Несмотря на распространенную положительную оценку роли аукционов в экономике, ряд наблюдателей видят в них потенциальную угрозу рынку и его фиаско, известные в литературе как поражение победителя. Этот термин относится к весьма вероятной возможности победителя на аукционных торгах заплатить за товар больше, чем он того стоит, или в случае аукциона покупателей предложить меньше реальной цены представленного товара.
«Поражение победителя» связано с определенным классом аукционов, известных как аукционы равной стоимости. На таких аукционах реализуемый товар имеет одинаковую стоимость для всех покупателей, но фокус в том, что покупатели не знают точную стоимость предлагаемого товара, высказывая свои предложения. Классический пример, который легко провести, таков: слушателям предлагается назвать цену за банку, наполненную мелочью. Их предложения основываются на догадках, сколько же может находиться в банке. Аукцион государственных земельных участков, перспективных для нефтедобычи — пример из реальной жизни. Никто наверняка не знает, сколько нефти принесет тот или иной участок, пока скважины не пробурены, поэтому предлагаемые цены основаны на косвенных геологических данных.
|
|
Предположим, что на аукционе равной стоимости, каждый из его участников руководствуется методом оценки стоимости товара, который в среднем точно соответствует действительной стоимости товара. Например, предложения за банку, содержащую мелочи на 1000 рублей, будут варьироваться от 500 до 1500 рублей, давая в среднем искомые 1000 рублей.. В этих условиях победителем аукциона стал тот, чья злая звезда позволила ему переоценить истинную стоимость товара больше всех. Так, кто-то закончит аукцион, заплатив 1500 рублей за тысячерублевую добычу, а кто-то заплатит 15 000 000 рублей за права на бурение участка, истинная стоимость которого 10 000 000 рублей.
Ряд исследователей и наблюдателей утверждают, что хорошо изучили этот механизм в реальной действительности. Как сообщалось, нефтяные компании переплатили за покупку прав на бурение шельфовой зоны, издатели переплатили за права на публикацию бестселлеров, спортивные команды постоянно переплачивают за игроков. Победившие покупатели в борьбе за контроль над корпорациями иногда не получали прибыли и несли большие убытки, несмотря на то, что акционеры компании, переходящей из рук в руки, пожинали обильные доходы.
Тем не менее, многие экономисты сомневаются в столь широком распространении этого явления. Они рассуждают простым образом: люди не стали бы участвовать в аукционе из года в год, зная, что обречены на поражение. Должно быть, участники аукционов учатся способам защиты своих интересов, предлагая цены ниже своей отправной цены, то есть ниже, чем они в действительности оценивают стоимость вещи.
|
|
Были разработаны математические модели, по которым на компьютерах обсчитывали оптимальные цены на аукционах равной стоимости, учитывая предварительно определенную стоимость товара, количество претендентов на него и предложения о поведении и стратегии других претендентов. Компьютерный анализ показал: если каждый придерживается оптимальной для себя стратегии, то победившее предложение в среднем будет меньше или равно реальной стоимости предмета.
Скептики возражают, что модели оптимальных стратегий весьма сложны и требуют для их создания некоей информации, которая выходит за пределы досягаемости обычных бизнесменов. И пока ломаются копья, обычные предприниматели — как, например, строительные подрядчики — просиживая до дыр штаны, разрабатывают свои методы для выработки оптимальных предложений на аукционных торгах. Если они такие методы не находят, постоянные убытки быстро вытесняют их с арены свободного предпринимательства. Спор продолжается, а «проигрыш победителя» остается одной из нерешенных задач экономической науки.
Контрольные вопросы:
1. Что такое с пекуляция и риск.
2. В чем сущность срочных контракты и сделок с премиями?
3. В чем заключается с оциальная польза спекуляций?
4. Какие типы аукционов Вам известны?
5. Что такое «поражение победителя»?