О единстве экономических и социальных интересов

2.1.. Одна из закономерностей экономики

(1)
Для экономически обособленного сообщества людей только их экономически обоснованные действия являются социально обоснованными и только социально обоснованные действия являются экономически эффективными.

Это не морально-нравственная заповедь, типа "не убий" или "не укради", хотя её можно рассматривать и в таком аспекте. Это – объективная необходимость, возникающая из биологической природы человека. А моральные заповеди – это результат опытного или, возможно, чисто интуитивного восприятия человеком этой объективной зависимости и формулирования им частных выводов из общей закономерности, существующей в природе.

Причём, такая закономерность осуществляется не только для человеческого общества. Животные лишены моральных качеств, точнее, обладают ими в значительно меньшей степени и не осознают такого понятия, как мораль. Но проявление социальных факторов (т.е. факторов, связанных с деятельностью и интересами всего сообщества), имеет место и в мире животных, хотя бы в форме заботы о детёнышах.

При племенном существовании, когда от сравнительно небольшой группы соплеменников ещё не требовалось создавать блага, а нужно было только добывать те, которые с избытком создавала природа, эффективность процесса собирательства зависела не столько от людей, сколько от природных условий, в которых эти блага создаются. Но социальные факторы, проявлявшиеся, прежде всего, в процессах распределения пищи, всегда имели решающее значение для успешного развития племени. Ведь при отсутствии социальной обоснованности в распределении добычи, почти всю, а, может быть, даже и всю добычу получат только "сегодняшние добытчики", а "будущие добытчики" могут либо вообще не народиться или народиться неполноценными, и племя будет вынуждено или содержать их, или даже избавляться от них. А если добыча будет присваиваться, в основном, теми, кто не участвует в процессе добычи, то племя просто прекратит своё существование. И хотя распределение благ происходит так, как считает племя, но, фактически, этот процесс объективно предопределён, и никакой "свободой воли" в этом процессе человек не обладает.

В своём развитии человечеству пришлось испытать на самом себе, что применение в процессах распределения принципа "Я могу так сделать, поэтому я так и делаю" чаще всего ведёт племя к гибели. Но так было только до тех пор, пока из-за низкой производительности труда жизнь всего племени часто висела на волоске, и любые нарушения объективно необходимых (общественно полезных, "социально обоснованных") принципов распределения влекли за собой последствия, губительные для всего племени. С ростом производительности труда человек получил значительно большую свободу в распределении благ, что и создало объективные возможности для неэкономического обогащения. Возможно, пословица "Семь раз отмерь, а один отрежь" относится, в первую очередь, именно к процессу распределения. Ведь ошибка, допущенная в процессах создания благ обнаруживается, практически, сразу же, в то время, как ошибка, допущенная при распределении благ, становится очевидной для большинства окружающих иногда только через десятки и даже сотни лет. Именно ошибки, допущенные при распределении благ, привели к появлению "кризисов перепроизводства" (фактически – это был искусственно созданный недостаток покупательной способности большинства населения), к "классовой борьбе", продолжавшейся весь XX век, к развитию экстремизма и финансовым кризисам, свидетелями и участниками которых являются наши современники.

Но при первобытно-общинном строе и даже, отчасти, при натуральном хозяйстве основная масса благ, которые использовал человек, создавалась самой природой без его участия, и роль экономического процесса, осуществляемого человеком, была ещё слишком мала. Поэтому и негативное влияние ошибок, допускаемых при распределении благ, ещё не могло оказывать заметное влияние на сам процесс появления благ. Это создало у людей ошибочное представление, повлекшее за собой тяжелейшие последствия:

При обеспечении возможности хотя бы самого примитивного существования для всех членов общества, отдельно взятый человек может присвоить себе любое количество благ, не создавая такими действиями каких-либо препятствий для самого процесса их производства.

Это – величайшая историческая ошибка, допущенная человечеством, благодаря тому, что на протяжении многих тысячелетий человек существовал, в основном, только за счёт благ, которые в готовом виде предоставляла ему сама природа, а экономический процесс долгое время имел лишь вспомогательное значение.

Но сознание человека способно учесть только его собственные интуиции и интересы его самого и ближайшего его окружения. Сознание человека – это не общественное сознание, а только его индивидуальное, и для того, чтобы оно могло учесть интересы развития всего общества (а для человека, обладающего сознанием, это вполне возможно), требуется, чтобы многие экономические принципы стали такими же очевидными и бесспорными, как положения таблицы умножения, которой пользуются все люди, не подвергая её сомнению.

Но даже в условиях господства процесса собирательства в обществе того времени стихийно сложились более или менее правильные представления об экономических отношениях и о самом процессе распределения:

"Что Бог дал (т.е. то, что человек получил от природы), то нужно и распределять по-божески."

Поэтому и ростовщик (а это аналог будущих акционеров), и арендодатель рассматривались только как лица, оказывающие финансовые услуги, что само по себе не давало им права ни на что, кроме получения оплаты за оказанную услугу, а самодеятельной категорией населения, создававшей блага своим трудом, являлись только крестьяне и ремесленники, использовавшие свой человеческий капитал. Человеческим капиталом обладали и ростовщики, и феодалы, и дворяне, но в экономическом процессе они не участвовали и не могли эффективно использовать в этом процессе свой человеческий капитал. В данном случае принципиальное значение имеет не то, откуда члены общества получили свой человеческий капитал (допустим, от Адама и Евы), а то, используют ли они его в экономическом процессе, или нет. Причём, человеческий капитал – это лишь часть сложного капитала юридического лица, который используют только его участники. Отметим одно, очень важное обстоятельство:

Не смотря на то, что в условиях первобытно-общинного строя и натурального хозяйства ошибки в процессе распределения не оказывали заметного влияния на процесс создания благ, общество того времени не допускало превышения роли лиц, оказывающих услуги, и основная созидательная роль в процессе производства признавалась за участниками экономического процесса, представлявшими собой самодеятельную часть населения (в период натурального хозяйства – это были крестьяне и ремесленники).

Хотя в политическом отношении крестьяне и ремесленники были бесправны и были обязаны содержать своих "господ", экономически они были вполне самостоятельными и в процессах производства обладали правами, которых полностью лишены современные участники процесса производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: