Республики Беларусь

Политическая система общества — живой, постоянно развивающийся организм. Ее важнейшими качествами яв­ляются стабильность и динамизм, которые позволяют си­стеме сохранять свою целостность, управляемость и систем­ные признаки, с одной стороны, и способность системы к об­новлению, развитию — с другой. Если этого не происходит, срок жизни политической системы становится ограничен­ным и завершается общественными и политическими кризи­сами.

Современная политическая система и политический ре­жим Республики Беларусь сформировались под воздействи­ем объективных и субъективных факторов, которые сложи­лись в стране в середине 80-х гг. XX в. Замена старой поли­тической системы и режима новыми привела к появлению качественно новой модели политической системы и полити­ческого режима, опирающихся на новую идеологию.

Институализация и институционализация новых поли­тической системы и политического режима материализова­лись в Конституции Республики Беларусь 1994 г. После вне­сения изменений и дополнений в Конституцию, которые бы­ли приняты на республиканских референдумах 1996, 2004 гг., политическая система обрела свою стабильность. Конституирование новой политической системы и политического ре­жима характеризовалось кардинальными изменениями их структуры и функций.

Появились новые политические институты власти и управ­ления — институт Президента, двухпалатный Парламент, Конституционный суд, Совет Безопасности и другие органы. Качественно изменились цели, задачи и функции, ранее су­ществовавших органов власти и управления: государство было объявлено унитарным демократическим социальным правовым, общество — гражданским.

Современная политическая система и политический ре­жим республики значительно усложнились и характеризу­ются не только количественным расширением, но и каче­ственным изменением их социальной базы. Основу полити­ческой организации общества теперь составляют новые со циальные слои, политические партии, общественные объе­динения, ассоциации, независимые СМИ, республиканские и местные собрания, другие органы самоуправления.

В республике была заложена база для совершенствования политических отношений, достижения высокоорганизован­ного процесса социализации всех слоев населения, т.е. вклю­чения членов общества в политическую жизнь, при этом са­мыми разнообразными средствами. Значительно расшири­лись права и свободы граждан. Узаконено проведение массо­вых акций - собраний, митингов, уличных шествий, демон­страций, забастовок и т.п.

Что касается политических и правовых норм, то про­изошло реформирование избирательной системы. Выборы органов власти стали осуществляться в основном на альтер­нативной основе и через участие в этом процессе трудовых коллективов и граждан, политических партий, обществен­ных организаций.

Процесс демократизации политической системы и поли­тического режима осуществляется также в направлении со­четания гражданских и политических отношений, прав и обязанностей, признания достоинства и выдвижения на пер­вое место личности. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации становятся в соответствии с Конституцией высшей ценностью и целью общества и государства.

Предусмотрена реорганизация отношений власти и наро­да, переход от командно-приказных и конфликтных отноше­ний к договорным конституционным и консенсусным, осно­ванным на равенстве перед законом народа и власти, уваже­нии их нрав и взаимной ответственности.

Государственная власть стала осуществляться на прин­ципах ее разделения, верховенства нрава, плюрализма и гласности, решительного преодоления бюрократических из­вращений. Современная политическая система и полити­ческий режим характеризуются сильной государственной властью при лидирующей роли Главы государства.

Развитие конституционного процесса и системы сувере­нитетов (помимо власти, народа, права) коснулось местного управления и самоуправления. Это в какой-то мере ослабило властные полномочия центра и расширило компетенцию местных властей. Данные процессы сопровождают и переход к разнообразным формам собственности и методам хозяйствования, что также стало новым явлением в политической жизни республики.

Современная политическая система й политический ре­жим Республики Беларусь определяют вектор развития об­щества, ориентированный на построение демократического правового социального государства.

Тест

1. Отметьте, что не составляет сущность политической си­стемы. Политическая система — это:

а) формообразование власти, ее материализация;

б) механизм хозяйствования и управления обществен­ным производством;

в) организм проявления власти в политической жизни
общества;

г) организация и функционирование власти в обществе.

2. Целостная динамичная совокупность взаимосвязанных и
дополняющих друг друга политических институтов, поли­тических отношений, политических и правовых норм, поли­тического сознания, на основе которых формируется поли­тическая власть и осуществляется ее функционирование в обществе, это определение:

а) политического режима;

б) политической системы;

в) политической власти;

г) политических отношений.

3. В структуру политической системы не входят:

а) политические институты;

б) политические отношения;

в) политические и правовые нормы;

г) политическое сознание;

д) политические интересы.

4. Политический режим — это:

а) состав и соотношение высших органов власти в госу­дарстве;

б) легитимность власти;

в) территориально-административное деление страны;

г) совокупность приемов, способов и методов осуществле­ния политической власти.

5. К характерным чертам политического режима не отно­сится:

а) соблюдение законности прав и свобод граждан;

б) способы взаимоотношений государства и граждан в
сфере выражения и реализации их прав;

в) способ функционирования властных структур и должностных лиц;

г) политико-территориальное устройство государства.

6. Приведите в соответствие типы политических режимов с
их характеристикой:

а) тоталитаризм − абсолютизация личной власти, опирающейся на авторитет и силу;

б) авторитаризм — признание народа первоисточником

и первоносителем власти, реализа­ция власти народом и в интересах народа;

в) демократия — всеобщее огосударствление всех сфер

жизни общества и личности.

Вопросы для повторения

1. Назовите сущность политической системы общества и ее специфику.

2. Охарактеризуйте основные элементы политической системы общества.

3. Перечислите функции политической системы, дайте их трактовку в современной политической науке.

4. Определите типологию политической системы.

5. Раскройте содержание понятия «политический ре­жим» и его научно-практическое значение.

6. Что такое тоталитаризм и каковы его основные черты?

7. Определите сущность и основные признаки авторитар­ного режима.

8. Охарактеризуйте демократический политический ре­жим и его основные признаки.

9. Назовите предпосылки и пути перехода к демократии.

10. В чем заключается инновационный характер полити­ческой системы и политического режима Республики Бела­русь?

Литература

1. Антанович, НА. Теория политических систем: учеб. посо­бие / Н.А. Антанович. — Минск, 2008.

2. Божанов, ВА. Политическая система общества: учеб. посо­бие / В.А. Божанов. — Минск, 2001.

3. Егоров, АН. Политическая система Республики Беларусь / А.Н. Егоров // Весн. БДЭУ. - 1998. — № 2.

4. Коломийцев, В.Ф. Демократический режим / В.Ф. Коломийцев // Социально-гуманитар. знания. — 2000. — № 5.

5. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. - 2-е изд. — Минск, 2007.

6. Семенова, Р.У. Ханна Арендт о тоталитаризме: политиче­ские и нравственные дискурсы (по страницам «Итогов тоталита­ризма») / Р.У. Семенова // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. — 2006. — № 1.

7. Сумбатян, Ю.Г. Политические режимы: генезис, сущ­ность и основные формы / Ю.Г. Сумбатян // Кентавр. — 1996. — № 5.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: