Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психологическая превенция суицида (предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.
Психологическую помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением принято называть кризисной интервенцией. Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью — удержание человека в живых.
Согласно результатам исследований Всесоюзного научно-мето-Дического суицидологического центра [26], покушения на самоубийство совершаются:
здоровыми людьми;
лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами;
страдающими психическими заболеваниями.
Для первых двух групп прежде всего предназначена телефонная служба медико-психологической помощи — Телефон экстренной психологической помощи {Телефон доверия). Кризисное консультирование также осуществляется в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.
|
|
Особенно актуальна психологическая помощь людям с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство которых является практически здоровыми людьми. Суицидоопасньте реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искаженным восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным. Считается, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца.
Главная цель неотложной помощи — предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство [17, 26]. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций. Мы должны исходить из того, что кризис — следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь. Наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях.
|
|
Шаги неотложной помощи — кризисной интервенции.
Решающее значение имеет первый шаг— беседа (1,5—2 ч)-Первая важная задача — установление контакта и достижение доверия. Для этого необходимо убеждать клиента в эмоциональном принятии («Что бы я мог сделать для вас?»), поощрять открытое выражение мыслей и чувств с помощью сострадательной эмпа-тии, уменьшать напряжение через «выговаривание».
На данной стадии также необходимо провести оценку обстоятельств и степени угрозы суицида.
Угроза суицида «1» — у обратившегося были суицидальные Х1ь1сли, но он не знает, как и когда он их осуществит («Я больше так не могу...»; «Лучше бы я умер...»).
Угроза суицида «2» — у обратившегося есть суицидальные мыс-дй и план, но он говорит, что не собирается покончить жизнь немедленно («У меня уже есть таблетки снотворного, и если ничего не изменится к лучшему...»).
Угроза суицида «3» — обратившийся либо собирается тут же покончить с собой (нож или таблетки лежат рядом, если он звонит по телефону), либо в процессе разговора, либо сразу после него.
В последнем случае (если угроза реальна и решение принято) беседа может быть направлена на достижение решения об отсрочке его выполнения.
В первых двух случаях целесообразно и возможно реализовать второй шаг— интеллектуальное овладение ситуацией. С помощью специальных вопросов и утверждений необходимо преодолеть чувство исключительности ситуации: «Такие ситуации встречаются нередко». Также с помощью включения актуальной ситуации в контекст жизненного пути следует снять ощущение ее внезапности и непреодолимости. Уменьшить остроту переживания можно с помощью подчеркивания, что есть время на обдумывание, или концентрации на предыдущих достижениях и успехах. На данном этапе беседы также используются такие приемы, как повторение содержания высказывания, отражение и разделение эмоций, вербализация суицидальных переживаний, поиск источников эмоций («Что именно вас так беспокоит?»).
Третий шаг— заключение контракта — планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации и наиболее приемлемых для пациента. Например, при необратимых утратах возможен поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент смог бы сформировать новые значимые отношения. На этом этапе важно препятствовать уходу пациента от сути кризиса и от поиска позитивных альтернатив (прием «фокусирования на ситуации»). Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы пациента и предоставления необходимого времени для проработки.
Четвертый шаг — активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приемы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное вну-Щение, актуализация личностных ресурсов. На завершающем эта-Пе кризисной работы следует также обсудить то, каким образом Преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.
I
Таким образом, ведущая задача кризисной интервенции — Ко рекция суицидальных установок человека. Результатом работы дол>~ ны стать следующие убеждения клиента:
— тяжелое эмоциональное состояние временно и улучшится
ходе терапии;
— другие люди в аналогичных состояниях чувствовали себя так
же тяжело, а затем их состояние полностью нормализовалось-
|
|
— жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям
а его уход из жизни станет для них тяжелой травмой. '
В крайнем случае, можно попытаться убедить суицидента в том, что каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого важнейшего вопроса лучше отложить на несколько дней или недель, чтобы спокойно его обдумать. В целом эффективность работы с суицидальным поведением зависит от точности выявления суицидального риска и мотивации суицидальных намерений.
Помимо оказания кризисной помощи, целесообразна дальнейшая работа, ориентированная на более глубокие личностные изменения — поственция и вторичная интервенция. На данном этапе возможно применение различных методов и методик. Хорошо зарекомендовали себя позитивная и когнитивная психотерапия, ло-готерапия, аксиопсихотерапия, терапия творческим самовыражением, духовная психотерапия.
Работая с людьми, имеющими суицидальные проявления, особенно важно проявлять деликатность и уважать право личности на собственный выбор. Парадоксальность ситуации превенции (предотвращения) суицида заключается в том, что в свете современных гуманистических взглядов любой взрослый человек действительно имеет право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению, но другие люди при этом имеют право помочь ему пересмотреть свое решение.
Помощь в случаях суицидального поведения на фоне психических расстройств (психические заболевания, алкоголизм, наркомания) осуществляется в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1993).
В заключение следует добавить, что рассмотренные стратегий интервенции основных форм отклоняющегося поведения носят обобщенный характер и требуют адаптации к конкретной ситуации и личности.
Контрольные вопросы задания
1. Раскройте принцип комплексности в оказании социально-психоЛО'
гического воздействия на отклоняющееся поведение личности.
|
|
2. Каковы цели, принципы и формы психопрофилактики отклоняю'
щегося поведения?
3. Перечислите основные концептуальные модели психопрофилак
тики.
4. Что такое психологическая интервенция отклоняющегося поведения
личности? Каковы ее задачи, формы и методы?
5. Сформулируйте примерные программы оказания социально-психо
логической помощи в отношении отдельных видов отклоняющегося по
ведения.
Рекомендуемая литература
1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их ком
пенсация. — М., 1976.
2. Амбрумова А.Г., Бородин СВ., Михлин А.С. Предупреждение само
убийств. — М., 1980.
3. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по про
филактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. —
М., 1978.
4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А, Диагностика суицидального поведе
ния. - М., 1980.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993.
6. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков //
Вестник психосоциальной работы. — 1994. — № 1. — С. 44—52.
7. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Посо
бие-практикум. — СПб., 1999.
8. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. —
М., 1993.
9. Иванова Е.Б. Как помочь наркоману. — СПб., 1997.
10. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ,
пособие. — Минск, 1999.
11. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск, 1988.
12. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе:
Учеб.-метод. пособие. — СПб., 1996.
13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения
У подростков: Учеб.-метод. пособие. — М., 1998.
14. Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток. — СПб., 2001.
15. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. — М., 1981.
16. Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и
тренинга социальных навыков. — СПб., 1996.
17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М., 1999.
18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,
2000.
19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под
Ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. — М., 2000.
20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. —
М., 2000.
21. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних
с Девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. — М., 1999.
22. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. —
СПб., 1998.
23. Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Рем-
шмидта. — М., 2000.
24. Современные формы и методы организации психогигиенической и
психопрофилактической работы: Сб. статей. — М., 1989.
25. Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. —
Киев, 1996.
26. Телефон доверия в системе социально-психологической службы. •—
М., 1988.
27. Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод
пособие. — СПб., 1987.
28. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. — СПб
1991.
29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. —
СПб., 1999.