Число несущих проволок в наружных прядях | Конструкции канатов по ИСО и государственным стандартам | Тип свивки | ГОСТ на канат | Группа классификации (режима) механизма | ||||||||
М1, М2, М3, М4 | М5, М6, М7, М8 | |||||||||||
Крестовая свивка | Односторонняя свивка | Крестовая свивка | Односторонняя свивка | |||||||||
на участке длиной | ||||||||||||
6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | 6d | 30d | |||||
n £ 50 | 6х7(1+6)+1о.с. | ЛК-О | 3069-80 | |||||||||
101 £ n £ 120 | 6х19(1+6+6/6)+1о.с. | ЛК-Р | 2688-80 | |||||||||
6х25(1+6: 6+12)+1о.с. | ЛК-З | 7665-80 | ||||||||||
161 £ n £ 180 | 6х36(1+7+7/++14)+1о.с. * | ЛК-РО | 7668-80 | |||||||||
181 £ n £ 200 | 6х37(1+6+15+15)+1о.с. | ТЛК-О | 3079-80 |
Примечание: 1. n – число несущих проволок в наружных прядях каната; d – диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с не-
cколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах
со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может
быть в 2 раза больше.
4. Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим
диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой.
Рис. 4. Пример определения числа обрывов наружных
проволок стального каната:
1 - на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект соответствует одному обрыву; 2 - на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца. Данный дефект соответствует одному обрыву; 3 - На участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву. |
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис.5) или коррозии (рис.6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т. п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и
на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис.7).
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (рис. 5.д) или коррозии (рис. 6.д) на 40% и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
Рис. 5. Рис. 6.
Рис. 5. Износ наружных проволок каната
крестовой свивки
а - небольшие лыски на проволоках; б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%) |
Рис. 6. Поверхностная коррозия проволок каната
крестовой свивки
а - начальное окисление поверхности; б - общее окисление поверхности; в - заметное окисление; г - сильное окисление; д - интенсивная коррозия |
Рис. 7. Местное уменьшение диаметра каната на месте
разрушения органического сердечника
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Таблица 2