Экономическая теория дискриминации

Первым опытом проникновения экономической теории в непри­вычные для нее области стала книга Г. Беккера «Экономика дискри­минации*4. Предприниматели, работники и потребители нередко

Свою нобелевскую лекцию он назвал еще более широко «Экономи­ческий взгляд на жизнь».

Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 1.С. 26.

4 Becker G.S. The Economics of Discrimination. Chicago, 1957.


проявляют озабоченность не только количеством и качеством това­ров и услуг, достающихся им на рынке, но и личностными характери­стиками тех, от кого или совместно с кем они их получают. Дискри­минация, по Беккеру, порождается специфическими предпочтения­ми некоторых агентов, не желающих вступать в контакты с лицами данной расы, национальности, религии и т.д.

Фактически общение с представителями таких групп служит ис­точником отрицательной полезности. Поэтому за возможность не общаться с ними дискриминаторы будут готовы жертвовать частью своею дохода, причем уплачиваемая ими цена будет тем больше, чем сильнее их предубежденность. Так, чтобы привлечь работников только своей расы, предпринимателям-дискриминаторам придется предла­гать им заработную плату выше рыночной. Чтобы не сталкиваться на производстве с представителями меньшинств, рабочие-дискримина­торы станут соглашаться на более низкое вознаграждение. Чтобы иметь дело с продавцами исключительно своего цвета кожи или пола, потребители-дискриминаторы будут вынуждены приобретать това­ры и услуги по более высоким ценам.

Групповые предубеждения налагают издержки не только на дис­криминируемых, но и на дискриминаторов. Отношения между дву­мя такими сообществами — например, неграми и белыми — анало­гичны, по мысли Беккера, отношениям между двумя странами в тео­рии внешней торговли. По существу, дискриминация действует как тариф, повышая цены и снижая объем товаров и услуг, которыми об­мениваются дискриминаторы и дискриминируемые. И также, как ис­кусственные ограничения свободы торговли бьют по интересам всех стран, дискриминация снижает благосостояние всех социальных групп.

Величина этого ущерба, как показал Беккер, зависит от многих внешних факторов, и прежде всего — от относительной численности дискриминаторов и дискриминируемых. Так, в США расовая дискри­минация может проходить для белых почти незаметно, потому что их в несколько раз больше, чем негров. А в ЮАР, где преобладает цвет­ное население, система апартеида подрывала благосостояние его зна­чительной части и белого меньшинства.

Когда дискриминируемая группадостаточно велика количествен­но и не отличается от дискриминирующей группы по качественным характеристикам, потери от дискриминации оказываются меньше. Многие фирмы начинают специализироваться тогда на использова­нии труда преимущественно женщин или преимущественно негров.


Существование сегрегированных фирм помогает нейтрализовать дей­ствие групповых предубеждении, и работники равной производитель­ности имеют возможность получать равную оплату независимо от пола или цвета кожи. Отсюда следует, что дискриминация на рынке оказывается действенной только тогда, когда из-за недостаточной квалификации дискриминируемых меньшинств невозможно созда­ние фирм, которые специализировались бы на использовании исклю­чительно их труда.

Каково будущее рыночной дискриминации и долгосрочной пер­спективе? На этот вопрос Беккер не давал однозначного ответа. Как было отмечено, у предпринимателя-дискриминатора издержки выше, чему предпринимателя-недискриминатора. Поэтому рыночная кон­куренция должна вести к ослаблению и в конце концов к исчезнове­нию этой формы дискриминации. Однако такой вывод неприложим к дискриминации, идущей от работников и потребителей, а она важ­нее дискриминации, идущей от предпринимателей. Ее преодоление достижимо только при возникновении полностью сегрегированных фирм и товарных рынков (если, конечно, не считать сдвигов в самой структуре предпочтений общества).

Дальнейшее развитие этого направления исследований было связано с разработкой теории «статистической дискриминации» (у ее истоков стояли М. Спенс и К. Эрроу). Дискриминация объяс­няется б ней не характером индивидуальных предпочтений (преду­беждением одних групп против других), а несовершенством рыноч­ной информации. Предприниматели могут действовать дискрими­национно не в силу расовых или каких-то иных предрассудков, а по рациональным, как им кажется, соображениям. Если цвет кожи, по их мнению, коррелирует с уровнем производительности работни­ка, они могут, например, предоставлять неграм только худшие мес­та. Но тогда эта ограничительная практика будет действовать по принципу самосбывающегося прогноза. Поскольку у представите­лей дискриминируемого меньшинства из-за нее ослабевают стиму­лы к получению образования и квалификации, постольку их произ­водительность и в самом деле оказывается ниже. В подобных усло­виях в противоположность выводам Беккера рыночная конкурен­ция не будет вести к исчезновению дискриминации в долгосрочной перспективе.

Публикация книги Беккера прошла практически незамеченной, потому что большинство экономистов относились к изучению дис­криминации как к «не своему» делу. Но очень скоро положение ко-


ренным образом изменилось, и анализ этой проблемы превратился в один из наиболее бурно развивающихся разделов экономической те­ории,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: