ребенка со взрослыми вне круга семьи также не обогащают его личность необходимыми идентификация­ми. Окружающих людей любят, пока они способствуют удовлетворе­нию, и ненавидят, как только они в нем отказывают. Из-за отсут-





ствия полноценного Сверх-^не существует и никаких внутренних требований, которые бы вызывали чувство вины. Хотя имеется интеллектуальное понимание последствий поведения, эмоциональ­ное понимание отсутствует. Сиюминутное удовольствие важнее чем угроза неудовольствия в будущем [30, с. 31].

Таким образом, нарушение ранних объектных отношений при, водит к серьезному личностному расстройству, переживаемому как неспособность к установлению привязанности и признанию авто-ритетов.

Несмотря на очевидное сходство, О. Кернберг [7] отмечает пси-хологическую неоднородность самой группы «антисоциальная личность» и предлагает выделять в ней несколько диагностических подгрупп.

1. Собственно антисоциальное расстройство личности характе­
ризуется прежде всего тяжелой патологией супер-Эго. Это неспо­
собность к ощущению вины и раскаяния; неспособность эмоцио­
нально привязываться (даже к животным); отношения, основан­
ные на эксплуатации людей; лживость и неискренность; слабость
суждений и неспособность учиться на жизненном опыте; неспо­
собность следовать жизненному плану. В одних случаях такое пове­
дение может иметь активно-агрессивную форму (злобно-сади­
стическую), в других — пассивно-паразитическую (эксплуатиру­
ющую).

2. Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено,
может иметь место так называемый злокачественный нарциссизм.
Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве лично­
сти (грандиозность, превосходство Я), характерологически укоре­
ненной агрессии (садизме к другим или направленной на себя аг­
рессии), параноидальных тенденциях и убежденности в собствен­
ной правоте. В отличие от антисоциальной личности как таковой
при злокачественном нарциссизме сохраняется потенциал привя­
занности и участия к другим людям или ощущение вины. Такие
люди могут понять наличие у других моральных убеждений, могут
иметь реалистичное отношение к своему прошлому и планировать
будущее.

3. Далее, антисоциальное поведение (в основном пассивно-па­
разитического типа) может встречаться в структуре просто нар-
циссического расстройства личности
с преобладанием неспособно­
сти к длительной глубокой привязанности. Оно может проявляться
в форме сексуальных аддикций; безответственности; эмоциональ­
ной или финансовой эксплуатации других.

4. Следующая группа включает антисоциальное поведение при дрУ'
гих расстройствах личности
(инфантильное, истероидное и Др-)-

5. В случае невротического расстройства личности антисоциаль
ное поведение происходит из бессознательного чувства вины, ^
нередко может выглядеть как личная драма. Например, человек в°
рует мелкие предметы на работе, боясь разоблачения и увольнения-


6. Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть
симптоматического невроза
в форме подросткового бунтарства,
^рушения адаптации под влиянием окружения, облегчающего
перевод психических конфликтов в антисоциальное поведение.

7. Наконец, это могут быть диссоциальные реакции — некритич-
ная адаптация к социальной подгруппе с антисоциальным пове­
дением.

Таким образом, такая психологическая реальность, какделинк-вентное поведение личности, содержит в себе как общие законо­мерности, так и выраженное индивидуальное своеобразие.

В обращении с делинквентными личностями целесообразно (на­сколько это возможно) игнорировать как их недоверие, так и про­вокации наказания. Следует исходить из того, что «они не умеют сдерживаться, но имеют страстное искаженное желание привя­занности» [2, с. 184], не удовлетворенное в раннем детстве.

Заканчивая данную главу, хочется отметить, что в настоящее время преступность в России представляет одну из наиболее боль­ных общественных проблем. К 1996—1998 гг. уровень преступности в нашей стране достиг рекордно высокого рубежа 2,5 — 3 млн пре­ступлений в год, хотя и стабилизировался на этом уровне, воз­можно, достигнув так называемого уровня насыщения преступно­сти. Одновременно с количественным ростом наметились крайне опасные тенденции: увеличение доли тяжких преступлений; рост подростковой преступности; рост организованной преступности. Например, в 1997 г. Министерство внутренних дел РФ зарегистри­ровало более 12 тыс. организованных преступных групп [14].

Проблема антиобщественного поведения существует не только как абстрактное социальное явление. Повседневная жизнь ставит перед каждым из нас непростые задачи: не поддаться влиянию криминогенной обстановки, избежать страха, защитить себя и свою семью, воспитать законопослушание в детях, помочь людям (встав­шим на путь нарушения закона) вернуться в общество. Поставлен­ные задачи требуют огромных усилий со стороны государства и его граждан. Одновременно с этим решение проблемы преступно­сти тесно связано с серьезным научным осмыслением противо­правного поведения как отклоняющегося поведения личности.

Контрольные вопросы и задания

1- Раскройте основные понятия, связанные с противоправным поведе­нием личности.

2. Перечислите основные формы делинквентного поведения и типы
правонарушителей.

3. Перечислите внешние и внутренние условия делинквентного пове-
Ния.

4- Какова специфическая мотивация антиобщественного поведения? •>• Что стоит за термином «антисоциальная личность»?



Рекомендуемая литература

1. Антонин Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. — М |
1991.

2. Айхорн А. Трудный подросток. — М., 2001.

3. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество. — Сверд|
ловск, 1988.

4. Девиантность и социальный контроль в России (XIX — XX вв.): Тен!
денции и социологическое осмысление. — СПб., 2000.

5. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности не­
совершеннолетних. — М., 1981.

6. Дроздов А.Ю. На экране и вне его: Социально-психологические ас­
пекты влияния телевидения // Психол. газета. — № 37, октябрь 1998.

7. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. —
М., 1998.

8. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.

9. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-пси­
хологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.

10. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонаруши­
телей. — М., 1992.

11. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н.Кудрявцева. — М., 1986.

12. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического
моделирования. — М., 1998.

13. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. -- М.,
1982.

14. Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в
России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. —
С. 790-797.

15. Кутер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997.

16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,
1983.

17. Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировой криминологический
анализ. — М., 1997.

18. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

19. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный и кри­
зисный механизм. — СПб., 1999.

20. Нарушения поведения у детей и подростков. — М., 1981.

21. Ольков С.Г. Общественные болезни. — Тюмень, 1996.

22. Преступность и правонарушения (1993—1997): Статист, сб. — М., 1998.

23. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних
с девиантным поведением / Под ред. С. А. Беличевой. — М., 1999.

24. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. — М-,
2000.

25. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

26. РеанА.А. Характерологические особенности подростков-делинквен­
тов // Вопросы психологии. — 1991. — № 4.

27. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы ста­
новления личности. — М., 1994.

28. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. — М., 1989.


29. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.

30. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. A.M. Боковикова.-
2001.-Т. 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: