Ни в одном из современных рыночных процессов не соблюдается основополагающее условие рыночных отношений, каким является применение согласованных цен

И не могут соблюдаться, так как принципиально изменился уровень сделки, а время. когда участниками сделки с обеих сторон были физические лица, ушло в прошлое. Но в тот период, когда возник этот принцип, ещё не существовало возможности объективно определить цену, не существовало органа, способного это сделать, и обоюдное согласие в осуществлении сделки (а не в согласовании цены) было естественным условием правомерности самой сделки, а совсем не методом ценообразования. С переходом к товарному производству рыночная сделка стала массовым явлением, товарами стали все предметы первой необходимости, и создание нейтрального органа ценообразования, не зависящего ни от одной из сторон рыночной сделки, стало объективной необходимостью. Что со всей очевидностью следует и из практики современных рыночных отношений.

Что можно сказать о цене финансовой услуги, которую оказывает обычный вкладчик банка? Уровень % по депозитному вкладу банк увязывает со стоимостью аналогичной услуги, оказываемой соседними банками, что полностью соответствует объективному уровню ценообразования (не ниже), распечатывает цены различных видов данной сделки, и никакого "ценообразования" вообще не предполагается. Все банки решают вопрос ценообразования в чисто одностороннем порядке. Конечно, если вкладчик принёс миллиард рублей, он может рассчитывать на индивидуальные условия заключаемой сделки, но уровень цен в любом случае будет соответствовать цене этой услуги, сложившейся в банковском секторе.

Но если в банке или в магазине за физическим лицом всегда остаётся право на альтернативный выбор: "покупать – не покупать", "вкладывать – не вкладывать", то существует множество услуг, когда даже такого "выбора" не существует. Например, оплата за коммунальные услуги, которые предоставляются члену общества по установленной цене, не спрашивая его согласия.

Но и "альтернатива", в виде "не покупать вообще", часто существует чисто формально. Член общества может не вкладывать деньги в банк, не покупать цветы и не ходить на концерт, если цена этих услуг его не устраивает. Но не покупать хлеба или других товаров "первой необходимости" он просто не может. А если продавец хлеба будет увеличивать цену постепенно, то покупатель может вообще не обратить на это внимание. Но подобная "сделка" равнозначна вымогательству, и о каких-либо "рыночных отношениях" вообще нельзя говорить.

В современных государствах, считающихся "рыночными", практически, все сделки осуществляется по ценам, устанавливаемым продавцами и посредниками. Причём, это относится к процессам купли-продажи любого товара, кроме, возможно, пучков морковки или укропа, исподтишка продаваемых бабушками у остановок метро.

Таким образом, ценообразование в современном обществе осуществляется совсем не рынком, который и не способен осуществлять этот достаточно сложный процесс. Процесс ценообразования, конечно, имеет место, но он носит односторонний характер и осуществляется продавцом. При этом сознание членов общества подвергается массированной обработке, ("цену определяет рынок"), предназначенной для того, чтобы они не замечали грубейших нарушений рыночных правил, а считали, что рост цен, инфляция и финансовые кризисы – это неизбежное "зло", порождённое экономическими законами, с которым приходится мириться.

Всё вышесказанное касается и понятия "наценка", которая сегодня воспринимается просто, как увеличение цены. Но на самом деле никакого увеличения цены не может происходить, если потребительские качества товара остались неизменными. Но применение наценки объективно обосновано дополнительными услугами, которые оказывает продавец (транспортировка товара, расфасовка, торговое обслуживание в магазине, доставка товара на дом и т.п.). Но каждая из этих услуг – это товар, имеющий свою цену, которая должна регламентироваться так же, как и цена основного товара. Многие торговые предприятия и сегодня отдельно указывают в товарном чеке стоимость услуг. Это правильно, но дело в том, что и цена основного товара, и цена дополнительных услуг устанавливается произвольно самим продавцом.

Есть все основания полагать, что произвол, существующий и в сфере финансовой деятельности, и в сфере ценообразования, это не столько результат отсутствия в обществе правильных представлений об этих процессах, сколько целенаправленные "заблуждения", связанные с желанием создать источники неэкономического обогащения.

Но существуют и другие объективные соображения, благодаря которым "основной принцип" ценообразования, которым считается цена, согласованная равноправными участниками сделки, оказывается неприменимой в современных условиях товарно-денежного обращения:

− уровень ценообразования, как уже отмечалось, определяется максимальным уровнем участников сделки. Уровень "физическое лицо – физическое лицо" (форма 1, в разделе 4.3.) уже "не делает погоды" в рыночных отношениях. Вероятно, сегодня – это именно тот уровень, который не нуждается в какой либо регламентации цен со стороны государства. Пусть здесь господствует стихия рынка. В условиях современного "рынка" (формы 2, 3, 4 в разделе 4.3.) уровень ценообразования не может быть ниже уровня заключаемой сделки, который соответствует уровню деятельности того юридического лица, у которого этот уровень набольший. По многим видам товаров – это уже сегодня мировой уровень. Но внутри государства эти уровни различны, и, наряду с ценообразованием, осуществляемым в масштабах всего государства, по многим товарам это следует делать в масштабах заключённой сделки. Чаще всего это должен быть Субъект Федерации.

− ценообразование в социальном государстве должно учитывать и объективную полезность товара, и объективный спрос, и иные социальные аспекты, которые не могут быть учтены в случае, если цена определяется только на основе двухсторонней сделки. Хотя это полностью соответствует правилам рыночных отношении;

− постоянство "цены товара" не означает постоянства "отпускной цены" при реализации товара потребителям, которая неизбежно должна включать в себя торговую наценку, различную для различных видов товаров и условий их реализации, и тоже подлежащую обязательной регламентации.

− при очень большом объёме импорта цена товара и ввозная пошлина на него требуют взаимной увязки, которую (увязку) можно осуществить только на межгосударственном уровне.

Процесс ценообразования включает в себя множество факторов: сфера ценообразования, процесс определения цены данного товара, процесс узаконивания установленной цены, процесс образования окончательной цены реализации. Поэтому бесконечное многообразие товаров и различные виды сделок, осуществляемых с ними, исключают возможность шаблонного подхода и предполагают существование принципиально различных форм ценообразования для разных товарных групп.

Полная регламентация процессов ценообразования неизбежно встретит возражения со стороны "рыночников". На самом деле действующая система, при которой цена и наценки могут увеличиваться по усмотрению продавца, представляет собой дискриминацию интересов покупателя. Продавец лишается "права" повышать цену товара, сверх максимальной наценки. Но такого экономического "права" и не существует. Речь идёт об отмене "права творить бесправие". Но возможности снижения издержек производства и увеличения товарооборота продавца никто не лишает.

Так же, как вес товара, продаваемого на рынке, может определить только существо, обладающее интеллектом, т.е. человек, а не рынок, как таковой, так и научно обоснованную стоимость товара или услуги способен определять только человек, не зависящий от противоположных интересов продавца и покупателя. А, точнее, созданная государством специальная система ценообразования

Вывод.

Единственным органом, способным и обязанным осуществлять оптимальное ценообразование, является государство. Рынок, призванный осуществлять товарно-денежное обращение, и имеющий для этого правовые и материальные условия, может осуществлять процесс "ценообразования", только полностью ориентированный на интересы продавца в ущерб интересам потребителя и общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: