жизненное пространство аутичного ребенка
«...мы во многом можем снять с себя задачу непосредственного давления на ребенка, продумав заранее планировку пространства комнаты, четкое определение мест, связанных с различными занятиями, выбор определенных игрушек и пособий, порядок, в котором он их увидит» ([32], с. 130).
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он живет и развивается, приобретает особую, терапевтическую значимость. По степени удаленности от места, где ребенок (дошкольник) находится большую часть жизни, пространство подразделяется так: детская комната, квартира, ближайшая к дому территория. По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое — все, что касается усвоения навыков повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), игровое — место для разнообразных игр, учебное — место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение 1 — лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин, улица. Постараемся описать возможности организации пространства, в котором живет и действует аутичный ребенок, учитывая оба аспекта.
|
|
1 Под «ближайшим социальным окружением» мы условно подразумеваем торриторию, в пределах которой осуществляется общение аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками, а также происходит ознакомление с окружающим миром, и в первую очередь с миром людей.