Переход к товарному производству – естественная форма экономического развития

Переход к товарному производству основан на принципиальных изменениях в двух сферах деятельности: в производительных силах, и в производственных отношениях. Изменения в производительных силах не стали каким-либо "откровением". Основой движущих сил экономического развития остались человек и природная энергия. Ничего другого, способного осуществить эту задачу, в природе просто не существует. Но несколько тысячелетий экономического развития в условиях натурального хозяйства помогли осознать и роль сознания человека, и огромное значение просто увеличения числа участников трудовой деятельности, и роль профессионализма. Важнейшие количественные изменения в процессах трудовой деятельности произошли в связи с получением человеком управляемых источников энергии. Подтверждением объективной готовности человечества к развитию новых производительных сил стало чисто стихийное образование товарного производства (с небольшим временным сдвигом в разных регионах), и реальные экономические результаты, в виде значительного роста объёмов производимых благ, полученные достаточно скоро. Можно считать, что уже в конце XIX - начале XX веков человечество стало способным обеспечить научно обоснованную потребность общества в жизненных благах, и даже было вынуждено ограничивать производство. Преградой для полного обеспечения стали не производственные возможности, как это было во все предыдущие тысячелетия, а покупательная способность населения.

Человек оказался способным произвести столько, сколько требуется, и даже больше, что и привело к появлению безработицы. Но грамотно осуществить распределение благ человечество оказалось неспособным.

Вряд ли можно считать, что человек не сумел "создать" соответствующей системы производственных отношений. Прежде всего, он не сумел, а, возможно, не захотел понять того, что представляет собой такая система. Казалось бы, не знаешь, как распределять – распределяй всем поровну! Лишь бы нищих не было. Но зато человек совершенно отчётливо ощущал своё желание получить деньги любой ценой. Поэтому основные усилия человечества были сосредоточены не на наведении порядка в процессе распределения, которым до этого человечество, практически, не занималось, а на создании систем неэкономического обогащения для каждого отдельного члена общества. Тем более что глобальные перемены, осуществляемые в сфере производственных отношений окутали экономическую деятельность таким туманом, что даже очень существенные изменения в праве собственности прошли незамеченными, хотя каких-либо изменений в собственности вообще не требовалось.

Покажем те изменения, которые требовалось провести при новой системе распределения благ, с осуществлением которых человечество за триста лет товарного производства полностью так и не справилось. Натуральное хозяйство состояло из двух процессов:

" производство потребление".

Товарное производство состоит из семи процессов: в том числе, пять новых процессов, ни один из которых стихийно возникнуть не может:

Но это семь видимых процессов. Кроме тех процессов, которых раньше либо вообще не было (распределение благ), либо были, но использовались ограниченно ("деньги"), появились и другие, совершенно новые. В частности, важнейшим является процесс осуществления централизованного "ценообразования", осуществляемого силами каждого отдельного государства, или путём создания единой мировой ценообразующей системы. Попытка навязать осуществление ценообразования в процессе каждой отдельной сделки путём объявления рынка "свободным", – это тоже очередная "неординарная глупость", так как и определять цену способен только специалист, и число таких сделок составляет сотни триллионов, хотя число самих цен исчисляется миллионами, и интересы покупателя и продавца взаимно противоположны. Хотя должны выражаться совсем не интересы конкретного продавца, или покупателя, а интересы "анонимного потребителя". Насколько хаотично и бессистемно осуществляются производственные отношения и в XXI веке, можно судить по тому, что хотя каждый член общества обязан осуществлять "общественно полезную" деятельность, но какую деятельность следует считать "общественно полезной", общество так и не договорилось. Так, например, современное общество прилагает усилия для взвинчивания цен на энергоносители и на стоимость финансовых услуг (в частности, акционерных вкладов), хотя всё общество и, особенно, его наименее состоятельная часть, заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы товары были самыми дешёвыми. А для этого должны быть дешёвыми и инвестиции, и энергоносители.

Кроме того, при переходе к товарному производству произошли принципиальные изменения в экономических целях и у государства, и у личности. В отличие от натурального хозяйства, когда на крестьянском дворе лежала обязанность полного обеспечения жизненными благами крестьянской семьи и всего общества, а государство экономических задач вообще не имело, сегодня обязанность экономического обеспечения в вопросах его организации и в нормативных вопросах, полностью лежит на государстве. А на члена общества возложена важнейшая обязанность участвовать в "общественно полезной" деятельности, не определив при этом смысл этого термина. Такое перераспределение обязанностей означает, появление у государства множества новых задач, исторически ему чуждых, но существующих объективно. Никому другому, вроде мифического "свободного рынка", перепоручить решение этих задач невозможно, так как их решение можно получить, используя качество, присущее только человеку, обладающему сознанием. И не просто человеку, а доверенному лицу, способному осознать интересы и анонимного потребителя, и всего общества. В частности, государство обязано осуществить следующие действия, позволяющие члену обществу обеспечить себя необходимыми благами:

Во-первых, предоставить каждому трудоспособному члену общества "право" (и возможность его реализации) приобрести специальность и занять одно из рабочих мест путём наделения его "индивидуальным фондом рабочего времени" (ИФРВ), в течение которого (не более) он может зарабатывать себе деньги. При этом, регулируя величину ИФРВ, государство способно образовать столько рабочих мест, сколько требуется. Не "создать", а именно образовать, так как уже существующее физическое рабочее место всегда обладает потенциальным фондом рабочего времени, равным 8736 часов (24 х 365), что при существующем ИФРВ (≈ 1940 часов) позволяет трудоустроить более 4,5 человек.

Во-вторых, установить незыблемый постоянный курс денег, призязав его к постоянным пополняемым ценникам, которые должны выражать интересы анонимного потребителя, т.е. общества в целом.

В-третьих, гарантировать каждому члену общества сохранность полученного им "права собственности" в форме зарплаты или в иной денежной форме. При натуральном хозяйстве каждый хозяин сам заботился о сохранности созданных им благ, что тоже не было простой задачей. Но за сохранность денежного курса, а, следовательно, и полученного "права собственности", может отвечать только государство путём осуществления соответствующей финансовой политики.

В-четвёртых, в современном обществе господствует система демократических выборов. Все члены общества заинтересованы в том, чтобы "выборам" предшествовал, квалификационный отбор, как это уже установлено в отношении многих ответственных профессий (например, космонавтов). Поэтому, следует установить систему квалификационных критериев, не обладая которыми человек не может и обладать правом стать кандидатом на занятие соответствующей выборной или назначаемой должности. Возможно отбор "наиболее достойных" из числа "просто достойных" тоже вполне уместен. Но только после того, как ему предшествовал процесс элементарной "отбраковки".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: