Принципы построения психодиагностических методик. Культурная и социальная отнесенность тестового материала. Теоретические проблемы интерпретации получаемых данных. Комплексный принцип подбора методов в психодиагностике. Ситуация и процедура психологического диагностирования. Инструкция.
Тема 2. Виды и формы психодиагностики
Диагностика простых и сложных психических процессов. Диагностика интеллекта и креативности. Диагностика эмоционально-личностной сферы, мотивационной сферы, сферы общения, межличностных отношений. Диагностика эмоционального благополучия.
Диагностика видов деятельности. Индивидуальная и групповая диагностика. Клиническая диагностика. Применение диагностических методов в психологическом консультировании и психотерапии.
Тема 3. Типы диагностических методик
Методы высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники). Малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). Формы тестового материала (вербальные и невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др.).
Тема 4. Стандартизация и валидизация в психодиагностике
Проблема нормы и стандарта. Возрастные, культурные и социальные нормы. Критерии в диагностике профессиональной пригодности. Диагностика специальных способностей. Валидность и надежность методов. Процедура валидизации, стандартизации и проверки надежности методик.
Тем а 5. Методы обработки данных
Качественные методы интерпретации данных и их теоретическая отнесенность. Выделение уровней при оценке данных. Количественные методы обработки данных. Ранжирование. Экспертные оценки. Балльные оценки. Простейшие математические методы обработки данных. Представление данных в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Раздел 2. Особенности психодиагностики детей
Тема 1. Особенности построения методов диагностики психического развития ребенка
Диагностика уровня развития и диагностика процесса развития. Взаимосвязь хронологического и психологического возраста. Особенности методов диагностики младенцев, детей раннего возраста и дошкольного возраста. Проблема адаптации методик к возрастным особенностям детей. Диагностика индивидуальных различий, отклоняющегося развития, опережающего развития, одаренности и специальных способностей.