Тема 1. Экономика как наука

ПРОГРАММА

курса «История и методология экономической науки»

Тема 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Экономика как отрасль современного научного знания. Исторический и культурный контекст развития экономической науки, влияние философских и общенаучных тенденций на экономическую теорию. Связь экономической науки с политикой, идеологией, этикой.

Основные этапы развития экономической науки (эволюция предметной области и усложнение структуры знания; изменения в уровне научных притязаний, методологических установках и аналитическом инструментарии; формирование основных институтов экономической науки; кризисы в развитии экономической науки).

Ключевые теоретико-методологические проблемы экономической теории: универсальность и историческая специфика экономических закономерностей; соотношение в экономическом познании микро- и макроуровней анализа; статического и динамического; индивидуалистического и социального подходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

2. Ананьин О.И. Может ли наука быть руководством к действию? // Вопросы экономики, 2001, № 2.

3. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания. М, 2005

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

5. Blaug M. The Methodology of Economics, or How Economists Explain. Cambridge: 1992.

6. Davies J., Hands W. and Maki U.(eds.). The Handbook of Economic Methodology. Cheltenham: 1998.

Тема 2. Классический этап развития экономической науки: Политическая экономия.

2.1. Современные представления о типах научной рациональности

- наука классического и неклассического типа

2.2. Очерк развития экономической мысли в донаучный период и в период классической политической экономии:

- экономика как сфера практического разума, экономическая мысль как часть моральной философии в античности и средневековье

- особенности экономической мысли эпохи меркантилизма

- основные этапы эволюции классической полиической экономии (физиократы, Смит, Сэй, Мальтус, Рикардо, Д.С.Милль, поздние классики, неортодоксальные направления, Маркс как “классик” и как критик классической школы)

-особенности развития экономической мысли в России до 70-х гг. ХIХ в

2.3. Становление политической экономии как науки:

- философские и общенаучные предпосылки в теориях Кенэ и Смита (идеал естествознания, рационализм, соотношение науки и религии, гармония миропорядка и образ “невидимой руки”)

- картина экономической реальности классической школы (общественный продукт как субстанция, разделение труда, конкуренция, роль государства); двойственная природа понятия “естественной цены”, эгоистическое поведение как предпосылка

- споры внутри экономической науки между рационалистами (Рикардо) и эмпиристами (Мальтус), споры вокруг “закона Сэя” и о природе кризисов как проявление узости предмета науки

- методологические установки Д.С.Милля (абстракция экономического поведения, политэкономия как наука и как искусство).

2.4. Вызов “старой исторической школы” как симптом первого парадигмального кризиса в экономической науке

- критика универсализма и гедонизма; проблема разнообразия экономических систем;

- историческая наука как методологический ориентир; импульс эмпирическим исследованиям.

2.5. Экономическая диалектика Маркса:

- историзм и формационное деление политэкономии

- влияние философии Гегеля; система категорий и метод восхождения от абстрактного к конкретному; осмысление социального как надындивидуальной реальности (на примере анализа формы стоимости как идеального)

- картина экономической реальности: труд и капитал как развивающиеся субстанции, эксплуатация труда, циклы и кризисы, тенденции развития

- экономическая наука и идеология: на пути к социологии обществознания; идеологические установки Маркса

ЛИТРЕАТУРА

1. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.:1991 (Диалектика идеального. Диалектика абстрактного и конкретного).

2. Маркс К. Введение. // Экономические рукописи 1857-59 гг. (разн.изд.)

3. Милль Д.С. Основы политической экономии. М., 1980 (Предисловие; кн. 2, гл. 4).

4. Хандруев А.А. Гегель и политическая экономия. М.: 1990.

5. Шкредов В.П. Превращение политической экономии в диалектическую науку. // Первоначальный вариант “Капитала”. (Гл. 10) М.: 1987.

Тема 3. Формирование предмета исследования экономической методологии во второй половине XIX века в ходе «дискуссий о методе».

3.1. Очерк развития экономической науки во второй половине XIX в.

- исторический контекст: развитие капитализма и социальные конфликты; новые тенденции в физике; дарвинизм; новые направления в философии: позитивизм, прагматизм, неокантианство

- маржиналистская революция, ее основные направления

- новая историческая школа

- развитие экономической мысли в России в конце XIX - начале ХХ вв. (А.А.Чупров, Туган-Барановский, Струве, Ленин, Богданов, Чаянов, Кондратьев)

- “спор о методе” между Шмоллером и Менгером: исторический контекст, основное содержание, значение для экономической науки.

3.2. Новые версии экономической науки классического типа: первые маржиналистские школы:

(а) Возникновение экономики как науки об экономическом поведении:

- маржиналистская картина экономической реальности: атомизм, потребитель как основной субъект экономики, тенденции к установлению равновесия

- австрийская школа: априоризм и реализм Менгера

- принцип понимания, метод интроспекции и конфликт с идеалом научности

(б) Математизация экономической теории: первый этап

- первые опыты применения математики в экономике (Курно, Госсен, Тюнен)

- версия Вальраса: экономический порядок как общее равновесие, “аукционист” как метафора координации, временной горизонт, информированность агентов и деньги)

- версия Джевонса: оптимизационный подход к поведению; предпосылки и проблемы моделирования торга между рациональными агентами; теория и опыт в методологии Джевонса.

3.3. Институционально-эволюционное направление:

(а) Эволюционистская исследовательская программа Веблена:

- влияние дарвинизма, критика таксономического подхода и экономический эволюционизм; эволюционная картина экономической реальности (инстинкты и институты; консерватизм и изменчивость; технократическая перспектива); неудача программы Веблена и ее методологические уроки;

- философия прагматизма как методологическая основа “старого” институционализма; прагматистская трактовка экономических институтов

- методологические установки современной эволюционной экономики (подход Нельсона и Уинтера)

(б) Эмпирико-статистическая исследовательская программа Митчелла:

- развитие статистики и ее влияние на экономическую науку

- эмпирический подход к теории экономических циклов; дискуссия между “теоретиками” и “эмпириками”

- методологические уроки эволюции взглядов Кондратьева.

3.4. Исследовательская программа Макса Вебера и экономика:

- неокантианская дихотомия: науки о природе и науки о культуре;

- объективность знания и ценностные суждения; методологические установки Туган-Барановского;

- политическая экономия как “промежуточная” наука и роль “идеальных типов”;

- влияние М.Вебера на методологию неолиберализма; принципы сравнительного анализа экономических систем.

3.5. Исследовательская программа Маршалла:

- соотношение науки и здравого смысла, теория как “мотор открытия”; “теория как мотор открытий”, принцип частичного равновесия

- временная размерность экономической деятельности как фактор интеграции экономического знания

- рождение неоклассического направления в экономической науке;

3.6. Структура и методология экономической науки на рубеже XIX - XX вв.: формирование научного сообщества:

- разграничение основного (“mainstream”) и альтернативных течений; национальные школы и международные взаимосвязи;

- процессы профессионализации и институционализации экономической науки (первые кафедры политической экономии, выделение экономики как вузовской специальности, научные журналы, ассоциации);

- развитие экономической методологии.

ЛИТРЕАТУРА

1. Ананьин О.И. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя. // Вопр. экономики, 1999, № 11.

2. Вебер М. “Объективность” социально-научного и социально-политического познания. // Избр. произведения. М.: 1990.

3. Гребенников В.Г. Институционализм как методология экономической науки.// Институциональная экономика. Под ред. Д.С.Львова. М., 2001.

4. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991.

5. Макашева Н.А. Загадка Н.Д. Кондратьева: неоконченная теория динамики и методологические проблемы экономической науки. // Вопр. экономики, 2002, № 3.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки М., 1992 (Книга 1; Приложения В, С, D).

7. Туган-Барановский М.И Основы политической экономии. М., 1998 (Отд.1, гл.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: