Концепции формирования суицидов

Основные концепции, объясняющие суицидальное поведение, можно условно разделить на три группы: социологическую, пси­хопатологическую и социально-психологическую.

В рамках социологического подхода [7] декларируется связь меж­ду суицидальным поведением и социальными условиями. В основе подобных взглядов лежит учение Э.Дюркгейма [10, 19] об «ано­мии» — нарушении в ценностно-нормативной системе обществ. Дюркгейм отмечал, что количество самоубийств в обществе опре­деляется «коллективными представлениями» как особыми факта­ми социальной жизни, которые определяют индивидуальные ви­дения мира (ценности, моральные нормы). Например, коллектив­ная связь, сплоченность общества в этом смысле задерживают са­моубийства. Когда сплоченность общества ослабевает, индивид от­ходит от социальной жизни и ставит свои личные цели выше стрем­ления к общему благу, что может стать причиной решения уйти из жизни.

На самоубийства, отчасти, оказывает влияние политическая си­туация, в том числе войны. В 1866 г., когда разразилась война меж­ду Австрией и Италией, число самоубийств в обеих странах снизи­лось на 14%. Та же тенденция наблюдалась и во время Второй мировой. Напротив, в мирное время армия является благодатной социальной средой для самоубийств, вероятно, в силу атмосферы самоотречения и обезличивания. Для всех европейских стран уста­новлено, что склонность к самоубийству у военных значительно интенсивнее, чем у гражданских лиц того же возраста [7].

Известно, что экономические кризисы обладают способностью усиливать наклонность к самоубийству. Соотношение между эко­номическим состоянием страны и процентом самоубийств являет­ся общим законом. Например, за внезапным увеличением числа банкротств обычно следует рост числа самоубийств [7].

Современные исследователи самоубийства как социального яв­ления выделяют в качестве важного фактор развития религиозного сознания общества. Вера, особенно ислам, существенно снижает вероятность суицидального поведения. В религиозной этике само­убийство расценивается как тяжкий грех, что накладывает нрав­ственный запрет на суицидальное поведение верующего человека-В христианских государствах сегодня наблюдается либерализация общественного отношения к самоубийствам. Все более серьезно


обсуждается возможность эвтаназии — добровольного ухода из жизни при помощи врача. В 2002 г. в Голландии (впервые в истории человечества) принят закон, регулирующий эвтаназию.

Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие са­моубийств в истории семьи повышает риск возникновения суици­да. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной дина­мики.

Другой, психопатологический, подход рассматривает суицид как проявление острых или хронических психических расстройств. Пред­принимались, но оказались безуспешными попытки выделения самоубийств в отдельную нозологическую единицу — суицидома-нию. Несколько схожую позицию выражает взгляд на суицидаль­ное поведение как пограничное состояние. А. Е. Личко [13, с. 73] пи­шет: «Суицидальное поведение у подростков — это в основном проблема пограничной психиатрии, т. е. области изучения психопа­тий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуа­ции характера». По наблюдению автора, лишь 5 % суицидов и по­пыток падает на психозы, в то время как на психопатии — 20 — 30 %, а все остальные на так называемые подростковые кризы.

В целом статистически достоверная связь между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не вы­явлена. Тем не менее для некоторых патологических состояний и расстройств суицидальный риск выше, например для острого пси­хотического состояния и для депрессии. Депрессия наиболее часто упоминается в связи с суицидами, что определяет необходимость ее более пристального рассмотрения.

В диагностическом смысле термин «депрессия» обозначает аф­фективные нарушения, присутствующие в широком спектре но­зологических единиц с различной этиологией и клиническими проявлениями. Депрессия переживается субъективно как подавлен­ное настроение, как состояние угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины. В международной классификации болезней 10-го пересмотра в рубрике F32 [15, с. 101] в качестве ведущего для диагностики депрессии называется соматический синдром. У конк­ретного человека не менее двух недель должны проявляться три и более его признака:

— снижение интересов или удовольствия от деятельности, обыч­
но приятной;

— отсутствие реакции на деятельность (события), которые в
норме ее вызывают;

— пробуждение утром за два (или более) часа до обычного вре­
мени;

— внешне выраженная психомоторная заторможенность или
ажитация;

— заметное снижение (повышение) аппетита;


снижение веса;

— заметное снижение либидо;

— снижение энергии;

— повышенная утомляемость.

Дополнительно к соматическим называются психологические при­знаки: снижение самооценки; беспричинное чувство самоосужде­ния; чрезмерное и неадекватное чувство вины; повторяющиеся мысли о смерти, суицидальное поведение; нерешительность. Дру­гим часто встречающимся симптомом, причиняющим серьезное беспокойство человеку, является нарушение ясности или эффек­тивности мышления, иногда настолько выраженное, что может быть принято даже за органическую деменцию. Депрессивное со­стояние, таким образом, кроме субъективно плохого настроения имеет выраженные соматические проявления, сниженную само­оценку, нарушения мышления.

Несмотря на имеющую место, хотя и неоднозначную, связь суи­цидального поведения с психическими расстройствами (преиму­щественно — аффективными нарушениями), большинство авто­ров в настоящее время считают, что суицидальные действия могут совершать как лица с психическими заболеваниями, так и здоровые люди. В первом случае речь должна идти о проявлениях патологии, требующей преимущественно медицинского вмешательства. Во вто­ром случае можно говорить об отклоняющемся поведении практи­чески здорового человека в ответ на психотравмирующую ситуа­цию, что предполагает оказание срочной социально-психологи­ческой помощи.

Социально-психологические концепции объясняют суицидальное поведение социально-психологическими или индивидуальными факторами. Прежде всего, самоубийства связываются с потерей смысла жизни. В.Франкл указывал, что связанная с этим экзи­стенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежно­стью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуж­дения [22].

АТ.Амбрумова и ряд других исследователей расценивают суи­цидальное поведение как следствие социально-психологической дез­адаптации личности в условиях микросоциального конфликта [1,3,

4, 6, 9].

Социально-психологическая дезадаптация, как несоответствие организма и среды, может проявляться в разной степени и в раз­личных формах. Автор различает лимитирующую (непатологическую) и трансформирующую (патологическую) дезадаптацию. Каждая из этих форм может быть парциальной (частичной) и тотальной (все­общей).

В условиях экстремальной ситуации личности неодинаково пе­рестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчи­вые из индивидов за счет пластичности и резервов сохраняют преЖ-


ний общий уровень адаптации. Другая группа людей характеризу­ется временным снижением уровня, но без слома основных на­правлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь ко­личественный характер, она лимитирована и не выходит за преде­лы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. дезадаптация не приводит к болезни, не порождает патологиче­ских форм адаптации. В тех же случаях когда экстремальные нагруз­ки сочетаются с индивидуальными проблемами (например, не­врозами), вероятность нарушений значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественную трансформацию приспособительного процесса, по­явление патологических форм адаптации. Этот вариант, по мне­нию А. Г.Амбрумовой, характерен для пограничных расстройств, при которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентаци-онная и коммуникативная деятельность при общем снижении ин­тенсивности и пластичности процесса приспособления. Психоти­ческие расстройства представляют собой глобальную дезадапта­цию с переходом на качественно новый уровень патологического реагирования.

Объективные причины и субъективные переживания могут не со­ответствовать друг другу. Дезадаптация — лишь одно из условий возможного суицида. Рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, автор выделяет две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Предиспозиция (нали­чие дезадаптации) не служит прямой детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную фазу имеет конфликт, переживаемый личностью. Конфликт может носить межличностный или внутриличностный характер. В том и другом случае он образуется из двух или нескольких разнонаправ­ленных тенденций, одну из которых составляет основная, акту­альная в данный момент потребность человека, а другую — тен­денция, препятствующая ее удовлетворению. Разрешение конф­ликта зависит от значимости сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных механизмов. Конфликт, пре­вышающий порог дезадаптации личности, является кризисным. Та­ким образом, в условиях предиспозиционной дезадаптации и не­возможности реальным способом изменить конфликтную ситуа­цию единственной реакцией, подменяющей собой все другие дей­ствия, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой Деятельности.

Э.Шнейдман [19, 25] предлагает рассматривать суицид с точки зрения психологических потребностей. В соответствии с его теорией, суицидальное поведение определяют два ключевых момента:

душевная боль, которая оказывается сильнее всего остального;

состояние фрустрации или искажение наиболее значимой по­требности личности.


В рамках социально-психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными осо~ бенностями и суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности. А. Е. Личко [13, с. 78] отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50 % случаев со­четаются с истероидным, неустойчивым, гипертимным типами, а покушения — с сенситивным (63 %) и циклоидным (25 %) ти­пами. Е. И. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную ак­тивность шизоидов. В. Т. Кондратенко [12, с. 138], напротив, при­водит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенси­тивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суици­дам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подрост­ков.

Н.В.Конанчук, В.К.Мягер [12, с. 137] выделили три основ­ных свойства, характерных для суицидента:

1) повышенная напряженность потребностей;

2) повышенная потребность в эмоциональной близости при
сверхзначимости отношений;

3) низкая фрустрационная толерантность и слабая способность
к компенсациям.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к са­мообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мыш­лению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем. Стоит подчеркнуть, что приведенный портрет прямо противоположен характеристике антисоциальной личности, описанной во второй главе данного раздела.

Обзор теорий, проливающих свет на детерминацию и характер суицидального поведения, позволяет сделать вывод о сложности, полиэтиологичности данного явления. Тем не менее можно выде­лить некоторые ф а к т о р ы риска суицидального пове­дения личности:

предшествующие попытки суицида (данного человека);

семейная история суицида;

кризисная ситуация (неизлечимая болезнь, смерть близкого че­ловека, безработица и финансовые проблемы, развод);

семейный фактор (депрессивность родителей, детские травмы, хронические конфликты, дисгармоническое воспитание);

эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия);


психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофре­ния);

социальное моделирование (демонстрация суицида СМИ, их изображение в литературных произведениях — «эффект Вертера»).

Кроме того, выделяются следующие группы риска: моло­дежь, пожилые люди, сексуальные меньшинства, военнослужа­щие, ветераны войн и военных конфликтов, врачи и представите­ли некоторых других профессий.

Суицидальная мотивация

Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суи­цидального поведения, но не предопределяют его. Действитель­ными причинами, «запускающими» суицид, являются внутрен­ние мотивы.

Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. Типичными обрушивающимися на личность событиями являются утрата близкого человека, раз­вод или разлука. Потеря работы или здоровья, угроза уголовного наказания или разоблачения также способствуют возникновению суицидального поведения. Иногда подобные реакции следуют за крупными успехами — продвижением по службе, резко возрос­шей ответственностью, достижением заветной цели и т. п.

В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суи­цидального поведения [6]: протест; месть; призыв (внимания, по­мощи); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования).

Например, в суицидальных попытках подростков можно выде­лить следующие побуждения. Это может быть сигнал дистресса: «За­метьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи». Также подросток может пытаться манипулировать другими, например девочка при­нимают большую дозу таблеток, чтобы заставить своего друга вер­нуться к ней. Другой вариант — стремление наказать других, воз­можно, сказать родителям: «Вы пожалеете, когда я умру». Реакция на чувства сверхсильного стыда или вины, стремление избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; действие ЛСД и других наркотиков — все это примеры мотивирующих факторов.

Стрессовые ситуации актуализируют индивидуально окрашенные °вехценные переживания (индивидуальные смыслы), которые мо-гут носить как устойчиво-личностный, так и ситуационный ха­рактер. А. Г.Амбрумова [3] выделила шесть типов непато-"огических реакций у взрослых людей с суици-Дальным поведением:

эмоциональный дисбаланс (наличие негативных аффектов);

пессимизм (все плохо, ситуация не имеет выхода, в будущем ^ет ничего хорошего);


отрицательный баланс (рациональное сверхкритичное «подве­дение жизненных итогов»);

демобилизация (отказ от контактов и деятельности из-за чувства одиночества и отверженности);

оппозиция (агрессивная позиция с обвинениями в адрес окру­жающих, переходящая в аутоагрессивную, чаще демонстративную);

дезорганизация (состояние тревоги с выраженными соматовеге-тативными нарушениями).

Нередко подчеркивается тесная связь между суицидом и любов­ным влечением. Смерть в этом случае может иметь особый смысл для любящего человека — возможность воссоединиться с люби­мым после смерти или обрести ту любовь, на которую он тщетно надеялся при жизни. При страстной влюбленности суицидальное поведение является попыткой восстановить утраченный над собой контроль, снять невыносимое напряжение.

Сейр [14], анализируя чувства, стоящие за суицидальными дей­ствиями, выделил четыре основные причины само­убийства:

изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собствен­ного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетент­ности, стыд за себя).

Психоаналитическая традиция позволяет приблизиться к по­ниманию глубинных механизмов суицидального поведения — его бессознательных мотивов. Давно замечено, что декларируемые мо­тивы поведения часто не соответствуют его истинным причинам. Психоаналитические исследования позволяют разграничить созна­тельные и бессознательные детерминанты суицидальное™ [14, 19, 23, 26].

Первоначально в психоанализе была принята гипотеза К. Абра­хама (1912) и З.Фрейда (1916), объясняющая суицидальное пове­дение как результат обращения агрессии против собственной лично­сти вследствие утраты объекта. В работе «Печаль и меланхолия» 3. Фрейд раскрывает динамику самоубийства через агрессию к той части Я, которая интроецировала травмирующий (потерянный) объект. Таким образом, Я расправляется с «плохими» внутренни­ми объектами [23]. Данная теория содержала одно важное новше­ство — признание ведущей роли близкого человека в динамике суицидального поведения.

Так, на утрату объекта (потеря, разочарование, разрыв) чело­век, предрасположенный к депрессии, вначале реагирует ненави­стью. Но в силу чрезвычайной значимости объекта он вынужден


защищаться от аффекта. Защита осуществляется через регрессию к оральным переживаниям с фантазией о поглощении утраченного объекта. Теперь объект спасен благодаря идентификации с лично­стью субъекта. Объект стал частью своей личности. Ненависть, пер­воначально направленная на утраченный объект, обращается те­перь против собственной персоны. Развивается тяжелое депрессив­ное состояние (меланхолия, по Фрейду), следствием которого и становится суицид.

З.Фрейд отмечал, что развитие суицидального поведения по меланхолическому механизму возможно только при двух услови­ях: 1) если была фиксация на оральной ступени; 2) если суще­ствует амбивалентность объектных отношений.

В более поздних работах 3. Фрейда (с 1920 по 1923 г.) самоубий­ство рассматривается как проявление врожденного влечения к смер­ти. Суицидальное поведение имеет место в том случае, если само­разрушительные импульсы значительно преобладают над импуль­сами к самосохранению. В пользу взгляда на самоубийство как пре­образованное убийство говорят такие факты, как снижение само­убийств во время войн, снижение их уровня в странах с высоким уровнем убийств, например в Латинской Америке.

Развивая эти идеи, Меннингер (1938) указывал, что в каждом суицидальном действии можно обнаружить три тенденции:

— желание убить (дериват направленной вовне агрессии),

— желание быть убитым (следствие упреков совести в связи с
первым желанием);

— желание умереть — быть мертвым (производное влечения к
смерти в чистом виде) [26, с. 92].

При этом «желание быть мертвым» предполагает не реальные последствия смерти, а бессознательные фантазии о защищенно­сти, спокойствии, мире. Три тенденции проявляются в мотивах мести, аутоагрессии, ухода, «временной смерти», самонаказании, символического исполнения сексуальных желаний и т. п.

Поскольку кроме влечения к смерти есть еще влечение к жизни (состоящее из сексуального влечения и влечения к самосохране­нию), постольку суицидальное действие наряду с деструктивны­ми содержит также и конструктивные мотивы. Таковыми могут быть: призыв о помощи, поиск контакта, бегство от опасности, жела­ние паузы или ухода. Таким образом, в каждом суицидальном дей­ствии одновременно проявляются противоположные намерения: агрессия-аутоагрессия, призыв-бегство.

Рингель (1953) пришел к важнейшему выводу, что всякому суи­цидальному действию предшествует синдром, состоящий из трех компонентов. Это:

— инверсия агрессии (обращение на себя);

— суицидальные фантазии;

— сужение [26, с. 94].


Сужение, вызванное обидами, разочарованиями и неудачами, означает регрессивную тенденцию развития (частичный возврат на предыдущие стадии). В результате чего ограничиваются внут­ренние и внешние возможности развития, редуцируются межлич­ностные отношения, искажается объективное восприятие. Автор считает, что в основе регрессии лежит тяжелая невротизация в детстве с переживанием «незащищенности».

Убийство интернализированного объекта или агрессия, обращен­ная на себя, являются не единственными вариантами суицидаль­ной динамики. Хендин (1963) предпринял попытку исследования различий в мотивации суицидов жителей трех европейских стран. Он заметил, что близко расположенные страны со схожим уров­нем жизни — Дания, Швеция и Норвегия — существенно отлича­ются друг от друга по уровню самоубийств (на 100 тыс. населения соответственно — 22; 22; 7). Он объяснил это различиями в культу­ре. Датчане — пассивные, чувствительные к разлуке, склонны по­давлять агрессию и вызывать чувство вины у других. Шведы более ориентированы на достижения, независимость и строгий контроль своей агрессии, относительно рано отделяют детей от матери. Нор­вежцы — также поощряют независимость, но свободнее проявля­ют эмоции, меньше ориентированы на успех и самонаказание при неудаче [26, с. 91].

Различия в национальном характере сочетаются с различиями в мотивации суицидов. Для датчан характерен суицид, связанный с зависимостью и утратой; для шведов — мотив фрустрации успе­хов, для норвежцев — чувство вины из-за агрессивного (антисо­циального) поведения. В связи с этим Хендин рассматривает чув­ство всемогущества и грандиозность притязаний как важные фак­торы суицидальной динамики. Например, нарциссическое чувство всемогущества может подталкивать к самоубийству, чтобы с его помощью лучше контролировать ситуацию, воздействовать на нее.

Другим признаком депрессии и суицидального поведения яв­ляется нарушение регуляции самооценки. Основой для развития такой нарциссической уязвимости может быть:

— ранняя разлука с матерью в возрасте от шести месяцев и
сопровождающая ее аналитическая депрессия (Р. Шпиц);

— отсутствие принятия и эмоционального понимания со сто­
роны матери в раннем возрасте 16 — 24 мес. (М. Маллер).

Это, в свою очередь, приводит к амбивалентности, агрессив­ному принуждению родителей, депрессивному аффекту. У ребенка не формируются внутренние психологические структуры, способ­ные регулировать самооценку.

Следовательно, еще одним бессознательным механизмом фор­мирования суицидального поведения может быть чрезмерная нар-циссическая потребность. Известно, что нарциссизм связан с чув­ством грандиозности и необходимостью получать подтверждение


своей ценности извне. Другой стороной нарциссической динами­ки являются переживания стыда, зависти, пустоты и неполноцен­ности. Объективно неблагоприятные ситуации, связанные с неус­пехом, конфликтом, стрессом, могут усилить данные аффекты до уровня их невыносимости и появления суицидальных намерений.

Согласно теории нарциссизма, суицидальное поведение явля­ется компенсацией нарциссического кризиса за счет регрессии к гармоничному первоначальному состоянию. Эта модель также ус­пешно может использоваться для объяснения других форм деви-антного поведения (зависимостей, ухода из дома, бродяжниче­ства).

Таким образом, психоаналитические концепции способствуют пониманию глубинной мотивации суицидального поведения, ко­торая уходит своими корнями в ранние отношения личности с близкими людьми. Значение семьи на последующее поведение лич­ности трудно переоценить.

С другой стороны, суицидальное поведение личности является тя­желым испытанием для окружающих. Можно говорить о феномене, схожем с со-зависимостью. Суицид изменяет жизнь всей семьи, делает ее своим заложником. Часть эмоциональных переживаний людей, близких суициденту, кратковременна, другие продолжа­ются долгие годы, некоторые — всю жизнь. Каждый член семьи платит за это определенную психологическую цену. К.Лукас и Г. Сейген [16, с. 66] называют это сделками. Наблюдаются следую­щие модели нежелательного поведения в ответ на самоубийство близкого человека:

поиск тех людей, которые могут быть ответственны за смерть покончившего с собой — вместо принятия произошедшего как личной воли суицидента;

принятие траура на долгие годы — вместо того, чтобы продол­жать жить;

переживание вины и самобичевание;

соматизация — уход в болезнь вместо спонтанного выражения чувств;

самоограничение — уход от радостей жизни;

бегство в работу, в сексуальные связи, в аддикцию — вместо того, чтобы признать и выразить свои чувства;

наконец, новый суицид — «ты умер, значит, умру и я».

Таким образом, близких суициденту людей переполняют силь­ные чувства скорби, вины и гнева, защищаясь от которых, они сами начинают вести себя аутодеструктивно.

В заключение обсуждаемой темы целесообразно еще раз обра­тить внимание на сложный комплексный характер суицидального поведения. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего Для работы с конкретной личностью, мы, несомненно, должны


учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как соци­альный, правовой, исторический, культурологический, медицин­ский, этический.

Контрольные вопросы и задания

1. Докажите, что самоубийства являются одной из наиболее серьезных
общественных проблем.

2. Раскройте понятия: «суицид», «суицидальная попытка», «суицидаль­
ное поведение».

3. Что входит в структуру суицидального поведения?

4. Приведите типологии самоубийств.

5. Каковы возрастные особенности суицидального поведения?

6. Как суицидальное поведение объясняется психологическими теори­
ями?

7. Каковы причины суицидального поведения?

8. Каковы условия, способствующие суицидальному поведению?

9. Что препятствует самоубийству?

10. Назовите бессознательные и осознаваемые мотивы суицидального
поведения.

Рекомендуемая литература

1. Актуальные проблемы суицидологии // Сб. трудов Моск. НИИ пси­
хиатрии. - М., 1978. - Т. 78; 1981. - Т. 92.

2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их ком­
пенсация. — М., 1976.

3. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Социальная и клиниче­
ская психиатрия. — 1996. — № 4.

4. Амбрумова А.Г., Бородин СВ., Михлин А.С. Предупреждение само­
убийств. — М., 1980.

5. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по про­
филактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. —
М., 1978.

6. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведе­
ния. - М., 1980.

7. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологиче­
ские основы суицидологии. — СПб., 1999.

8. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков //
Вестник психосоц. работы. — 1994. — № 1. — С. 44 — 52.

9. Диагностика суицидального поведения: Метод, рекомендации / Сост.
А. Г. Амбрумова, В. А.Тихоненко. — М., 1981.

10. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. — М., 1994.

11. Жезлова Л.Я. Об особенностях формирования суицидальных тенден­
ций у больных шизофренией в детском и подростковом возрасте // Жур­
нал невропатологии и психиатрии. — 1978. — № 10.

12. Кондратенко В. Г. Девиантное поведение у подростков. — Минск,
1988.

13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л-,
1983.


14. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

15. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. —
Женева; СПб., 1998.

16. Лукас К., Сейген Г.М. Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства. —
М-, 2000.

17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999.

18. Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. —
Киев, 1996.

19. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н. Мохо­
виков. - М., 2001.

20. Телефон доверия в системе социально-психологической службы. —
М., 1988.

21. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Акту­
альные проблемы суицидологии. — М., 1978. — С. 59—71.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоя­
щее. — М., 2001.

24. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропа­
тологии и психиатрии. — 1984. — № 10.

25. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы: Пер. с англ. — М., 2001.

26. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. —
М., 2001. - Т. 2.


 
 

Раздел IV

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Глава 1

ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся по­
ведение личности • Профилактика отклоняющегося поведения •
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения лич­
ности • Стратегии социально-психологического вмешательства при
различных формах отклоняющегося поведения Ш

Социально-психологическое воздействие Щ на отклоняющееся поведение личности

Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может но­сить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологиче­ской помощи. В силу сложного характера поведенческих наруше­ний их предупреждение и преодоление требует хорошо организо­ванной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как кон­фиденциальность, добровольность и личная заинтересованность) принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное до­верие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это
психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика)
и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабй^
литация). Психодиагностика, как правило, не является самостоя^
тельным направлением работы и не должна быть целью психоло
гической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, ва#
ный, но не обязательный, как правило, решающий промежут0
ные практические задачи. „

Рассмотрим подробнее два основных вида психологической п мощи.


Профилактика отклоняющегося поведения

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает сис-общих и специальных мероприятий на различных уровнях 'рциальной организации: общегосударственном, правовом, обще­ственном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, с0циально-психологическом. Условиями успешной профилактиче­ской работы считают ее комплексность, последовательность, диф-ференцированность, своевременность. Последнее условие особен­но важно в работе с активно формирующейся личностью, напри­мер с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на при­мерах именно подросткового возраста.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выде­лять первичную, вторичную и третичную профилактику [11, с. 160]. Первичная профилактика направлена на устранение неблаго­приятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди под­ростков. Задача вторичной профилактики — раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «груп­пой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без прояв­ления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических рас­стройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс ме­роприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффек­тивна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие зевиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.

Существуют различные формы психопрофилактиче­ской работы [5, 12, 19, 24].

Первая форма— организация социальной среды. В ее основе

лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей

сРеды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные фак-

°РЬ1, можно предотвратить нежелательное поведение личности.

°здействие может быть направлено на общество в целом, на-

РИмер через создание негативного общественного мнения по от-

шению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также мо-

т быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкрет-ая личность.

По рамках данной модели профилактика зависимого поведения у р0 Р°стков включает прежде всего социальную рекламу по форми-

анию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое

"°вская


значение имеет политика средств массовой информации. Спецц, альные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы — все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноимен­ной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и обща-ется. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.

Работа с подростками может быть организована также на ули­це, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лиде­ров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки со­здания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с неже­лательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит до­статочно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы — инфор­мирование. Это наиболее привычное для нас направление психо­профилактической работы в форме лекций, бесед, распростране­ния специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть под­хода заключается в попытке воздействия на когнитивные процес­сы личности с целью повышения ее способности к принятию кон­структивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтверж­денная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные по­следствия употребления наркотиков или описываются драмати­ческие судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее зна­комство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. За­пугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный дис­сонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими пр°' изводимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуЖД6'


последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

Перспективному развитию данного подхода может способство­вать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-эко­номическим характеристикам.

Третья форма психопрофилактической работы — актив­ное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная мо­дель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

1. Тренинг резистентности {устойчивости) к негативному соци­
альному влиянию.
В ходе тренинга изменяются установки на девиан-
тное поведение, формируются навыки распознавания рекламных
стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давле­
ния сверстников, дается информация о возможном негативном
влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих
алкоголь) и т.д.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения.
Основан на представлении, что девиантное поведение непосред­
ственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предуп­
реждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмо­
ции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справлять­
ся со стрессом. В ходе групповой психологической работы также
формируются навыки принятия решения, повышается самооцен­
ка, стимулируются процессы самоопределения и развития пози­
тивных ценностей.

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными
навыками понимают наиболее важные социальные умения лично­
сти. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские
связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных
отношениях. Также это способность принимать на себя ответствен­
ность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Нако­
нец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверен­
ного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

Четвертая форма — организация деятельности, альтер­нативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с пред­ставлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. На­пример, аддикция может играть важную роль в личностной дина­мике — повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные ве-Щества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности при­знаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, сПорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, дея-


тельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказа­ния помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося по­ведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, раз­витие способности любить и быть любимым, формирование уме­ния себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в раз­личные виды активностиспорт, искусство, познание. Если к под­ростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потреб­ностей и занятий.

Пятая форма — организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение че­ловека достигать оптимального состояния и успешно противосто­ять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регуляр­ные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль осно­ван на экологическом мышлении и существенно зависит от уров­ня развития общества.

Шестая форма — активизация личностных ресурсов. Ак­тивные занятия подростков спортом, их творческое самовыраже­ние, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспе­чивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к не­гативному внешнему воздействию.

Седьмая форма — минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в слу­чаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она на­правлена на профилактику рецидивов или их негативных послед­ствий. Например, наркозависимые подростки могут получать свое­временную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах психопрофилактической работы могут ис­пользоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилакти­ки: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предуп­реждения отклоняющегося поведения используются различные со­циально-психологические методы. Среди ведущих методов пси­хопрофилактической работы: информирование, группо­вые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, модели­рование эффективного социального поведения, психотерапевти­ческие методики.


В зависимости от используемых методов психопрофилактиче-окая работа может осуществляться в форме тренингов, образова­тельных программ (например, школьного спецкурса), психологи­ческого консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психи­ческих расстройств.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактиче-ской работы:

— комплексность (организация воздействия на различных уров­
нях социального пространства, семьи и личности);

— адресность (учет возрастных, половых и социальных характе­
ристик);

— массовость (приоритет групповых форм работы);

— позитивность информации;

— минимизация негативных последствий;

— личная заинтересованность и ответственность участников;

— максимальная активность личности;

— устремленность в будущее (оценка последствий поведения,
актуализация позитивных ценностей и целей, планирование буду­
щего без девиантного поведения).

Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности

Интервенция отклоняющегося поведения личности является еще одним направлением социально-психологического воздействия. Психологическая интервенцияэто психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных измене­ний. Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые пре­пятствуют социальной адаптации.

Отличительной особенностью психологической интервенции в Целом является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоня­ющегося поведения несовершеннолетних инициатива и согла­сие должны исходить от законных представителей интересов ре­бенка.

Основная трудность работы с отклоняющимся поведением лич­ности состоит в том, что, как правило, на первых этапах социаль-но-психологической помощи человек сопротивляется изменени­ям несмотря на выраженные негативные последствия своего пове­дения. В таких случаях основанием для вмешательства может быть Степень вреда, причиняемого девиацией, или уровень социальной дезадаптации личности. Например, причиной обращения за помо-^Ы наркозависимого человека часто являются либо серьезные


проблемы со здоровьем, либо достижение им ситуации «социаль­ного дна». Заболевания, сопровождающие употребление наркоти­ков, хорошо известны — гепатит, ВИЧ-инфекция, психические расстройства. Социальная деградация, в свою очередь, выражается в криминализации, утрате трудоспособности, изоляции, потере жилья и семьи.

Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформули­ровать следующим образом:

формирование мотивации на социальную адаптацию или вы­здоровление;

стимулирование личностных изменений;

коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;

создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.

Эффективность работы оценивается как по объектив­ным признакам уменьшения нежелательного поведения (напри­мер, случаев употребления наркотиков), так и по субъективным изменениям (например, усилению желания вести трезвый образ жизни). Одним из наиболее важных критериев позитивных изме­нений выступает повышение уровня социальной адаптации лич­ности.

В случае психологической интервенции отклоняющегося пове­дения используются все известные методы психологического воз­действия, часто те же, что и в психопрофилактической работе. Ведущими методами психологической интервенции являются пси­хотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической или саногенной среды.

Наиболее популярной формой психологической работы с лич­ностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Границы между двумя выделенными формами помощи в случае девиантного поведения практически трудно различимы. Термин «консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. Учитывая сложный характер поведенческих девиаций, их склонность переходить в болезненные расстройства, далее, говоря о психотерапии или консультировании, мы будем иметь в виду именно их гармоничное сочетание.

При отсутствии единой теории личности существуют различ­ные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наи­большее развитие и признание получили три ведущих на­правления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гу­манистическое. Эти исторические модели дали жизнь сотням мо­дификаций, в связи с чем появились и различные классифика­ции.

В зависимости от целей интервенции выделяют три виДа психотерапии [18]:


поддерживающая психотерапия — обеспечивает поддержку име­ющихся защитных сил и выработку новых более эффективных спо­собов поведения;

переучивающая психотерапия — стремится к изменению поведе­ния;

личностно-реконструктивная — нацелена на внутриличностные изменения через осознание интрапсихических конфликтов.

В клинической практике принято деление методов психотера­пии на симптомо-центрированные, личностно-центрированные и социоцентрированные. Психотерапия может быть реализована враз-личных формах, например: групповая, семейная или инди­видуальная, длительная или краткосрочная, директивная или не­директивная, ориентированная на решение проблемы или лично­стные изменения. На практике чаще используются комбинирован­ные методы. Кроме того, существует множество модификаций ос­новных психотерапевтических методов. Например, в Психотера­певтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского [22] описывается около ста психотерапевтических методик, реальное их количество — еще больше. Многие авторы в то же время отме­чают приблизительно равную эффективность различных видов пси­хотерапии, подчеркивая ведущее значение личности специалиста.

Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения

Различные формы девиантного поведения требуют внесения не­которых корректив в использование основных психологических методов. С известной долей условности можно наметить некоторые общие стратегии социально-психологического вмешательства в отношении основных видов отклоняющегося поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: