Экономический подход» как исследовательская программа

Осмысление «экономического подхода» в качестве всеобщей по­веденческой парадигмы также было предложено Беккером. «В самом деле, — отмечал он, - я пришел к убеждению, что экономический под­ход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человечес­кому поведению — к ценам денежным и вмененным «теневым», к ре­шениям повторяющимся и однократным, важным и малозначащим, к целям эмоционально нагруженным и нейтральным, к богачам и беднякам, мужчинам и женщинам, взрослым и детям, умным и тупи­цам, пациентам и врачам, бизнесменам и политикам, учителям и уча­щимся»14.

Согласно Беккеру, все человеческое поведение в целом подчине­но одним и тем же фундаментальным принципам. Он выделяет три важнейших — максимизирующего поведения, рыночного равновесия и устойчивости вкусов и предпочтений: «Связанные воедино пред­положения о максимизирующем поведении, рыночном равновесии и стабильности предпочтений, проводимые твердо и непреклонно, образуют ядро экономического подхода в моем понимании»11.

Первый из этих принципов подразумевает, что люди ведут себя рационально, т.е. стремятся кдостижению наилучших из возможных результатов. (Напомним: к вопросу о мотивах это не имеет прямого отношения; мотивы могут быть и эгоистическими, и альтруистичес­кими, и какими угодно еще.)

Второй связан с одной из центральных для Беккера идей о вез­десущности «неявных цен», «неявных издержек» (типа потерянных заработков). Можно поэтому утверждать, что деятельность людей всегда и во всех случаях координируется рынками — явными или неявными. «Образовательный рынок», «брачный рынок», «рынок идей», «рынок преступности» - не просто метафоры: именно они

14 Например, родители не могут заключить с ребенком контракт, по ко­торому одна сторона брала бы па себя обязательство предоставить хорошее образование, а другая в обмен на это обеспечить надежную поддержку в ста­рости.

14 Becker G.S. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976. P. 8.

" Беккер ГС. Указ. соч. С. 26.


I


придают взаимосогласованность разрозненным действиям отдель­ных агентов.

Обоснованию третьего принципа — устойчивости человеческих предпочтений - посвящена знаменитая статья Беккера «О вкусах не спорят», написанная в соавторстве с Дж. Стиплером16. Казалось бы, это никак не согласуется с очевидными фактами изменчивости и не­единообразия предпочтений людей разных стран и эпох. Однако фор­мулировка Беккера и Стиглера предполагает стабильность предпо­чтений по отношению к базовым потребительским благам, а не к рыночным товарам. Например, смена мод не свидетельствует о при­хотливости человеческих вкусов, потому что саму потребность «вы­деляться» можно считать всеобщей.

Таким образом, речь идет не о стабильности конкретных предпо­чтений — анализу изменений в них, как мы видели, уделяется немало места в исследованиях самого Беккера, а о метапредпочтениях, каса­ющихся базовых потребительских благ. Исходя именно из этих мета-предпочтений, индивиды стремятся сформировать в себе такую струк­туру потребностей, которая обеспечивала бы им в будущем макси­мум полезности.

Принцип стабильности предпочтений имеет эвристическое зна­чение: он предполагает, что если поведение людей стало другим, при­чину следует искать не в сдвигах в их внутренней системе ценностей, а в их реакции на изменившиеся внешние условия, ограничивающие поле выбора. Столь частые в исследованиях по социальным пробле­мам ссылки на иррациональность поведения людей, невежество или внезапные сдвиги в наборе ценностей Беккер считает научным пора­женчеством.

Свою нобелевскую лекцию он завершил такими словами: «На меня производит сильное впечатление, как много экономистов про­являют желание заниматься исследованием социальных вопросов, а не тех, что традиционно составляли ядро экономической науки. В то же самое время экономический способ моделирования поведения нередко привлекает своей аналитической мощью, которую обеспе­чивает ему принцип индивидуальной рациональности, специалистов из других областей, изучающих социальные проблемы. Влиятельные школы теоретиков и исследователей-эмпириков, опирающихся на модель рационального выбора, активно действуют в социологии, юриспруденции, политологии, истории, антропологии и психологии. Модель рационального выбора обеспечивает наиболее перспектив-


"' Stigler G.J. and Becker G.S De Gistubus Non Disputandum // American Economic Review.!977. Vol 67. № 2.


ную основу, имеющуюся в нашем распоряжении, для унифицирован­ного подхода представителей общественных наук к изучению соци­ального мира»17.

С самого начала «экономический империализм» вызывал к себе неоднозначное отношение. С одной стороны, нашлось немало энту­зиастов, которые продолжили предпринятое Беккером «вторжение» в пределы других социальных наук. С другой стороны, очень часто «экономический империализм» наталкивался на откровенно враж­дебный прием. Идея человеческого капитала, кажущаяся сегодня са­моочевидной, была встречена в штыки педагогической обществен­ностью, усмотревшей в ней низведение человека до уровня «маши­ны»; резко критической была реакция некоторых демографов и со­циологов на «Трактат о семье» (его автор был, в частности, обвинен в «сексизме»); попытка представить «экономический подход» в каче­стве всеобъемлющей теории человеческого поведения также вызвала отпор со стороны многих исследователей. П. Самуэльсон охаракте­ризовал беккеровский анализ как «бесплодные разглагольствования», имеющие целью запугать сверхусложненным экономическим жарго­ном исследователей-неэкономистов.

По мнению Дж. Хиршлейфера, «оккупация» экономистами со­седних областей знания проходит всегда через два этапа. Первый — это этап быстрых успехов, когда наблюдения и закономерности, вы­явленные той или иной дисциплиной, переводятся на язык эконо­мической науки. На втором «экономический подход» начинает стал­киваться с проблемами, сопротивляющимися такому переводу и тре­бующими углубления и переосмысления основ самой экономичес­кой теории.

Почему избиратели участвуют в выборах, хотя рациональный рас­чет должен подсказывать им, что это напрасная трата времени, по­скольку голос одного человека все равно ничего не решает? Почему некоторые добровольцы без всякого вознаграждения принимают уча­стие в производстве общественных благ? Почему большинство лю­дей не преступают закона даже при наличии очень сильных эконо­мических стимулов? Почему многие проявляют такую твердость п отстаивании своих идеологических убеждений, иногда даже с риском для собственной жизни?

В рамках «экономического подхода» нелегко ответить на эти во­просы. По-видимому, его претензии на роль универсальной науки об обществе действительно преувеличены. Однако нельзя не признать,

17 Becker G S. The Economic Way of Looking at Life. Nobel Lecture, 1992. December. P. 27.


что он привел к взаимообогащению самых различных отраслей зна­ния и что его возможности далеко не исчерпаны, В любом случае се­годня уже ясно: будущее экономической науки заключается в даль­нейшем раздвижении ее границ, а не в замыкании на узкоэкономи-ческих проблемах.

Рекомендуемая литература

Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. 1993. Т. 1.Вып. 1.

Капелюш ни ков Р. В наступлении - homo oeconomicus// Мировая эко­номика и международные отношения. 1989. № 4.

Капелюшникоп Р.И. Экономический подход к человеческому пове­дению Гэри Беккера // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11.

Becker G.S. Human Capital. N.Y., 1964 (рус. пер. избранных глав: Бек­кер Г. Человеческий капитал//США: экономика, политика, иде­ология. 1993. № 11-12).

Becker G.S. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago, 1976.

Becker G.S. The Economic Way of" Looking at Life. Nobel Lecture, December 1992.

Becker G.S. A Treatise on the Family. Cambridge (MA), 1981; Economic imperialism: the economic approach applied outside the field of economics. Ed. by G. Radnitzky and P. Bernholz. N.Y., 1987.

Hirshleiter J. The expanding domain of economics// American Economic Review. 1985. Vol. 75. № 6.

PosnerR.A. The Economics of Justice. Cambridge (Mass.), 1981.

StiglerGJ. and Becker G.S. DeGustibus Non Est Disputandum//Ameri-" can Economic Review. 1977. Vol. 67. № 2 (рус. пер.: СтиглерДж. и Беккер Г. О вкусах не спорят//США: экономика, политика, иде­ология. 1994. №2).

Э



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: