(навыки конструктивного общения со сверстниками)
Цель курса: сформировать у подростков навыки общения со сверстниками (повысить коммуникативную компетентность);
дать представление о трех уровнях общения:
> поверхностном;
> глубоком;
> конфликтом
предложить варианты решения проблемы застенчивости.
Возраст учеников: 13-17 лет.
Форма занятий: малая группа (12-16 человек).
Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания
Тема 1. Коммуникация и ее виды (2 часа).
Вводится определение коммуникации. Коммуникация — передача и прием сообщения. Рассматриваются виды «сообщений» — вербальное и невербальное.
Вводится понятие «коммуникативная компетентность» как умение общаться достойно с разными людьми (по возрасту, по отношению к вам, по характеру) в различных типах ситуаций (с незнакомыми людьми, когда тебя недооценивают и т.п.) и при разных уровнях общения.
Проводится дискуссия о типах и уровнях общения: поверхностном, глубоком, конфликтном, «задевающем», манипулятивном.
|
|
Тема 2. Особенности подростков, влияющие на коммуникацию (? часа).
Занятие посвящено выявлению внутренних причин, по которым подростки чувствуют неудовлетворенность общением.
Что такое контактность? Контактность — открытость, желание вступить во взаимодействие, ожидание положительного реагирования со стороны партнера, умение ответить на задевающие реплики. (В ходе занятия участники сами составляют перечень существенных признаков поведения контактного человека).
Что такое застенчивость? Застенчивость — желание вступить в контакт и одновременно ожидание недоброжелательного, негативного реагирования со стороны партнера по общению («не откликнется, не поймет, будет насмехаться»). (В ходе занятия участники сами составляют перечень существенных признаков поведения не контактного человека).
Тема 3. Нормы и правила подростковой группы (3 часа).
Вводится понятие референтной группы. Референтная группа — группа, на чьи взгляды, нормы поведения ориентируется подросток, которым он хочет подражать.
Нормы группы, правила группы: гласные и негласные, признаки справедливых отношений в группе. Культура справедливости — как ее понимают участники группы.
Тема 4. Понимание другого (формирование навыков психологической проницательности во взаимоотношениях со сверстниками) (6 часов).
Определение основных характерологических типов людей, умение понимать язык поз и жестов, различные способы вступать в контакт с разными типами людей.
|
|
Тема 5. Умение строить взаимодействие на разных уровнях общения: уровень первый — поверхностное общение (3 часа).
Поверхностное общение. Базовые навыки:
> владение информацией относительно принятых в подростковой среде тем беседы;
> желание вступить в контакт и ожидание положительной реакции
со стороны собеседника — аванс доверия;
> навыки активного слушания.
Тема 6. Умение строить взаимодействие на разных уровнях общения: уровень второй — глубокое общение (18 часов).
Глубокое общение. Базовые умения:
> понять собеседника;
> за словами слышать чувства;
> просить;
> просить внимания, помощи;
> предлагать помощь;
> поддерживать партнера разными способами;
> понять проблему собеседника, не минимизируяее.
Тема 7. Умение строить взаимодействие на разных уровнях общения: уровень третий — конфликтное общение (18 часов).
Базовые навыки:
> способность понять свою роль в возникновении и протекании конфликта;
> умение конструктивно разрешить конфликт с помощью знаний основных положений транзактного анализа.