Республика Беларусь - одно из немногих государств, проводящих действительно независимую внешнюю политику. Она признана 183 странами мира, со 157 из них установлены дипломатические отношения. Беларусь является участником более 70 международных организаций: Восточное партнерство, ООН и ее специализированные учреждения, Организация но безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Евроатлантического партнерства, Центрально-европейская инициатива, Движение неприсоединения, СНГ, Евроазийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Единое экономическое пространство и др. В 1993 г. подала заявку на прием в Совет Европы. Договорно-правовая база Беларуси с зарубежными странами и международными организациями включает в себя более 2700 международных соглашений. Приоритетными задачами внешней политики республики являются защита суверенитета, независимости, территориальной целостности государства, обеспечение роста благосостояния народа. В этих целях реализуются Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь, Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2020 г. и др. Осуществляется военное сотрудничество с Российской Федерацией (организована совместная охрана внешних границ Союзного государства, создана Единая региональная система противовоздушной обороны и др.). Беларусь проводит миролюбивую политику, никому не угрожает, не участвует в вооруженных конфликтах, является безъядерным государством.
|
|
Республика Беларусь проводит многовекторную и сбалансированную внешнюю политику. Основные приоритеты государства во внешней политике определяются национальными интересами страны. Приоритетными направлениями внешней политики белорусского государства являются: развитие взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией; развитие стабильных отношений с Советом Европы и Европейским союзом; поддержка и развитие дружеских отношений с соседними странами; укрепление сотрудничества со странами СНГ; установление равноправных отношений с США; развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, арабского мира, Африки, Латинской Америки; содействие укреплению консолидирующей роли ООН; развитие неконфронтационногосотрудничества с НАТО; развитие многостороннего сотрудничества по вопросам международной безопасности и разоружения; обеспечение международной поддержки в преодолении последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; сотрудничество в области искоренения бедности, борьбы с международным терроризмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом; активное участие в продвижении основных инициатив Движения неприсоединения.
|
|
Внешняя политика Республики Беларусь прагматична, экономизирована, направлена на содействие развитию отечественной экономики, ее интеграции в систему мирохозяйственных связей, вхождение страны в ВТО, снижение ее уязвимости от кризисных явлений. Стоит задача диверсифицировать внешние экономические связи, расширить географию экспорта, более широко привлекать внешние инвестиции в экономику страны, концентрировать усилия на наращивание экспортного потенциала. Более 940 видов товаров (70 % всего производимого в республике) предназначено на экспорт.
Главным внешнеполитическим и торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация, сотрудничество с которой имеет стратегическое значение. В 1999 г. между Россией и Беларусью подписан Договор о создании Союзного государства, в рамках которого оба государства сохраняют свой суверенитет и являются полноправными субъектами международных отношений. Государства завершают работу по созданию единого экономического пространства, обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равных условий и гарантий для деятельности хозяйственных субъектов, равных прав граждан двух стран. По итогам 2008 г. объем товарооборота Беларуси и России составил 35 млрд. дол. США. На долю России приходится 47,2 % всего объема внешней торговли Республики Беларусь, 100 % — импортируемых топливно-энергетических ресурсов; 80 % производимой промышленной продукции полностью зависит от получаемых из России сырья, материалов, комплектующих, запчастей.
Сформированы и действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного государства, образованы Пограничный и Таможенный комитеты. Наработана значительная нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственный договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества, в том числе в области внешней и оборонной политики. Реализуются совместные белорусско-российские программы за счет средств союзного бюджета. Стоит задача принятия Конституционного Акта (Конституции) Союзного государства.
Во взаимоотношениях с Советом Европы и Евросоюзом Беларусь направляет усилия на создание общеевропейской системы безопасности, обеспечение своего активного участия в общеевропейских делах со статусом равноправного участника. Республика участвует в европейской программе «Восточное партнерство», готова исполнять роль связующего звена между Востоком и Западом. Выстраивает свои отношения с Европой на принципах равноправия, взаимоуважения и обоюдной выгоды.
Евросоюз является вторым после России внешнеэкономическим партнером Беларуси, на долю которого в 2008 г. приходилось 43,2 % товарооборота, что составляет 23 млрд. дол. США. Основными торговыми партнерами республики среди стран ЕС являются Нидерланды, Германия, Польша, Великобритания, Латвия, Италия, Литва. Торговля с государствами Европы (сальдо для Беларуси сложилось положительное) служит одним из источников поступления в страну твердой валюты, высоких технологий и кредитно-инвестиционных ресурсов.
Внешнеполитический курс в отношениях с соседними государствами базируется на безусловном взаимном признании нерушимости границ, формировании «пояса добрососедства», направлен на обеспечение политической, военной, экономической, экологической, культурной и информационной безопасности, сотрудничества и стабильности во взаимоотношениях Беларуси с государствами Центральной и Восточной Европы, странами Балтии и Украиной.
|
|
Важнейшим направлением многовекторной политики является сотрудничество белорусского государства со странами СНГ. Республика Беларусь выступает за превращение Содружества в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции, а также за повышение эффективности деятельности его органов, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма контроля за исполнением принимаемых решений. Много усилий приложила при принятии Стратегии экономического развития Содружества до 2020 г.
Сотрудничество со странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) заключается в создании единого экономического пространства, Таможенного союза, Антикризисного фонда, Центра высоких технологий. Предстоит сформировать единые транспортные, энергетические и информационные системы, повысить уровень жизни народов посредством эффективного использования экономических потенциалов государств-участников, координации внешней политики, совместной охраны внешних границ.
Основной задачей сотрудничества со странами СНГ в рамках ОДКБ (в состав военно-политической организации входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) является создание развитой системы коллективной безопасности, коллективных сил оперативного реагирования, согласование и координация внешнеполитических позиций и действий на международной арене, оказание помощи, включая военную, государству-участнику в случае совершения против него акта агрессии.
Республика Беларусь готова к нормализации политических отношений с США на равноправной основе, переводу двухсторонних отношений в русло взаимного уважения, конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества.
Важным для республики в политическом и экономическом плане является сотрудничество с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. У этих государств сходные с Беларусью политические позиции и подходы к основополагающим принципам современного мироустройства. Они являются для республики перспективными рынками сбыта, потенциальными инвесторами; на их долю приходятся основные запасы полезных ископаемых и энергоносителей; здесь проживает абсолютное большинство населения планеты.
|
|
Беларусь сумела прочно закрепиться на рынках большинства стран Азии. Наиболее динамично весь комплекс двухсторонних связей развивается с Китаем, Вьетнамом, Индией, Японией, Республикой Корея. Многие восточноазиатские страны поддерживают получение Беларусью статуса страны-партнера в Шанхайской организации сотрудничества.
Определенные успехи достигнуты в заполнении своей ниши на рынках труда, капитала и услуг стран Африки и Ближнего Востока. Значительным потенциалом для расширения сотрудничества обладают Египет, Иран, Сирия, ЮАР, с которыми у республики сложился наиболее высокий уровень отношений.
Республика выходит на качественно новый уровень торгово-экономических связей с Турцией и странами Персидского залива: ОАЭ, Палестиной, Кувейтом, Ливией, Катаром.
Латиноамериканский вектор во внешней политике Республики Беларусь важен с точки зрения интеграции в мировые торгово-хозяйственные связи, сбыта продукции, источника сырья и материалов. В 2008 г. белорусский экспорт в Латинскую Америку увеличился втрое. Важными рынками сбыта белорусской продукции являются Куба, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Чили. Планомерно развиваются экономические связи с Гондурасом, Эквадором, Никарагуа, Панамой, Сальвадором, Перу. Основная цель Беларуси в латиноамериканском регионе — дополнение торгово-экономических связей со странами региона расширением многоуровневых политических контактов.
Являясь государством — учредителем ООН, Беларусь выступает за ее реформирование и прилагает усилия по повышению роли, авторитета, независимости и эффективности ее деятельности.
Беларусь придает должное значение развитию неконфронтационного, стабильного сотрудничества, установлению политического диалога с НАТО исходя из общепризнанных принципов международного права. Позиция государства в связи с расширением НАТО состоит в том, что оно не имеет серьезных геополитических оснований, не должно происходить в ущерб безопасности других, особенно сопредельных стран. Три из пяти граничащих с Беларусью государств в настоящее время являются членами НАТО.
Сегодня Республика Беларусь - полноправный и активный член мирового сообщества, сторонник построения нового стабильного и благополучного мирового порядка на принципах многополярности, реального равноправия и взаимного уважения всех государств.
Тест
1. Выделите основные функции внешней политики:
а) охранительная; г) торгово-организаторская;
б) информационная; д) установление мирового господства
в) идеологическая;.
2. Соотнесите средства и методы внешней политики с их содержанием:
1) политические а) экономическая и финансовая помощь государства;
2)информационные б) визиты и переговоры, совещания и встречи, заключение международных договоров;
3)экономические в) наличие боеготовой и боеспособной армии;
4) военные г) формирование международного престижа государства.
3. К официальным субъектам международных отношений
не относятся:
а) правительственные организации;
б) неправительственные организации;
в) конкретные личности и индивиды;
г) террористические организации.
4. Соотнесите понятие и его характеристику:
1) международные отношения а) деятельность и взаимодействие
официальных субъектов по выражению
и защите национальных интересов
государства на международной арене;
2) внешняя политика б) официальная деятельность институтов
государства по осуществлению внешней
политики мирными средствами;
3) национальные интересы в) совокупность комплексных связей и
отношений между странами и народами
при реализации их интересов и целей;
4) дипломатия г) адекватность внешней политики госу-
дарства потребностям общества.
5. Термин «геополитика» ввел в научный оборот:
а) Ф. Ратцель; в) А. Мэхэн;
б) Р. Челлен; г) X. Маккиндер.
6. Предметом геополитики является исследование следующих закономерностей:
а) влияния геополитических факторов на внешнюю политику и международные отношения государств;
б) воздействия внешней политики и международных от
ношений на геополитические факторы.
7. В наибольшей степени практическое значение геополитики выражает функция:
а) познавательная; в) идеологическая;
б) прогностическая; г) управленческая.
8. Основными направлениями внешней политики Республики Беларусь являются:
а) развитие взаимовыгодных отношений с Россией;
б) развитие стабильных отношений с Советом Европы и
Евросоюзом;
в) укрепление сотрудничества со странами СНГ;
г) замораживание отношений с США;
д) развитие сотрудничества со странами Азии, Африки,
Латинской Америки.
Вопросы для повторения
1. Охарактеризуйте понятие международных отношений, их структуру, виды, принципы.
2. Назовите субъекты международных отношений.
3. Каковы основные тенденции в развитии международных отношений?
4. Дайте характеристику внешней политике: целям, функциям, средствам, субъектам.
5. Что такое геополитика: понятие, предмет исследования, функции?
6. Приведите основные геополитические факторы.
7. Назовите создателей геополитики и их основные воззрения.
8. Охарактеризуйте геополитическое положение Республики Беларусь.
9. Дать характеристику внешней политики Республики Беларусь
Литература
1. Благополучие родной земли — дело всех и каждого. Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию // Сов. Белоруссия. — 2009. - 24 аир.
2. Вопросы международных отношений и внешней политики Республики Беларусь: материалы VI круглого стола «Белорусско-российские отношения в современном международном контексте» и цикла семинаров «Актуальные вопросы международных отношений и внешней политики Республики Беларусь». Минск, 2004.
3. Глубокий, С.13. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие / СВ. Глубокий, А.Ф. Зубрицкий, А.В. Герце. — Минск, 2006.
4. Есин, P.O. Европа регионов: от идеи к воплощению (основные аспекты) / P.O. Есин; науч. ред. СВ. Решетников. — Минск, 2006.
5. Ломов, СА. Геополитические аспекты национальной безопасности Республики Беларусь в условиях глобализации / С.А. Ломов. - Минск, 2007.
6. Сирота, Н.М. Геополитика: краткий курс / Н.М. Сирота. — СПб., 2006.