Главные факторы управления

Таких факторов три: субъекты управления, объекты управления, методы управления.

Эти три фактора присутствуют в любом процессе управления: автомобилем, лошадью, человеком или технологическим и иным процессом и т.д. Процесс управления человеком, а, тем более, человечеством, существенно отличается ото всех других процессов управления, и сами по себе процессы управление присущи только человеку (хотя и каждое животное тоже осуществляет элементы управления в той мере, в какой оно обладает сознанием).

Особенности управления обществом:

− объектом управления является та же личность, которая в иных условиях сама является субъектом управления людьми или "вещами";

− процесс управления обществом не представляет собой механический процесс, зависящий только от субъекта управления (например, управление автомобилем). В данном случае процесс управления зависит и от субъекта, и от объекта, и от методов управления, что многократно повышает сложность этого процесса по сравнению с процессом управления "вещами";

− управление "вещами" происходит путём механического воздействия на органы управления, управление человеком и обществом происходит только путём воздействия на человеческое сознание (т.е. субъективно), а ожидаемые результаты управления должны последовать от действий самого управляемого "объекта", обычно становящегося субъектом управления на более низком уровне, на котором управление происходит уже не человеком, а технологическим процессом

− человек, в процессе управления, сохраняет все особенности, присущие только самому человеку (собственное сознание и собственные интересы), которые могут оказать сильное воздействие на те действия, которые он должен совершать, становясь объектом управления;

− действия управляемого объекта определяются не только, а иногда и не столько указаниями управляющего субъекта, а всем запасом информации, которая к этому времени образовалась в сознании управляемого объекта. Поэтому реальные действия, которые осуществляет управляемый объект, ставший сам субъектом управления, могут частично и даже полностью не соответствовать указаниям, полученным им от субъекта управления;

Нас в данном случае интересует не процесс управления вообще, а именно процесс управления современным человеческим сообществом, которое (сообщество) является самым сложным объектом управления. Это часто исключает возможность с достаточной уверенностью предвидеть будущие действия человека, и как субъекта, и как объекта управления.

Существуют также естественные границы процессов управления материальными объектами, которые определяются естественными законами природы. Человечество должно отчётливо представлять себе эти "границы" и полностью приспосабливать свои действия к объективным законам природы.

Самой сложной задачей во всём процессе управления человеческим сообществом является отсутствие самого понимания этого процесса. В частности, насколько человек "свободен", выступая в качестве субъекта управления. Эта задача возникла сравнительно недавно, по мере того, как человеческий вид, развивающийся очень интенсивно, объективно получил планетарные масштабы. Однако, в масштабах государства человечество, как вид, существует уже не одно тысячелетие, что позволяет современному человечеству располагать определённой информацией о том, как "должен" происходить процесс управления видом, насчитывающим десятки и сотни миллионов особей. Однако современное человечество располагает достаточно большой информацией, в основном, о том, как "не должен" происходить процесс управления видом, насчитывающим десятки и сотни миллионов особей. От самого человечества зависит, насколько умело оно воспользуется этой отрицательной информацией. В частности, именно непонимание того, в чём человек, действительно, "свободен", привело к тому, что на протяжении трёхсот лет развитие такого общественно значимого процесса, как "бизнес", остаётся направленным, в основном, вопреки интересам общественного развития. Современное общество, установив, что обязанностью современного члена общества является "общественно полезная" деятельность, за триста лет так и не определилась, какую деятельность следует считать "общественно полезной". В частности, это привело к снижению на 10-12% в год темпов экономического развития и сделало невозможным обеспечение современного человечества "по научно обоснованным потребностям", хотя развитие производительных сил такую возможность обеспечивает.

Этот процесс (использования опыта прошлых поколений и собственного сознания) может быть представлен тремя процессами совершенствования системы управления человеческим капиталом:

− во-первых, процесс создания у каждого отдельного члена человеческого сообщества, человеческого капитала, и соответствующего очень высокому общему уровню развития личности, и учитывающего генетическую предрасположенность данной личности к тому или иному виду деятельности;

−во-вторых, процесс образования общественной "элиты", способной управлять человеческим сообществом более эффективно, чем это происходит сейчас, и которой общество могло бы доверить этот процесс с большим основанием, чем это происходит в современном обществе;

−в-третьих, процесс выработки методов и форм управления совокупным человеческим капиталом юридического лица, которое (юридическое лицо) не имеет органа управления, подобного человеческому мозгу.

Современное человечество уже имеет определённые "начала" в решении этих задач:

− существует система образования, вполне работоспособная, но явно недостаточная, исходя из объективной роли человеческого капитала в развитии общества;

− существует (причём уже не одно тысячелетие) общественная элита. Но если в период натурального хозяйства она объективно (особенно, в России) формировалась из "защитников отечества", и проявила себя, в основном, с лучшей стороны, то после ликвидации сословной элиты, в современном обществе общественной элиты формально не существует. Хотя, де-факто, она самоформируется из держателей самых толстых кошельков и крупнейших администраторов. В морально-этическом и профессиональном плане такая элита, за редкими исключениями явно не состоятельна;

− юридическое лицо в сочетании с искусственным интеллектом ("компьютеры") уже позволяет создавать органы управления, способные эффективно решать самые трудные технические задачи управления сложнейшими физическими процессами. Но речь идёт об управлении людьми, для чего нужно, прежде всего, готовить самих людей.

− развитие производительных сил уже достигло такого уровня, когда принцип "по научно обоснованным потребностям" стал объективной реальностью. Сегодня в сфере материального производства занята меньшая часть всего человечества, многие виды деятельности лишь признаются "общественно-полезными", не будучи таковыми, фактически, но даже в таких условиях производство благ может значительно превысить покупательную способность населения и современное общество вынуждено его ограничивать;

− накоплен опыт для создания эффективной системы производственных отношений, что произойдёт неизбежно и приведёт к устойчивому росту производительности труда в размере 12-15% в год. А это позволяет значительно изменить направление общественно полезной деятельности, сосредоточив использование человеческого капитала, прежде всего, на процессах, связанных с его созданием;

− достигнутый уровень развития производительных сил вполне позволяет начать целенаправленную политику по качественному изменению системы формирования человеческого капитала, постепенно всё больше увеличивая общественные затраты на этот процесс, превратив сферу образования и сферу здравоохранения в самые крупные сферы общественно полезной деятельности;

− процесс формирование человеческого капитала, осуществляемый сегодня в форме получения образования, должен быть дополнен системой наставничества;

− естественная разобщённость человечества, существовавшая весь предшествовавший период его развития, хотя и не исчезла полностью, но значительно уменьшилась, а процесс интеграции продолжает нарастать. Планетарные масштабы управления стали объективной необходимостью.

− новая форма управления человеческим капиталом ("юридическое лицо"), не смотря на грубейшие ошибки, допущенные при использовании этой формы, показала свои огромные возможности, и является не только формой реализации "экономического партнёрства", но и формой образования совокупного человеческого капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: