Программа курса «гений общения -1»

(навыки конструктивного общения со сверстниками)

Цель курса: сформировать у подростков навыки общения со свер­стниками (повысить коммуникативную компетент­ность);

дать представление о трех уровнях общения:

> поверхностном;

> глубоком;

> конфликтом

предложить варианты решения проблемы застенчи­вости.

Возраст учеников: 13-17 лет.

Форма занятий: малая группа (12-16 человек).

Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания

Тема 1. Коммуникация и ее виды (2 часа).

Вводится определение коммуникации. Коммуникация — передача и прием сообщения. Рассматриваются виды «сообщений» — вербальное и невербальное.

Вводится понятие «коммуникативная компетентность» как умение об­щаться достойно с разными людьми (по возрасту, по отношению к вам, по характеру) в различных типах ситуаций (с незнакомыми людьми, когда тебя недооценивают и т.п.) и при разных уровнях общения.

Проводится дискуссия о типах и уровнях общения: поверхностном, глу­боком, конфликтном, «задевающем», манипулятивном.

Тема 2. Особенности подростков, влияющие на коммуникацию (? часа).

Занятие посвящено выявлению внутренних причин, по которым подро­стки чувствуют неудовлетворенность общением.

Что такое контактность? Контактность — открытость, желание вступить во взаимодействие, ожидание положительного реагирования со стороны партнера, умение ответить на задевающие реплики. (В ходе занятия уча­стники сами составляют перечень существенных признаков поведения контактного человека).

Что такое застенчивость? Застенчивость — желание вступить в контакт и одновременно ожидание недоброжелательного, негативного реагиро­вания со стороны партнера по общению («не откликнется, не поймет, бу­дет насмехаться»). (В ходе занятия участники сами составляют перечень существенных признаков поведения не контактного человека).

Тема 3. Нормы и правила подростковой группы (3 часа).

Вводится понятие референтной группы. Референтная группа — группа, на чьи взгляды, нормы поведения ориентируется подросток, которым он хочет подражать.

Нормы группы, правила группы: гласные и негласные, признаки спра­ведливых отношений в группе. Культура справедливости — как ее пони­мают участники группы.

Тема 4. Понимание другого (формирование навыков психологи­ческой проницательности во взаимоотношениях со сверстни­ками) (6 часов).

Определение основных характерологических типов людей, умение по­нимать язык поз и жестов, различные способы вступать в контакт с раз­ными типами людей.

Тема 5. Умение строить взаимодействие на разных уровнях обще­ния: уровень первый — поверхностное общение (3 часа).

Поверхностное общение. Базовые навыки:

> владение информацией относительно принятых в подростко­вой среде тем беседы;

> желание вступить в контакт и ожидание положительной реакции

со стороны собеседника — аванс доверия;

> навыки активного слушания.

Тема 6. Умение строить взаимодействие на разных уровнях обще­ния: уровень второй — глубокое общение (18 часов).

Глубокое общение. Базовые умения:

> понять собеседника;

> за словами слышать чувства;

> просить;

> просить внимания, помощи;

> предлагать помощь;

> поддерживать партнера разными способами;

> понять проблему собеседника, не минимизируяее.

Тема 7. Умение строить взаимодействие на разных уровнях обще­ния: уровень третий — конфликтное общение (18 часов).

Базовые навыки:

> способность понять свою роль в возникновении и протекании кон­фликта;

> умение конструктивно разрешить конфликт с помощью знаний ос­новных положений транзактного анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: